Вторник, 13 Января 2009 01:30

Чудеса

Оцените материал
(11 голосов)

ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО САВВАТИЯ ТВЕРСКОГО

Архивные материалы

ГАТО Ф.160, оп. 3, дело №5889

По прошению Колежскаго Советника Василия Сперанскаго о разрешении на его средства устроить в селе Савватьеве, Тверскаго уезда, над гробницею прп. Савватия четыре столба с перекладинами и с повешением на них бархата с украшениями, и о чудесах сего Преподобнаго.

Началось: 8 января 1896 года

Кончилось: 13 августа 1897 года

 

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвящен-нейшему Савве, Архиепископу Тверскому и Кашинскому, Коллежского Советника Василия Васильевича Сперанскаго

 

ДОНЕСЕНИЕ

 

Резолюциею Вашего Высокопреосвященства от 8 января с.г. разрешено мне устроить балдахин над гробницею преподобного Савватия в селе Савватьеве, Тверского уезда. Теперь, как сын православной Церкви, я не могу не донести Вашему Высокопреосвященству к славе преподобного Савватия о тех обстоятельствах, при которых возникла у меня мысль принести свою лепту к гробнице преподобного Савватия.

2 октября 1894 года заболел я приливами крови к голове, так что вечером в первый день болезни не мог стоять нa ногах без посторонней помощи. Сознание же не оставляло меня ни на одну минуту в болезни. В ночь на 12 октября, когда я уже был поправившись, вижу я следующий сон: еду я с другими богомольцами нa лодке вверх по Волге и вижу нa правой стороне от Волги несколько вдали стоит между лесом па возвышенности церковь, не такая как бывают обыкновенно в селах, а вроде монастыря или скита, квадратная с 5 главами, белая, каменная. Богомольцы, бывшие на лодке, пристав к берегу, начали молиться туда, а я отправился домой. На мой спрос, что это за монастырь, мне отвечали, что тут под спудом лежат святыя мощи, назвав местность вроде "Лазино".

Проснувшись от сна, я тут же записал этот сон как замечательный в моей памятной книжке, с которой списываю теперь буквально, что было нaписано тогда мною кратко: "на 12 октября 1894 года видел во сне церковь вроде монастыря, скита с мощами. Лазино".

После сего, дня через три, пошел я на службу и, явившись в Консисторию, стал сряду расспрашивать членов Консистории и служащих в ней: где у вас на Волге находятся под спудом мощи угодника, рассказав свой сон. Спрашивал я их потому, что я Тверскую местность мало знал, так как до конца сентября 1892 г., то есть времени перемещения моего на службу из Риги в Тверь, я никогда не бывал в Твери и его уездах и даже не проезжал никогда тут. Так как служащие в Консистории мне сказали, что на Волге нет мощей под спудом, то я и отложил мысль о сем.

Спустя некоторое время, в сентябре 1895 г., к нам поступила в услуже­ние одна девица Мария из прихода села Савватьево. Однажды, занимаясь дома, слышу, как она говорит в другой комнате моей жене, что у них в Савватьеве есть под спудом мощи. Услышав эти слова, я вспомнил тотчас свой сон, записанный мною, и, пойдя сразу к ним в комнату, стал спрашивать ее сам наперед о церкви и мощах. Она мне на мои вопросы подтвердила тогда, что церковь у них па правой стороне от Волги, если ехать вверх к Твери, стоит между лесом, квадратная с 5 главами, белая, каменная, и там лежат под спудом мощи преп. Савватия, которому служат молебны. Удивившись тогда более своему сну, я в следующее воскресенье 24 сентября отправился с женою своею в село Савватьево отслужить там молебен преп. Савватию с водоосвящением. Приехав в село Савватьево, я нашел там местность в том виде, как видел во сне. Священник тогда не был дома и церковь с гробницею преподобного показали мне местные псаломщик и жена священника Архангельскаго. По выходе из церкви для меня приятны были первыя слова жены священника, которая сказала нам, что здесь близ церкви погребены схимники и здесь прежде был монастырь, а у меня и записано было в книжке, что я видел во сне церковь вроде монастыря или скита с мощами. За сим жена священника заявила нам свое желание показать в 80 саженях приблизительно от церкви пещеру, в которой жил преподобный Савватий, куда мы с радостию пошли. Подойдя к ней, я был удивлен, когда матушка сказала нам, что пещера преподобнаго невысокая и в ней нельзя стоять человеку, а там почитающие преподобнaro лазят, то есть пролезают по земли три небольшие отделения пещеры, входя в одно отверстие (вход) и выходя в другое, что я и исполнил, пройдя склоня низко голову три небольшия отделения пещеры и вспомнив тогда опять сон, в котором местность эту богомольцы назвали мне вроде "Лазино". Выйдя из пещеры жена священника предложила мне помыть голову водою из небольшого рва при пещере преподобнаго, объяснив, что этой водою многие, приезжающие сюда, умываются и получают исцеление от головной боли, что я с особою радостию исполнил, так как раньше очень был болен головою.

Тогда же, рассмотрев еще местность, рассказал я жене священника свой сон во время своей болезни головы. Мысли же тогда у меня не было устроить балдахин при гробнице преп. Савватня, а явилась она при следующих не менее замечательных обстоятельствах:

14 декабря 1895 года первый раз пришлось мне по одному делу заехать утром нa квартиру к протоиерею Тверской Скорбященской церкви Дмитрию Koнстантиновскому. Здесь у нас зашел разговор, между прочим, неожиданно, о преп. Савватии Тверском, и я ему рассказал свой сон и виденное мною в Савватьеве, на что протоиерей Кон-стантиновский мне сказал: "В самом деле нужно бы обратить внимание на  гробницу преп. Савватия и чем-нибудь его ознаменовать, туда многие приходят помолиться ему". "Да", - сказал я ему и за сим вскоре поехал на службу. Дорогою явилась у меня мысль устроить балдахин над гробницею преп. Савватия на свой счет, но приостановил тогда исполнить желание свое, так как не имел в запасе наличным и у себя денег. Приехав в Консисторию и пойдя с докладом дел к Вашему Высокопреосвященству, я удивился, когда секретарь Вашего Высокопреосвященства объявил мне в приемной, что я получу денежную награду, т.к. пришли деньги, высланныя Его Императорским Высочеством Великим Князем Сергием Александровичем в поощрение трудов служащих в Консистории по сбору денег, собираемых в Тверской епархии в Вербное воскресенье, на что я тут же и сказал г-ну секретарю, что я полученныя деньги жертвую в село Савватьево на балдахин, объяснив о тех обстоятельствах, при которых появилась у меня только что пред тем временем эта мысль. Ваше Высокопреосвященство тоже тогда поздравили меня с наградою, когда я явился к Вам, и я тогда же доложил, на какой предмет я думаю пожертвовать деньги и рассказал об обстоятельствах сего дела, на что Вы милостиво отвечали мне тогда: "нужно только оформить дело". Деньги же, присланныя в награду Его Императорским Высочеством Великим Князем Сергием Александровичем, были для меня неожиданностью по той причине, что за 11 лет должности моей секретаря Консистории только в одном 1894 году мы получили в Консистории в начале ноября наградныя деньги по сбору в Вербное воскресенье, а в 1895 г. мы и не ожидали посему этих денег еще, тем более что уже было тогда 14 декабря, а собранныя пожертвования в пользу Императорского Православного Палестинскаго общества были отосланы из Консистории по принадлежности в 1895 году ранее 1894 года.

К сему донесению подписуюсь Коллежский Советник В.В. Сперанский.

14 февраля 1896 года г. Тверь.

 

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Димитрию, Епископу Тверскому и Кашинскому, иеромонаха Тверского Успенскаго Желтикова монастыря Мелетия

ДОНЕСЕНИЕ

Ваше Преосвященство! По сану священства, который на мне лежит, не могу умолчать о Божием милосердии и чудесном исцелении, явленном надо мной через преподобнаго Савватия Тверского, почитающагося в селе Савватьеве, Тверского уезда, от города Твери в 12-ти верстах.

По допущению Божию я получил в начале июня 1896 года паралич левой стороны руки и ноги и страдал сильно десять дней, в продолжении коих при помощи врачей облегчения никакого не было. 11-я ночь была почти бессонная. Думал я со скорбию тогда: моя тяжкая болезнь может быть и неизлечимою, больничнаго отделения в монастыре нет, частным лицам, кому я нужен?  Это представлялось мне тем более невыносимым, что в городскую больницу я поступить нe мог, так как обещался пред Богом при пострижении в монашество жить в монастыре до смерти. Вразумил меня тогда, знать, Ангел Хранитель или Сам Господь, нехотя смерти грешника, прибегнуть к Самому Врачу душ и телес и к угодникам Божиим, имеющим благодать от Господа исцелять недуги душевныя и телесныя, и в этот момент мне как-то чудесно вдруг пришло на ум просить помощи преподобнаго Савватия Тверского, исцелившего Василия Васильевича, секретаря Тверской Духовной Консистории.

Дождавшись утра и получив благословение у Преосвященного Гавриила, тогда я был в числе иеромонахов Отроча монастыря, я отправился в тот же день в село Савватьево и просил там местного священника отслужить молебен с водосвятием пред гробницею преп. Савватия. Во время молебна усердно просил помощи у преподобнаго. Возвратившись в монастырь, чувствую в просоньи ночью, что мою нечувствительную больную ногу кто-то как будто растирает, отчего я проснулся, но около себя никого не нашел. Потом опять заснул. Утром посадили меня уже на кровать в первый раз в болезни, ноги поставили на ковре, обратил я внимание на больную ногу, вижу пальцы у нея шевелятся, и какова же была моя радость тогда? Стал я благодарить мысленно преп. Савватия, оказавшего мне помощь, и посему решил неотступно еще просить Угодника Божия об исцелении моей болезни. На третий день вновь отправился к преп. Савватию просить Его помощи, где местный священник опять отслужил молебен. Усердно просил я преподобнаго о  моем исцелении. Спаси меня, Господи! Возвратившись в Отроч монастырь, когда стали снимать меня с пролетки, чувствую я, что больною ногою могу уже немного ступать. Через несколько дней с помощью посторонней поддержки я мог с места на место передвигаться; почему я через несколько дней вновь ездил в село Савватьево поблагодарить преп. Савватия за исцеление меня.

Вскоре после этого приехала ко мне сестра моя родная, Московскаго Страстнаго монастыря монахиня Анастасия, увидевшая меня с места на место переходящим, а ранее видевшая меня совершенно больным. Удивившись такой неожиданной перемене к лучшему моей болезни и узнавши подробности облегчения оной, благодарила Угодника Божия. Побывши у меня два дня видит она, что моя левая рука висит, как плеть. С прискорбием смотрела она на эту руку и говорит мне: попроси, братец, преподобнаго Савватия об исцелении руки, может быть, за Его св. молитвы Господь исцелит и руку, и я, по ея совету, немедленно опять отправился к преп. Савватию и отслужил молебен Ему, прося об исцелении руки. Возвратясь в монастырь заметил я, что на больной руке пальцы чуть-чуть шевелятся, на другой же день пальцы стали несколько уже сгибаться и разгибаться, что я показал сестре моей Анастасии, которая не могла удержать слез от радости и благодарила со слезами со мною Господа Бога и преподобнаго Савватия Тверскаго. Теперь, хотя несовершенно, имею развязку в руке и ноге, но послушание монастырское и свою череду священнослужения исправляю сам.

К истине моего показания подписуюсь по священству Тверскаго Успенскаго Желтикова монастыря иеромонах Мелетий 16япваря 1897 года.

Подпись сия принадлежит действительно сему иеромонаху Мелетию, о событии котором и мне известно. 1897 г. 16 января. Гавриил, Епископ Старицкий.

 

Современные свидетельства об исцелениях

 

***

 

Более пяти лет я страдала гайморитом. Я верующая, поэтому в надежде на заступничество святых Божиих ездила по святым местам, прося себе исцеления. Была у святых преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодора Санксарского, Нила Столобенского, святого праведного Иоанна Кронштадского, святых праведных блаженных Матроны Московской и Ксении Петербургской, а также много раз у святого свяшенномученика Фаддея Тверского в Церкви Вознесения Господня. Но исцеления не было.

29 октября 2000 года, в воскресенье, совершила паломническую поездку на автобусе от церкви Трех Исповедников в пустынь святого преподобного Савватия и на его источник святой воды.

По прибытию на место, стоя в очереди у источника за святой водой, стала читать молитву святому преподобному Савватию, размещенную возле самого источника. Как только приступила к чтению этой молитвы, сразу началось исцелительное очищение, выразившееся в обильных слизистых и гнойных выделениях из носоглотки.

Очищение продолжалось вплоть до окончания молебна, совершенного затем уже на месте пустыньки святого преподобного Савватия. После молебна, по дороге к автобусу, выделения из носоглотки постепенно прекратились и в автобусе их уже не было.

На следующий день в церковь Божией Матери «Нечаянная Радость», где я работаю, размещенную при Областной психиатрической больнице, неожиданно кто-то принес листок с напечатанным описанием жития святого преподобного Савватия. Как только я взяла в руку этот листок и начала читать, целительное очищение в точности повторилось.

Во время повторной поездки 3 декабря целительного очищения не было, а произошло оно по возвращении от святого преподобного Савватия Тверского уже дома, сразу после того, как его святой водой обмыла лицо и голову.

Январь 2001 г.                                                            Жительница г. Твери

                                                                           Вера Георгиевна Александрова

 

***

Милостью Божией в ноябре месяце 2000 года попала я на молебен в Савватьеву пустынь. В это время были у меня проблемы со здоровьем: мучила одышка, приходилось принимать эуфилин и другие бронхолитики.

День был пасмурный и ветреный, но, невзирая на это, мы получили столько духовной радости! И самое главное, когда приехала домой, то почувствовала облегчение, стало легко дышать, пропали все неприятные симптомы.

Я уверена, что это произошло по молитвам Савватия Оршинского.

Январь 2001 г.                                                                                   р. Божия Ольга

 

 

****

В ночь на 24 мая 1998 года я видела сон: как будто среди ночи разбудили меня работники ФСБ, взяли прямо из кровати и увезли на беседу, а была я в чем одета, в одной ночной сорочке. Надо сказать, что до этого сна носила я короткую ночную сорочку, чего уже не бывало с того дня. Расспрашивали меня о священнике, которого я знала, и я сказала о нем все хорошее. Обратно меня отвезли не домой, а к храму вмч. Екатерины в Затверечье, где в то время еще не было забора, но во сне он уже был. Оставили меня с внутренней стороны забора, рядом с храмом. Раздумывая, каким образом мне добраться до дома, я увидела прихожан идущих к храму. Между собой они говорили, что сегодня придет давать благословение «отец Савватий». Об о. Савватии мне ничего не было известно, но взять благословение мне тоже захотелось. Тут же вижу старца в схиме, дающего людям благословение перед входом в храм. Долго я не решалась подойти к нему из-за своей одежды, т.к. была я в одной ночной рубашке. Стояла я и ждала, когда батюшка увидит меня и по его выражению лица пойму, можно ли мне подойти. Когда о. Савватий всех благословил, посмотрел в мою сторону и, улыбнувшись, шагнул мне навстречу. А я бросилась к батюшке.

Проснулась я в сильном волнении. Утро было раннее. Сразу стала перебирать книги в поисках каких-нибудь сведений о св. Савватии. Наконец, в книге «Жития русских святых» нашла я краткую заметку о прп. Савватии Тверском и его икону. Изображение святого на этой иконе было точно таким, как во сне.

После Литургии (было воскресенье) в храме св.вмч.Екатерины мы с мужем и сыном поехали в Савватьево. Думала, может хоть там побольше узнаю о батюшке. Надо сказать, у сына моего был поврежден мениск, и он не мог ходить без палки. Приехали мы в Савватьево. У дома стоит пожилая женщина. Я стала ее расспрашивать. Она очень удивилась и рассказала в свою очередь, что помнила. Была радость, слезы. Мария Ивановна (так звали женщину) сказала, что сегодня праздник Тверских святых и приезжали духовные чада о. Юстиниана и читали Акафист. Она показала, куда нам идти, сама была больна. Было очень сыро, стояла вода, мы не сразу вышли к «пустыньке» прп. Савватия, обходили канавки с водой. Но в прудике не было воды. Крест был, и мы молились прп. Савватию и благодарили Господа за такую милость к нам грешным.

После этого мы стали приезжать в пустыньку, навещать Марию Ивановну. И прп. Савватий своими молитвами ко Господу о нас грешных помог нам, исцелил моего сына, и сейчас помогает переносить болезни, страдания и искушения, которые неизбежно встречают любого христианина на его пути.

Какое-то время мы не были в Савватьево, и узнали, что батюшка о. Андрей из церкви Трех Исповедников занят возрождением обители. Тогда же в этом храме появилась икона прп. Савватия Оршинского Чудотворца. Изображение на ней похоже на того старца, которого я видела во сне.

Февраль 2001 г.                                                                          р. Божия  Ирина.

 

***

Осенью 2001 года у меня начались боли в горле. Сразу напрашивалось объяснение – многолетнее регулярное курение. К врачу идти было страшно… Все чаще приходила мысль – надо бросить курить. Но как?

На исповеди спросила совета у батюшки. Конечно надо просить помощи у Господа, у святых угодников, чаще бывать в храме, на елеопомазании, на исповеди, причащаться Святых Христовых Таин. С надеждой на помощь свыше, я стала выполнять все советы. Но увы… Боль не проходила, на шее появилась какая-то опухоль. И тем не менее, бросить курение я не могла…

Я просила близких помолиться обо мне. Было очень страшно. И вот наступило 9 декабря 2001 года. После воскресной службы в храме, я пришла домой очень расстроенная. Силы как будто оставили меня. Я чувствовала, что, не смотря на плохое самочувствие, бросить курить не могу. Вечером этого же дня мне позвонила моя знакомая Наталия, иконописец храма «Всех скорбящих радость» и сообщила мне, что молилась сегодня обо мне у креста прп. Савватия и заказывала молебен «о бол. Нине». Наталия привезла мне также воды из колодца прп. Савватия и молитву, которую я стала читать при принятии воды.

С этого дня как будто что-то перевернулось во мне. Появилась надежда. На другой день я купила в аптеке заменитель сигарет и решила попробовать не курить хотя бы день. К своему собственному изумлению получилось. Тогда я утвердилась в своем решении и стала просить прп. Савватия помочь мне. Я поняла, что Господь услышал меня, ведь о молебне у креста я ничего не знала. Господь Сам указал мне, кого просить о помощи.

Позже я сама побывала у креста прп. Савватия, поблагодарила его, приложилась к тому месту в строящемся храме, где под землей находятся мощи прп., купила там же иконочку с изображением прп. Савватия Оршинского, которая теперь у меня дома рядом с иконой Спасителя и Божией Матери.

Самое удивительное, что у меня не только прошли боли в горле, но то, что я смогла отказаться от тридцатилетней греховной привычки курения. Причем это прошло без стрессов, без нервных срывов.

Вот уже полгода как я не курю. Считаю, что своими силами я не смогла бы преодолеть эту привычку. Господь помог мне через Своего угодника прп. Савватия.

Прп. отче наш Савватие, моли Бога о нас, грешных.

 

Май 2002 года                                                      Нина Николаевна Крылова,

                                                     прихожанка храма Всех скорбящих радость г. Тверь

 

***

 

Мой муж Владимир страдал заболеванием – варикозное расширение вен на ногах. Расширенные вены набухали под кожей в виде извитых тяжей и узлов. Ноги отекали к концу дня, усиливалась боль в ногах, ходить становилось все труднее. Постоянно бинтовали ноги. Больные ноги не давали ночью покоя. Муж по ночам спал с перерывами.

На Радоницу в мае 2002 г. муж в свои 45 лет крестился (а причаститься не сподобился). В июне Господь дал нам возможность посетить Савватиевскую пустынь. Отслужив молебен, отец Андрей предложил нам всем окунуться в водичке, особенно омыть больные места. Мой мало верующий муж не стал входить в купель при всех. Когда паломники ушли к храму, строящемуся неподалеку, Владимир снял обувь (больные ноги принудили войти в святую воду) и походил ногами по купели.

Боль ушла сразу. Ноги, Слава Тебе Господи, исцелились и вот уже больше, чем полгода, мы не знаем ни повязок, ни мучений.

Февраль 2003г.

г. Тверь                                                                                                      Татьяна

 

***

 

Я, раба Божия Елена, желаю рассказать о чуде, происшедшем в Савватьевой пустыни. Я страдала болезнью (кистозное изменение яичников). Эта болезнь протекала с болью и кровотечением около года. Начало болезни август 2001 г. Мама, зная о моей болезни, предложила съездить на какой-нибудь святой источник для получения исцеления. А то, что люди исцеляются от болезней, умывшись в источнике, она узнала от знакомых. Но у меня не было веры в то, что я исцелюсь, именно умывшись в святом источнике, и я отказалась, потому что верила только в Таинство Причастия, т.к. после Причастия получала исцеления от многих болезней. Все это время, я не переставала молить Бога об исцелении.

В августе 2002 г. в один из воскресных дней, во время службы мне пришла в голову мысль съездить на какой-нибудь святой источник. В тот же день я узнала о поездке в Савватьеву пустынь и решила отправиться туда. Но неожиданно возникла небольшая проблема в нашей семье, и мне предложили отложить поездку на другой день. Я не согласилась, потому что неожиданно для меня моя душа очень тянулась в Савватьеву пустынь и было чувство, что после поездки в то место, я обрету радость. Тогда я не знала, какую именно радость, но чувствовала, что будет что-то хорошее, то, что я долго жду, и поэтому откладывать мне никак не хотелось, и я поехала.

В Савватьевой пустыни есть прудик, в котором, по словам священника Андрея, многие люди, умывшись, исцелились. Я задумалась о его словах, но из-за своей неуверенности в себе и стеснительного характера я не решилась войти в прудик, а решила умыться в следующий раз.

После первой моей поездки я с радостью ожидала следующей. Также не проходило чувство тяги в Савватьеву пустынь, и появилась уверенность, что я именно там получу исцеление. Приехав во второй раз в Савватьеву пустынь, после молебна я вошла в прудик и три раза облила голову со словами: «Святой Савватий, исцели меня», и прочие прошения своими словами. Также я пила святую воду от молебна.

Через несколько дней кровотечение и сильные боли прекратились.

 

Февраль 2003г.

г. Тверь                                                                                                      Елена.

 

***

Батюшке Андрею из Савватьева

от прихожанки Собора

Успения Богородицы

Раисы

Уважаемый Батюшка!

В середине апреля я в числе других совершила паломничество в Савватьевскую пустынь. Поездка нам очень понравилась, мы мысленно вместе с Вами помолились святому Савватию, набрали святой воды, приобрели молитвенник, портрет Савватия и описание его жизни.

Через несколько дней, когда у меня было тяжело на сердце, ночью мне привиделся старец Савватий (по портрету – это он), он шел мне навстречу и сказал: «Идите в среду в церковь». В среду в соборе Успения Богородицы водосвятский молебен Богородице. Я сходила, помолилась, принесла домой водосвятской воды. Значит, святой Савватий все видит и помогает нам.

Уважаемый батюшка!

Спасибо Вам за Вашу работу нужную для всех православных, а Бог сбережет Вас.

 

5.05.2004                                                                                                 Прихожанка

                                                                                                          православная Раиса

***

Я, раба Божия Инна, свидетельствую об исцелении по молитвам преподобного отца Савватия Тверского.

Я много лет страдала от хронического бронхита. Осень, весна – самое страшное было для меня время. Два года назад осенью меня три дня и три ночи мучил страшный кашель. Мне не помогало ничего. И вот, в воскресенье я поехала с паломниками в Савватьеву пустынь на молебен Преподобному. Я заказала молебен и попросила его об исцелении меня от кашля, и если это произойдет, то я об этом напишу. Я пила холодную воду на молебне, было холодно, выпал уже снег. Затем я взяла воду домой и, когда начинался кашель, я пила воду из колодца и обливала голову и шею этой водой. Мне пришлось проделывать это всю ночь с воскресенья на понедельник. Утром в понедельник кашля у меня уже не было. И по милости Божией и по молитвам преподобного Савватия я почти полностью исцелилась от этого недуга. У меня больше не повторялись приступы кашля.

У меня исцелились и другие болезни. Я все лето ездила и осень купаться на прудик в Савватьеву пустынь. Помогает бороться с нечистыми духами.

 

15.12.2004 г.                                                              Горохова Инна Борисовна

                                                                       Калининский р-н,  д. Аввакумово.                                                      

 

****

В 2003 году о. Андрей Егоров попросил меня изготовить из дерева образ Св. Преп. Савватия Оршинского чудотворца для храма, что в дер. Савватьево. С трепетом и благоговением я хотел приступить к работе, да все как-то не решался, робел – очень уж ответственным мне представлялось это задание. Пребывая в посте и молитвах, я неоднократно обращался к Преподобному с просьбой о благословении. И вот однажды лег я спать, помолившись и сокрушаясь, что никак не могу приступить к изготовлению резного образа Св. Преп. Савватия Оршинского чудотворца. Лежу и в который раз обращаюсь к нему с просьбой о благословении. Еще не сплю, но вдруг вижу ясно, как наяву, будто иду я по тропочке, ведущей к пещерке, а у двух сосен, что недалеко от прудика спиной ко мне, опираясь на посох, стоит ОН сам! Поворачивает голову в мою сторону и смотрит на меня доброжелательно. Радостно мне стало на душе, и я опять обращаюсь к НЕМУ все с той же просьбой. Улыбнулся Преподобный ласково и душевно, перекрестил меня двумя перстами. «Благословляю», – говорит. Тут видение и исчезло.

И вот ведь какое чудо: на следующее утро и робость моя пропала, и время появилось для этой работы, и все складывалось наилучшим образом для ее скорейшего завершения. А сосны те у прудика и впрямь стоят в том самом месте, что были в видении. Их я узнал в свой следующий приезд и посещение пещерки.

С той поры в своих ежедневных молитвах я непременно обращаюсь к Преподобному, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших, дабы молил Бога о мне, грешном.

 

15.05.2005г.                                                                  Чернов Александр Васильевич,

                                                                                                     художник-иконописец

 

 

Простая история о сложном.

   Как обычно, все истории начинаются с присказки. Итак… Где-то четыре года назад Господь посетил меня болезнью. Она развивалась постепенно, угнетая меня все больше и больше, пока после посещения УЗИ в июне не последовал диагноз: опухоль в желчном пузыре, камни разные по размеру там же и тяжелое поражение печени. Врач, проводившая исследование рассказала, что у её мужа было тоже самое, он мужественно боролся с болезнью целый год, но все равно попал под нож хирургу. Из её слов и мне следовало готовится к такому же исходу. Тоже рассказал мне после своего обследования хирург, к которому меня направили, и назначил мне время операции на август. Сказал как готовиться и примерно определил, что шов после операции будет 40 см. Хирург был опытный , известный в городе, сделавший множество подобных операций. Он говорил, что желчный пузырь уже не работает и отмирает, операции не избежать и, что лучший срок для её проведения как раз август. Он был искренен и хотел мне только лучшего, но мне было тяжело на душе. После такой же операции и именно у этого хирурга (какое совпадение?)  почти пять лет назад умерла моя мать.

   Было очень больно, есть практически не мог и то, что ел доставляло большую боль, хотя и было мало, диетически и протерто в «муку». Пошло прощание с родными и постоянно мучил вопрос, а что же делать? Начал прислушиваться к жизни. Кто, что скажет. Все миром говорили мне, что операцию делать надо и все будет хорошо. Но внутри было какое-то отторжение этому. Что-то не то. Не этого хочет Господь.

   Ранней  весной у знакомого я познакомился с  настоятельницей одного из  дальних Тверских женских монастырей. Якобы по работе. Но приехав в монастырь к ней (и не раз) не я помогал ей, а она учила меня по другому относиться к жизни. И обронила как то в разговоре, что Господь не по работе свел нас. Ей я и позвонил, набравшись смелости обременить её своими проблемами. Она сразу мне сказала, что сначала надо пробовать все церковные, духовные средства, а потом, если не поможет, то и сдаваться врачам. Было предложено в течение 10 дней постоянно исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Применять освященные масла и верить Богу, что все делается для моего спасения. Так начался долгий путь из небытия смерти и греха в мир спокойствия и веры. В том монастыре читают «неусыпаемую» псалтирь и день, и ночь. И после каждой кафизмы поминают о страждущих. Начали там поминать и обо мне. После этого события начали течь с огромной быстротой, сменяя друг друга. Десятидневное причащение я проходил в Покровском храме у о. Павла Сорочинского и приходской священник рассказал мне о колодце и прудике Преподобного Савватия. Он благословил меня купаться в пруду и обливаться водой из колодца. И опять сказал, что сначала надо использовать все церковные средства, а потом… Так я первый раз услышал про преп. Савватия Оршинского.

   Буквально на следующий день или через день мне передают, что обо мне рассказали другой настоятельнице  другого Тверского женского  монастыря и та пригласила меня к себе. При встрече было благословлено ехать к старцу Науму в Троице-Сергиеву Лавру. На мою проблему о. Наум передал, что делать операцию не следует, могут быть печальные последствия. Так стало понятно, что Господь уготовил другой путь спасения.

   Приехав по благословлению в пустынь к преподобному Савватию «случайно» встретился с о. Андреем Егоровым, который почему-то подробно рассказал мне о преп. Савватии и так же благословил обливание водой из прудика и колодца во Славу Божию.

   Так начался трехмесячный ежедневный путь к преп. Савватию. Были молитвы, как свои, так и монастырские, так и Марии Ивановны – последнего жителя Савватьева, помнящего расположенный там мужской монастырь. Кстати: у неё была такая же проблема, те же жуткие боли и она меня понимала очень и очень.

   Можно долго рассказывать, что когда не было еще стоящей сейчас закрытой  купальни, то при обливании никогда другие люди не мешали делать мне своё молитвенное «купальное» правило. Преподобный Савватий разводил людей. У каждого было как бы своё время «приема».Очень скоро можно было почувствовать присутствие самого святого. Очень доброе и мягкое. И долго удивляться как в такой тьме комаров – огромных и злых мог подвизаться сам святой в своей пустыни. Я собирал в пустыни разные травки, заваривал и пил без всякого подбора. Просто: травы от о. Савватия. Когда не было уже никаких ягод я просто загадывал: батюшка Савватий, если ты меня ждешь, то пусть я найду возле колодца две ягодки разные: черную и красную. И я обязательно находил именно две ягодки, и черную, и красную. Батюшка ждал меня и знал, что я уже еду. Самое интересное: на работе обо мне как бы забыли на это время, никто меня не искал, а деньги на поездки и житье в достаточном и более количестве приходили из других источников, самых неожиданных. Ушли старые знакомые, появилось новое окружение; многое менялось с поразительной быстротой. Менялась вся жизнь, многие устои, мысли, желания и…все-все. И все сжато в эти три месяца. Несколько лет, даже больше и в три месяца. Перечислить все невозможно. Просто Господь даровал новую жизнь. Прежний человек во мне еще был, но его становилось все меньше и меньше. Так по молитвам Преподобного Савватия в мир приходил другой человек.

   В октябре при осмотре на УЗИ врач стала говорить, что она ошиблась в июне, потому что ни камней, ни многого из моей патологии она не нашла. Но кое-что осталось. С этим можно было жить и без операции. Мне стало интересно, почему не прошло все до конца и я стал у всех спрашивать. На что мне матушка настоятельница, которая благословила меня причащаться 10 дней подряд ответила, что полного исцеления Господь не даровал мне потому, чтобы я помнил и избегал своих грехов от которых все и произошло.

   Так и живу я сейчас по молитвам святого Преподобного Савватия Тверского с его помощью на ничтожную малость вылезя из своих грехов, бесконечно благодарен ему, что он взял на себя мои грехи, мой крест, даровав мне время и на покаяние, и показав какое благо наша жизнь на земле, наградив меня четырьмя  внуками, дав мне опытного духовного отца, одев на меня подрясник пономаря, и … Можно долго, долго перечислять все. А крест свой серебряный с шеи я снял и одел на деревянную икону Преподобного в Знаменской церкви дер. Саватьево. Если он взял на себя мой крест, то пусть он и будет на нем всегда. А я теперь многое должен…

   Можно долго писать про время, проведенное с о. Савватием. Про открытия свои, про встречи и многих людей, встретившихся мне в пустыни Преподобного. Еще раз скажу не лукавя, что месяц у Савватия идет  за годы. И вот уже внучата на своих ножках бегут «к Савватию», дети купаются в прудике Савватия, знакомые едут к Савватию за разной помощью. Все, кто не хочет умирать ни духовно, ни телесно идут к Савватию. Он всех примет, он всех Вас любит.

Преподобный отче Савватие, моли Бога о нас!!!

 

02.06.2005 года

г.Тверь                                                                                            В.К.

 

 

Газетные статьи

Газета «Православная Тверь» №№1-2 (82-83) январь-февраль 2001 г.

 

               ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО САВВАТИЯ

 

Уже в течение трех лет (с 1998-2001 гг.) от Храма Воскресения Христова (Трех Исповедников) города Твери (наб. Аф. Никитина, 38) раз в месяц по воскресным дням отъезжает автобус с паломниками. Он едет в село Савватьево к месту отшельнических подвигов при. Савватия, пустынника Тверского и Оршинского, нового чудотворца. Многие случаи благодатной помощи и исцелений по молитвам св. пустынника доказывают старую истину: святые Божий молятся за тех, кто благоговейно хранит память о них. Мы публикуем рассказы о современных чудесах прп. Савватия, свидетелями которых были служители и прихожане этого храма, а также некоторые жители села Савватьево.

Живет в селе Савватьево, Калининского района, один из старожилов этого села, Мария Ивановна Голяткина. Когда в 1998 году мы начали организовывать паломнические поездки в пустыньку прп. Савватия Тверского, Мария Ивановна рассказывала нам много интересного. За восемь с лишним десятков лет, что она живет в Савватьево, она была свидетельницей многочисленных исцелений, происходивших здесь. Неоднократно ее саму исцелял прп. Савватий, которого она с детства почитает. Она помнит еще неразрушенными савватьевские храмы; рассказывала, как их взрывали в 1936 году; как «не поддавались» древние стены взрывчатке, которую закладывали несколько раз, прежде чем разрушили Сретенский собор, колокольню и малую церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы. В этой малой церкви была гробница прп. Савватия Тверского с его мощами под спудом. По словам Марии Ивановны, эта церковь была «маленькой, уютной и вся светилась». Помнит она пещерку и колодезь с прудиком в пустыньке прп. Савватия, что в лесу на правом берегу р. Орша. Между прочим, тут же, рядом с пустынькой, стоит и дом Марии Ивановны. В пещерке были вход и выход, и она была очень маленькая: так что люди едва могли стоять внутри, и то на коленочках, перед небольшим образом. Здесь люди исцелялись, особенно от воды из колодца и прудика.

В 1977 году Мария Ивановна тяжело заболела. Врачи поставили диагноз – острый гангренозный калькулезный холецистит, превезикальный инфильтрат местный перитонит. Перед операцией сходила на пустыньку, помолилась святому Савватию, чтобы благословил на операцию и помог исцелиться. Тяжела была после операции, но все преодолела с Божией помощью и по молитвам прп. Савватия.

А год назад было с Марией Ивановной явное чудо; тогда она тяжело заболела двухсторонним воспалением легких. В Прощеное воскресенье (12 марта 2000 г.) мы приехали на молебен к Кресту в пустыньке. С посторонней помощью Мария Ивановна дошла до пустыньки только к концу молебна; видно было, что ей это далось не легко. «Молилась, думала умру, но нет – все как рукой сняло», – рассказывает баба Маня. И действительно, через пару недель, когда мы приехали на очередной молебен, бабу Маню было не узнать. Она была «как новенькая» и повторяла только: «Савватий меня исцелил. Наш Савватий – исцелитель». Флюорография показала, что легкие у бабушки совершенно чистые. А ведь мы, по правде сказать, тоже думали, что последней болезнью Господь Марию Ивановну посетил, так плоха была. Но... слава Богу и угоднику Его Савватию Тверскому, чудотворцу.

Неоднократно приходилось слышать мне о помощи по молитвам прп. Савватия в болезнях головы и ног. Одна наша прихожанка, по имени Людмила, после того как съездила на молебен к прп. Савватию, совершенно исцелилась от долго мучившей ее болезни обеих ног. Она также уверена, что ее исцелил именно Савватий. А вот свидетельство другой рабы Божией, Анны: «У меня немела левая нога, думала отнимется, еле ходила; съездила к Савватию, помолилась у Креста; не заметила, как все прошло».

В XIX веке были случаи исцеления от падучей болезни (эпилепсии). Тоже происходит и в наши дни. Рассказывали, что прп. Савватий сам явился во сне одной женщине (а она страдала как раз психической болезнью) и сказал, чтобы приходили к нему за помощью с такими недугами. А когда на один из молебнов в Савватьеву пустынь с нами поехала группа больных из Областного психоневрологического диспансера (ул. Фурманова), то они сказали мне: «Вот куда нам нужно ездить лечиться». Видимо, так явно почувствовали они помощь угодника Божия.

Сам я был свидетелем двух необычных исцелений с помощью прп. Савватия. Один был в 1998 году. Мальчик школьного возраста попал в реанимацию. Инсульт. Как говорили врачи: «очень тяжелый». Мать его, по моему совету, стала молиться прп. Савватию, ездила на наши молебны, брала воду. А недавно, в декабре 2000 года, приехала на молебен в пустыньку уже с сыном: благодарила, сказала, что исцеление пришло именно отсюда, от Савватия. Другой случай не менее тяжелый. Младенец упал со стульчика на голову, оказался в реанимации с кровоизлиянием в мозг. Врачи не верили, что выживет. Говорили, что даже какой-то профессор из Москвы приезжал и признал его безнадежным. Я также сказал матери, чтобы она молилась прп. Савватию, а бабушка малыша ездила на молебен за целебной савватьевской водой. Сейчас малыш идет на поправку. Дай Бог!

Еще один случай, о котором могу засвидетельствовать, произошел в конце декабря 2000 года. Мы приехали на пустыньку помолиться и, когда уже уезжали, навстречу нам попались еще одни посетители: женщина с двумя сыновьями, в руках у одного ведро. Оказалось, у нее болезнь головы и ничто не помогает ей так, как вода из колодца прп. Савватия, который в прошлом году милостию Божией был восстановлен в пустыньке, благодарила одного человека, подсказавшего ей искать исцеления здесь.

Не сомневаюсь, что многие люди могли бы рассказать о других случаях благодатной помощи, утешения и исцелений, которые они, или их близкие и знакомые получали от святого пустынника Савватия Тверского.

Да и сам я всегда получаю благодатную помощь от этого угодника Божия. А пока писал эту статью был исцелен им от гриппа, которым начал было уже заболевать.

Преподобие отче наш Савватие, благодарим тебя за твои святые молитвы за нас грешных.

Священник храма Воскресения Христова

(Трех Исповедников) г. Твери

Иереи Андрей Егоров

 

 

Газета «Тверской Мірянинъ» № 8 (72) 16 мая 2002 года

 

 

ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО САВВАТИЯ ТВЕРСКОГО

 

Чудеса – это зримое явление благодатной силы Божией и всеблагого Его промысла о нас, когда естественные законы этого тварного мира нарушаются Творцом, препобеждаются Его бесконечной любовью. Часто чудеса происходят молитвенным заступничеством святых Божиих угодников. У нас, немощных, какая молитва? А они, как огненный столп «досязаяй до небесе», пламенеют любовью к Богу и к нам, грешным.

В народе говорят: не стоит город без святого, а село без праведника. Обильно рассыпан этот духовный бисер святых мест по нашей древней Тверской земле. Об одной такой православной жемчужине – Савватьевой пустыни – мы уже писали на страницах «Мирянина». А сегодня расскажем о чудесах, совершавшихся по молитвам преподобного Савватия, пустынника Тверского, игумена Оршинского, чудотворца.

К сожалению, мы не имеем исторических источников, которые рассказывали бы нам о конкретных случаях чудес в XV - XVII вв. Письменные документы погибли в литовское разорение. Только благодаря неутомимой писательской деятельности прп. Иосифа Волоцкого, который был в Савватьевой пустыни около 1460 г., перед нами приоткрывается то далекое прошлое. Прп. Иосиф не застал уже в живых самого Савватия, но общался с его учеником, прп. Евфросином Савватьевским. «Я видал в Савватьевской пустыни святаго старца, отшельника, по имени Евфросина, – пишет прп. Иосиф. – Он был родом из князей Тепринских и в пустыни, безвыходно, прожил 60 лет. К нему приходили сюда многие иноки и мирские люди, князья и бояре, которые своими посещениями прерывали безмолвие его. Соскучив этим, он бежал в Великий Новгород, отыскал на озере Ладожском остров, поселился на нем и прожил в безмолвии несколько лет; но и тут о нем узнали христиане тех мест и стали приходить к нему жители соседних сел и деревень вместе со своими женами и детьми, по разным нуждам и за благословением; от них он снова бежал в Савватьеву пустынь. Когда же он пришел сюда, то тверской князь Борис Александрович (1425-1461) прислал к нему свою юную дочь Марию, уже обрученную тогда невесту великого князя московского Ивана Васильевича (1462-1505), бывшею потом супругою его; ее сопровождали архимандриты, игумены и бояре. Все они усердно просили блаженного Евфросина, чтобы он помолился о тяжело больной: «если она останется жива по твоим молитвам, говорили они, то ты отче, умиротворишь два княжества». Когда они говорили это, девица впала в такую болезнь и с ней сделалось так плохо, что все не чаяли ей быть живой и начали плакать; но блаженный Евфросин велел отнести больную в церковь Савватьевой пустыни, куда вскоре пришел и сам. Увидев здесь княжну, едва дышащую, блаженный Евфросин, став пред иконою Пресвятыя Богородицы, держащей на руках Предвечнаго Младенца, начал молиться со слезами и рыданием. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и великому чудотворцу Николаю; когда же окончился молебен, больная открыла глаза и села; бывшие с ней подняли ее здоровою и в тот же день обратно отвели ее к отцу. Видевшие это прославили Бога, прославляющего угодников Своих».

Очевидно, если ученик прп. Савватия мог поднять со смертного одра болящую княжну, то и учитель его, Савватий, не менее, а может, и более был прославляем Богом чудесами. Этим объясняется и то внимание тверитян, которым пользовались Савватьева пустынь, ее основатель прп. Савватий и его ученики и преемники – старцы Парфений, Досифей, Евфросин, Нектарий и другие. Сюда приходили за советом, благословением и, главное, за молитвенной благодатной помощью. Так прошло около 200 лет. В Смутное время монастырь был разорен «литовскими людьми». В 1764 г. он был упразднен и обращен в приход Тверской епархии и уезда. Однако почитание прп. Савватия оставалось сильным. Замечательно прошение, которое было направлено архиепископу Тверскому и Кашинскому Платону (1770 — 1775) в 1773 г. в защиту самостоятельности Савватьевского прихода. Подписались под прошением знатные горожане, некоторые из них делали от себя особые приписки. Так, коллежский регистратор Т.Г. Протопопов сделал в своей подписи следующую приписку: «а понеже от прп. Савватия в прошлых годах имевшемуся в малолетстве сыну моему Павлу в скорби облегчение получил»; тверской купец В.И. Волчанинов приписал, что «от прп. Савватия в 1762 году работник его Потап Степанов скорбию падучею исцелен»; В.А.Погудкин написал: «слезно прошу и подписуюсь».

Особенно почитаемы местными жителями и паломниками были колодезь прп. Савватия Тверского (который он вырыл в лесу рядом со своей пещеркой еще в XIV в.) и прудик рядом с колодцем. В XIX в. местные жители свидетельствовали о многочисленных случаях исцелений тех, кто с верой вкушает от колодезной савватьевской воды. Также крестьяне села рассказывали, что по молитвам прп. Савватия у них ни разу не случалось эпидемий заразных болезней – даже во время холеры, свирепствовавшей в 1831 г. в Твери, отстоящей от их села всего в 12 верстах, у них не было ни одного случая заболеваний холерой, что подтверждается и статистическими данными.

К гробнице прп. Савватия в Знаменскую церковь приходили богомольцы из Твери и соседних селений «многолюдно для молебствия преподобному Савватию Тверскому». Особенно много богомольцев стекалось в Савватьеву пустынь в дни, когда праздновалась память Преподобного: 2/15 марта — прославление прп. Саватия с сонмом местночтимых святых: свт. Арсения Тверского (1409), прпп. Саввы и Варсонофия Тверских (после 1467), прп. Евфросина Савватьевского (ученика прп. Савватия, после 1460) – и 24 апреля/7 мая – преставление прп. Сав-ватия Тверского (1434). Был здесь и еще один замечательный праздник. В первое воскресенье Петрова поста где-то в конце XVIII в. (после 1778 г.) совершилось в Савватьеве чудо. Бывший тогда сильный падеж скота прекратился после того, как был совершен крестный ход с образами из Знаменской церкви в лесную пустыньку прп. Савватия для молебствия и водоосвящения и обратно. В память прекращения скотского падежа в селе Савватьево и в благодарность своему защитнику прп. Савватию Тверскому священнослужители савватьевские ежегодно стали ходить в этот день – первое воскресенье Петрова поста – крестным ходом в пустыньку преподобного для водоосвящения. На эти крестные ходы собирались до нескольких тысяч паломников. Это был большой праздник, на который сельчане савватьевские по благочестивой традиции пекли пироги для угощения приходящих к святому Савватию. Вместе с паломниками собиралось здесь и множество духовенства, почему местные жители и стали называть этот праздник «сборная». Старожилы до сих пор считают его главным праздником села.

Еще в XIX в. существовало предание, что прп. Савватием здешние места все исхожены с молитвой и что и теперь он охраняет село и его окрестности, почему и не было здесь никогда совершаемо тяжкое преступление, убийство или ограбление.

В конце XIX в. два случая чудесной помощи прп. Савватия болящим были даже задокументированы. Один из этих документов – донесение коллежского советника Василия Василье­вича Сперанского тверскому владыке архиепископу Савве от 14 февраля 1896 г. ( текст его см. выше, – А.Е.).

В годы послереволюционных гонений на Церковь такое место, как Савватьева пустынь, не могло не пострадать. В 1936 г. все храмы монастыря (Знаменский, Сретенский, Никольский), большая колокольня и все остальные монастырские постройки были взорваны. Но и тут не обошлось без чуда. Как рассказывают старожилы, в 1936 г. ранней весной, когда еще лежал снег, на окошках Знаменской церкви, между рамами и на подоконниках, расцвели какие-то желтые цветы. Явление это было настолько удивительным, что посмотреть на него стали приезжать многие верующие. Началось настоящее паломничество в Савватьево. Тогда и было принято властями решение: храмы взорвать. М.И. Голяткина, жительница села, вспоминает, что все плакали, видя, как взрывают их любимые церкви. Несколько раз подкладывали взрывчатку – Савватьевские храмы никак не хотели рушиться. Их каменными обломками завалили участок дороги, на котором, как замечено, теперь часто происходят аварии. Впоследствии разрушили безбожники и пещерку преподобного. Колодец и прудик в пустыньке рядом с пещеркой зарыли. Хотел, видно, враг совсем изгладить память о прп. Савватии. Но не получилось. Народ шел и шел в лес к пещерке преподобного. В советский период сюда носили больных, ходили молиться тайком, с корзинками, чтобы, если кто увидит – грибы собираем, мол. На берегу реки Орша поблизости от леса открылся источник, где верующие стали брать воду прп. Савватия. Не лишил он их своей чудотворной воды. Сейчас за водой на источник надо стоять очередь. Многим нравится эта вода: и верующим, и неверующим. И многих она исцеляет по молитвам Преподобного.

С 1998 г. начинается история регулярных (раз в месяц) паломнических поездок в Савватьеву пустынь из Воскресенской (Трех Исповедников) церкви Твери, а затем и возрождение святого места священнослужителями и прихожанами этой церкви. О многочисленных случаях исцелений и чудес, произошедших за эти четыре с лишним года, свидетелем которых был я лично или слышал свидетельства от других людей, читайте в одном из следующих выпусков «Тверского мирянина». А пока всех желающих приглашаем съездить к прп. Савватию в его пустыньку и монастырь, в котором возрождается сейчас древнейшая Знаменская церковь, под фундаментом которой покоятся святые мощи самого старца Савватия Преподобного.

Информация для паломников и желающих оказать помощь в возрождении Савватьевой пустыни – по телефону 55-77-19.

Адрес храма Воскресения Христова (Трех Исповедников): 170005, г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, 38.

Иерей Андрей ЕГОРОВ

 

Газета «Тверской Мірянинъ» № 18 (82) 10 октября 2002 года

 

 

НОВЫЕ ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО САВВАТИЯ ТВЕРСКОГО

 

Учитывая многочисленные отклики на мою статью «Чудеса преподобного Савватия» в «Тверском мирянине» № 8 (72) от 16 мая 2002 года и во исполнение обещанного, продолжаю свое повествование о чудесах и исцелениях по молитвам прп. Савватия Тверского (1434), о которых стало известно по свидетельствам тех, с кем они происходили, и, отчасти, виденные мною лично.

Интересное явление довелось видеть мне в Савватьевои пустыни в этом году на Крещение Господне. В день праздника я и некоторые прихожане нашего храма отправились сюда для совершения Чина великого освящения воды для савватьевских жителей. Придя в пустыньку прп. Савватия и никого там не обнаружив, расстроенные, мы направились в строящийся Знаменский храм монастыря. Здесь нас уже ожидали, но всего 3-4 человека. Оказалось, местные жители ждали нас только на следующий день. Мы стали служить молебен. И тут со стороны р. Орша в небе появилась огромная стая птиц. Птицы уселись на деревьях рядом с храмом и стали... подпевать нам, причем все громче и слаженнее был этот птичий хор. В конце молебна при пении тропаря праздника Крещения «Во Иордане крещающуся Тебе Господи» хор птиц уже громко и в один голос с нами пел свою песнь, причем птицы замолчали все разом, когда я читал тайную молитву. Явление это было настолько удивительно, что местные жители, да и мы долго находились под впечатлением произошедшего. По окончании молебна все птицы, как по команде, сорвались со своих мест и улетели в восточном направлении. Местные жители тем более недоумевали, что, как они утверждали, птиц зимой у них бывает очень мало, так что они специально подкармливают их, чтобы прилетали, а тут огромная стая певчих птиц. Откуда она взялась? Уезжали мы от прп. Савватия уже в совсем ином, праздничном настроении. Утешил нас преподобный и утвердил в нас веру в его заступничество и помощь в нелегком деле возрождения его обители.

А эта помощь ощущается нами на протяжении всех этих лет, что православный приход Воскресенской церкви г. Твери, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, занимается возрождением Савватьевой пустыни. В нужный момент появляются нужные люди, и преподобный поправляет нас, когда мы что-то делаем не так. Примеров так много, что перечислить их нет никакой возможности. Расскажу лишь несколько случаев.

Изначально, в 2000 году, идея была такова, чтобы последовательно проходить все исторические этапы жизни обители. Первый храм здесь был деревянный в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина», затем на его месте был построен каменный храм «Знамения» Богоматери, затем Никольская церковь, колокольня, и, наконец, Сретенский собор монастыря. С деревянной церквушечки «Неопалимая Купина» и решено было начать. Но... владыка Виктор не благословил строить деревянную церковь, а только каменную. Первый этап, таким образом, мы пропускали. Стали разрабатывать проект каменной Знаменской церкви. Почему церковь была переименована, тогда еще не было ясно. Эскизный проект вскоре был готов: храм в архитектурном стиле XIX века. И тут появился человек, Павел Иванов, принесший нам ксерокопию репродукции иконы «Прп. Савватий Тверской в житии». Он также поведал нам, что, по его данным, Знаменская церковь после «литовского разорения» XVII века дважды перестраивалась, и та, что была до уничтожения савватьевских церквей в 1936 году и фотографии которой сохранились, по архитектуре совсем не соответствует той, что была при жизни прп. Савватия в XV веке, и что нам теперь, видимо, уже никогда не узнать, какой же была эта церковь изначально. Одна фраза особенно ясно отпечаталась тогда в моей памяти, о том, что храм перестраивался в конце XVIII века и облик его тогда был изменен до неузнаваемости. В раздумьях об этом вечером того же дня я стал рассматривать ксерокопию иконы. На ней был изображен план монастыря на берегу реки Орша, сцены из жития прп. Савватия. Большой храм в центре монастыря привлек мое внимание. Я стал внимательно всматриваться... Что-то было изображено на храме, едва различимое в черноте ксерокопии. И, о чудо! Это – икона «Знамение» Богородицы! Вот изображение Знаменской церкви, дошедшее до нас из глубины веков. Церковь изображена схематично, но вполне различимы архитектурные формы и ее план: однокупольный храм с восьмискатной ломаной крышей и одним входом, определенно различим лаконичный северо-западный новгородский стиль. Значит, церковь строили новгородцы. Этим объясняется и переименование, ведь «Знамение» – новгородская икона. Найденный фундамент подтвердил предположение: при Савватии здесь был типичный новгородский храм XV века. Воспроизвести форму здания не составило труда, в XV веке новгородские храмы были похожи «как грибы». Так открыл нам прп. Савватии, каким должен быть его храм.

Другой случай столь же неожиданного исторического открытия произошел совсем недавно. Летом текущего года мы вели работы по облагораживанию прудика прп. Савватия. Одновременно мы с Павлом Ивановым, который стал нам оказывать посильную помощь в восстановлении исторической картины жизни Савватьевского монастыря, стали думать, как бы было хорошо найти то место, на котором, по преданию, Савватии прощался с приходившими к нему для духовных бесед тверскими подвижниками: прпп. Саввой Вишерским, Саввой и Варсонофием Тверскими, Нектарием Тверским, Зосимой Клинским, Ксенофонтом Тутанским и другими. Действительно, согласно пре­даниям, все вышеназванные подвижники тверские приходили к прп. Савватию в его уединенную пустыньку для получения наставлений и благословения. Преподобный выходил к ним навстречу из своей пещерки и, побеседовав, провожал по направлению к Твери на расстояние шести верст. Оба эти места, где Савватии принимал своих духовных чад и где прощался с ними, были отмечены с древних времен отдельно стоящими часовенками. Местонахождение первой часовни было нам известно со слов местных старожилов. Она стояла рядом с дорогой. Там, где теперь останавливается автобус с паломниками и откуда люди направляются в лесную пустыньку прп. Савватия. А вот вторая часовенка еще до революции была разобрана, а на ее месте поставлен поклонный крест. Крест этот, конечно, не сохранился. Остались только описания, причем очень приблизительные, где была часовня (а потом крест). Шесть верст от Савватьева к Твери, справа от дороги... С XIX века изменились не только единицы измерения расстояния, проложены новые дороги. Где искать это место, было неясно. И все же я попросил Павла найти старинный план дороги на Кимры. Может, что-то и получится? Хотя надежды практически никакой не было... И вот, новое чудо! Не успели мы начать свои поиски, как искомое нам открылось само собой. Во время ремонта прудика к нам в пустыньку пришел человек по имени Аркадий, который почему-то стал рассказывать мне о месте в лесу близ Твери, связанном каким-то образом с прп. Савватием и показанном ему много лет назад одним старожилом. «Там на дереве крест», - говорил Аркадий. Я пояснил, что такое место может быть только одно и связано с известными событиями из жития Савватия. Тогда он вспомнил, что старик ему говорил то же. Через несколько дней мы уже служили молебен у старой сосны, в коре которой действительно был глубокий вырез в форме креста. Так верующие во время гонении заметили святое место, а нам его открыл Господь по молитвам прп. Савватия. Вскоре здесь планируется установка поклонного креста, а впоследствии, может быть, и часовни. Теперь паломники, возвращающиеся из Савватьевой пустыни, прощаются с преподобным, как святые тверские подвижники прощались с ним здесь в XV веке. Удивительно и то, что место это теперь находится в черте города Твери, в каких-нибудь 150 метрах от дорожной таблички «Тверь», рядом с дачными домиками в пролеске. Таким образом, Савватий сегодня действительно оказывается Тверским, провожая нас до самого города своей молитвой.

Множество и других, необъяснимых с точки зрения логики, случаев мог бы я привести. Думаю, что и возрождающийся Знаменский храм, который нам приходится строить без каких-либо серьезных спонсоров, есть яркое подтверждение тому и самое настоящее чудо Божие.

Теперь расскажем немного об исцелениях от телесных недугов, которым действительно несть числа и о которых по-народному просто сказала старожилка села Савватьево Мария Ивановна Голяткина: «Наш Савватий – исцелитель». Исцеления эти не прекращаются здесь по сей день.

Последнее свидетельство, слышанное мной, было об исцелении кровоточивой. Впервые побывав на молебне в пустыньке прп. Савватия, она, видимо, не обратила внимания на мое замечание, что многие исцеляются, умывая голову в прудике преподобного, что рядом с его пещерой в лесу, а может быть, просто проигнорировала это. Мысль о том, что она поступила неверно, тревожила ее. И когда она приехала в пустыньку на молебен во второй раз, она умылась в прудике и от всего сердца попросила св. Савватия об исцелении от тяжкого своего недуга. Через неделю после этого источник кровотечения иссяк.

Другой недавний случай – исцеление от табакокурения рабы Божией Нины, прихожанки Скорбященской церкви г. Твери. ( ее свидетельство см. выше,– А.Е.). Слава Богу, и сейчас р.Б. Нина хорошо себя чувствует и, видимо, окон­чательно избавилась от курения.

Другой случай благодатной помощи поведала раба Божия Лариса. Недавно она заболела. Врачи положили ее с подозрением на желтуху в соответствующее отделение. А мать ее живет в Савватьеве, и она носила Ларисе в больницу воду с источника прп. Савватия. Та воду пила, а врач, ежедневно приходивший на осмотр, недоумевал, почему у нее отсутствуют признаки желтухи, хотя, находясь в одной палате с больными желтухой, и здоровый-то че­ловек едва ли не заразится. Прошло несколько дней. И вот, то ли во сне, то ли наяву (Лариса не помнит), заходит к ним в палату седой старичок, да и говорит ей: «Что ты здесь делаешь? Уходи отсюда скорее». Вскоре врачи обнаруживают ошибку в диагнозе: никакой желтухи у Ларисы не было, а была язва, которая после принятия савватьевской воды, по словам больной, затянулась у нее сама собой. Об исцелении от язвы желудка слышал я и другие свидетельства. Таким свойством обладает вода из источника прп. Савватия.

А вот вода из колодца и прудика особенно благотворно действует при болезнях головы, ног, легочных заболеваниях, вообще очищаются дыхательные пути. На одном из молебнов ко мне подошла девочка лет десяти с вопросом, почему ей снится «батюшка Савватий». «А он тебе что-нибудь говорит?» – ответил я вопросом на вопрос. «Говорит, чтобы я приходила к нему в пустыньку, купаться в прудике», - ответила девочка.

Благодатное действие колодезной савватьевской воды ощутил и я на себе, когда получил исцеление от острого бронхита весной 2001 года, как только трижды умылся колодезной савватьевской водой. Получают здесь облегчение и больные психическими заболеваниями, о чем я также неоднократно слышал. Да и вообще, по вере приходящих, кажется, Господь молитвами прп. Савватия «целит всяк недуг и всяку язю в людех».

Но главное действие святого места – это исцеление души. Думаю, многие паломники подтвердят, что, посетив лесную пустыньку преподобного, помолившись в Знаменском храме у его мощей, человек получает благодать, так что и молиться легко, и страсти утихают, а душа словно оживает и открывается навстречу Всемогущему Творцу своему и Богу. Ведь верим мы не в чудеса, а в Бога, их творящего молитвами святых Своих.

 

иерей Андрей Егоров

Прочитано 15301 раз
Другие материалы в этой категории: « Вонмем Святыни »

Премудрость

Св. Макарий Великий

Христианину предстоит двойная брань внутреняя и внешняя - в удалении себя от земных развлечений, а первая в сердце - с помыслами от лукавых духов. 

Христианам двойная брань: с вещами видимыми и с властями и началами страшного миродержителя - диавола.