Савватьевский Синодик PDF Печать E-mail

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:* { behavior:url(#ieooui) }

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable { mso-style-name:" Обычная таблица" ; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:" " ; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:" Times New Roman" ; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400; }


 

Все авторы, писавшие о Савватьевом монастыре, упоминают его синодик - по сути, единственный документ, хранившийся в селе до советского времени, содержавший информацию о людях, чья судьба оказалась связанной с этой обителью. Есть описания внешнего вида, размышления по поводу его содержания, однако ни одного полного описания этого памятника нет. Это была книжечка в 8 часть листа, в потертом переплете, обтянутом кожей. Как почти все синодики, он имел две части - литературную и собственно записи поминаний. Синодик не сохранился. Еще в 1930-х гг. он находился, как можно догадаться, в Савватьеве. После этого следы его теряются.

Если бы в свое время было сделано действительно правильное описание литературной части, мы могли бы восстановить хотя бы только ее полностью. К сожалению, этого сделано не было. Между тем разночтения в текстах, а, особенно, в общих помянниках синодиков настолько велики, что можно говорить об уникальности каждого конкретного синодика, появившегося до их первых печатных изданий в сер. XVIII в. Тексты рукописных синодиков отражают мировоззрения, вкусы, уровень исторических знаний очень многих людей, которые в противном случае для нас - только имена. Даже записи поминаний царей и патриархов, как мы увидим, индивидуальны для каждого монастыря и часто не во всем совпадают. Наша попытка реконструкции Савватьевского синодика будет, поэтому, довольно приблизительной.

Первая часть включала 54 листа. Редакция этой части Савватьевского синодика не вызывает сомнений - это широко распространенный “иовский” вариант Синодика, названный по имени патриарха Иова (1589 -1606), составившего образец для таких книг.

В свое время в этой части синодика было 2 миниатюры - на первом и последнем листах, но первая миниатюра отсутствовала еще в прошлом веке. На последнем же листе было изображение Христа в виде апокалипсического льва, стоящего на задних лапах и держащего в одной лапе меч, а в другой молнию с семью стрелами вверх и семью вниз. Фигура помещалась в двойном полукруге, где по сторонам находилось по четырехконечному кресту. Собственно, это  была не миниатюра, а прорисованный пером водяной знак, хорошо датирующий самую старую часть всей рукописи 1670-1680-ми годами.

Второй лист открывался посредственного рисунка виньеткой и стилизованной плетеной надписью:

 

“Поминаем еже во благочестии скончавшихся”.

 

Далее находились по нескольким листам сильно потертые буквы “РС”.[1]

 

По В.Ф. Владиславлеву, синодик открывало 50 статей поминания до “замысливших и написавших”

от

“Помяни Господи, иже последоваша пророческим гласом, иже внимаша апостольским учением, иже приложишася евангельским списанием, Cвятых Отец Седьми Соборов предания держащих и, того ради, елика в житии сем согрешивших, прости им и души их со святыми упокой”.(С)

 

2 статьи из Иоанна Дамаскина

“Зрю тя, гробе, и ужасаюся видения твоего”

“Помянух пророка вопиюща: аз есмь земля и пепел”

 

Далее, предисловие

 

“Божиею милостию составися синодик сей по благословению Великого Господина Первонастольного отца нашего Святейшего Иова Патриарха Мос­ковского и Всея Руси. Сей помянник сложен бысть по подобию Вселенского Канона, иже сотворен бысть по усопшим в мясопустную субботу поминания ради всех от века скончавшихся”.(С)

 

 “Аще иерей: “Благословен Бог наш...”, а простолюдину: “За молит­вы Святых Отец наших...” По сем: “Трисвятое”, “Отче наш”, “Господи по­милуй” 12, “Слава... И ныне...”, “Приидите поклонимся...”, три тропаря, седален, ипакой, кондак: “Со святыми упокой...”, Богородичен,  “Помилуй мя, Боже...”

Пятьдесят поминаний.

до

“Достойно”, “Трисвятое”, “Отче наш”, “Со духи праведных скончавшихся...”, “В покоище Твоем, Госпо­ди...”, “Ты еси Бог...”, Богородичен: “Едина Чистая...” и обычный отпуст.[2]

 

Устав о литиях, “егда пети литии” и о кутиях.

 

“Помяни, Господи, души /[3] Благоверных Царей Царя Константина и Царицу Елену, Благоверных князей Романа, Давыда, Георгия, Благоверную княгиню Ольгу,[4] Благовернаго Царя и Великаго князя Ивана, во иноцех Иону, Благоверную Царицу и Великую княгиню Анастасию, Благовернаго Царевича Ивана, Благовернаго Царевича Димитрия, Благовернаго царевича Василия, Благоверную царевну Феодосию,[5] Благовернаго Царя и Великаго князя Феодора, Благоверную Царицу и Великую княгиню Ирину[6]/

Помяни, Господи, Благовернаго Царя и Великаго князя Бориса во иноцех Боголепа и его Благоверную Царицу и Великую княгиню Марию и их Благовернаго Царевича и Великого князя Феодора и всех сродников их, скончавшихся во благочестивой вере”.[7]

(Поминание благоверных царей от Константина Великого до Бориса (Годунова),  во иноцех Боголепа, царицы Марии и царевича Феодора).

 

“Помяни, Господи, души/ Преосвященных Митрополит Петра, Алексия, Иону, Киприана, Гавриила, Дионисия, Матфея, Кирилла, Иосифа, Иоакима, Феогноста, Фотия, Пимена, Иону, Феодосия, Филиппа, Афанасия, Геронтия, Варлаама, Симеона, Иоасафа, Кирилла, Антония, Дионисия и всех Преосвященных Митрополитов”[8]

(Поминание митрополитов Московских).

 

“Помяни, Господи, души/ Благоверных и Великих князей Великаго князя Владимира, нареченнаго во Святом Крещении Василия, Великаго князя Ярослава, Великого князя Александра Невскаго, Великаго князя инока Даниила, Великаго князя Георгия, Великаго князя инока Ивана, Великаго князя Симеона, Великаго князя Ивана, Великаго князя Димитрия, Великаго князя Василия, Великаго князя Василия во иноцех Варлаама./  Царя Михаила Феодоровича, Царя Алексия Михайловича, Великаго князя Ивана Михайловича, Великаго князя Василия Михайловича”.[9]

(Поминание Великих Князей Владимирских и Московских до Василия Ивановича III. Вписаны другим почерком цари Михаил Федорович, Алексей Михайлович, князья Иван Михайлович и Василий Михайлович).

 

“Помяни, Господи, души/ благоверных Цариц: Царицы Ирины во инокинех Александры, Царицы иноки Леониды, Царицы Марфы, Царицы и Великой княгини инокини Марии,  Царицы и Великой княгини инокини Евдокии, Царицы и Великой княгини инокини Марии,[10] Царевны Анны, Царевны Марии, Царевны Евдокии, Царевны Феодосии, Царевны Анны[11], Царевны Евдокии”.[12]

.

“Помяни Господи[13] души /Епископов Тверских: Симеона, Андрея, Варсонофия, Феодора, Василия, Евфимия, Арсения Чудотворца, Антония, Илии, Моисея, Геннадия, Вассиана, Нила, Акакия, Варсонофия Чудотворца, Савву, Феодорита

 

епископов до Феодорита,

 

 Архиепископов Захарии, Феоктиста убиенного, Арсения, Пафнутия, Евфимия, Ионы / Иоасафа, Симеона”.[14]

 

“Помяни, Господи, души/ Великих Князей Тверских Ярослава во иноцех Афанасия, Михаила Чудотворца, Александра, Димитрия, Михаила, Иоанна, Александра, Георгия,  Бориса, Михаила во иноцех Матфея, Иоанна”.

“Помяни, Господи души/ Великих Княгинь Тверских Ксении во инокинех Марии,  Анны во инокинех Софии, Евдокии, Евдокии во инокинех Евфросинии, Феодосии, Дарьи, Дарьи,  Анастасии во инокинех Афанасии, Дарьи, Афанасии, Софьи”.[15]

 

“Помяни, Господи, души/ Святейших Вселенских Патриархов Иакова, Иону, Исайю, Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия, Афиногена, Софрония Иерусалимского”.[16]

 

“Помяни, Господи, души/ Преосвященных Митрополитов Киевских и Всея Руси Ивана, Феопемпта, Кирилла, Иллариона, Ефрема, Георгия, Ивана, Кирилла, Никиту, Феодора, Ивана, Никифора”.[17]

 

“Помяни, Господи, души/ Святейших Патриархов Всероссийских Иова, Гермогена, Филарета, Иоасафа, Иосифа, Иоасафа, Питирима, Никона, Иоакима”.[18]

 

Поминание Вселенских Патриархов (всего 9), и митрополитов Киевских и Всея Руси (также 9).

 

“Помяни, Господи, души /Настоятелей и Начальников обители сея:  Савватия Преподобного, Парфения, Досифея, Евфросина,[19] Нектария Преподобного,[20] Иоасафа,[21] схимника священноигумена Дионисия, схимника священноархимандрита Левкия,/[22] игуменов иеромонахов Иоасафа, Иону, Феоктиста, Галактиона, Амвросия, Феодосия”.[23]

 

“Помяни, Господи, души /братии обители сея: иерея Порфирия, схимника Антония, схимника Макария, схимника Иова, схимника Варлаама, схимника Антония, схимника Дионисия, схимника Герасима, схимника Антония, схимника Трефиллия, схимника Дионисия, схимника Корнилия, схимника Гурия, схимника Савватия,[24] схимника Христофора, иеромонаха Никандра, схимника Дионисия, схимника Иосифа, священноинока Дея,[25] схимника Филарета, иерея Игнатия, иеромонаха схимника  Моисея, схимника Арсения,[26] схимонаха Иоанна, монаха Макария, монаха Иосифа, монаха Антония, схимника Иону, монаха Варлаама, монаха Иринарха, монаха Аркадия, монаха Боголепа, монаха Галактиона, монаха Адриана, монаха Корнилия, игумена Феоктиста”.[27]  

 

“Помяни, Господи, души всего народа скончавшихся, правоверных му­жей, православных христиан, иже на ратех побиенных и в полцех уязвен­ных умерших, и во градех и в селех и во всех воех оружием и мечем уби­ваемых и огнем сожженных и всяческими погубленьми погубленных от руки безбожных от Литвы и от Татар и от Немецких и от всяких разных языков нужною смертию скончавшихся и во благочестии умерших.

Помяни, Господи, души за правду господарей своих верно умерших и поборающих по благочестии, в правде крови своя излиявших кийждо за своих господарей в междоусобных бранех побиенных и живот свой предав­ших и скончавшихся волею и неволею.

Помяни, Господи, души, иже в плен заведены быша в неверныя, иноп­леменныя и безбожныя языки православных христиан и осквернени бысть, и превращены нуждою и поневоле на иноверие и скончавшихся в неверных языцех и изомроша без покаяния.

Помяни, Господи, души, иже с высоких гор и с храмин и с древа свалившихся, и древа упадших на них, и храминою задавленных, и каменем загнетенных, и землею засыпанных, и в огонь и в воду ввергшихся, и от ветра задохнувшихся, и от своих рук умерших, и от всякия немощи или нуж­ды, или инако по некоему недоумению, или друг с другом противно убиением умерших, от винного запойства или от неудобного ядения и от всякия са­мохотныя пакости скончавшихся и умерших без покаяния; и души их, Гос­поди, Спасе наш, Своих ради великих щедрот и неизреченного милосердия помяни и спаси в будущем веке и в день судный и избави их,  Господи,  вечныя муки”.[28]

 

Род Данилы Григорьевича Тютчева.[29]

Род Ивана Федоровича Грязнова, во иноцех Ионы.[30]

Род Отмицкого архимандрита Арсения.[31] “Раба Феодора...”

 Род Оршина монастыря строителя Корнилия: Прокопия, Марии, Димитрия, Анны, Соломониды девицы, Даниила, Карпа, Ирины, Фотинии, Феодосии, Феклы млад., Марфы млад., Анисии, Мелании// Даниила, Карпа, Фотинии, Ирины, Прокопия, Марии, Василия млад., Евдокии млад., Гавриила млад., Никиты, Тимофея, Анисии, Феодосии, Анны, Соломониды девицы, Марфы младенца убиенной. [32]

Род стольника Григория Федоровича Баяшева.[33] (106 имен мужских, из них 2 утопших, 2 сгоревших, 13 убиенных)

“Помяни, Господи, 10 побиенных, иже владенных, Господи, Ты веси имена их”.

“Помяни, Господи, дев побиенных, иже погребенны бысте во Мстис­лавле, имена их Ты, Господи, веси”.

 Род стольника Андрея Михайловича Борисова-Бороздина: схимника Сергия, Михаила, Иоанна, Аграфены, Татьяны, Параскевы, Марии, Никиты, схимонаха Исакия, Екатерины, Димитрия, Феодора, Агриппины млад., Михаила млад., Иоанна млад., Петра млад., Авраамия млад., Параскевы млад., Иоанна, Гавриила, Анисии млад., Анастасии млад., схимонаха Иосифа, Андрея, Михаила, Феодора, Дементия, Иоанна, Параскевы, Евдокии, Екатерины, Игнатия, Исидора млад., Анны млад., Матроны, Евдокии, Ксении, Екатерины, Анастасии, Наталии, Агриппины, Евдокии, девицы Марфы / Иоанна.[34]

Род думного дворянина Семена Михайловича Заборовского: инока схимника Феодосия, иноки схимницы Анисии, инока схимника Евфимия, Вассы, Иоанна, Иосифа, Прокопия, Зотика, Никиты, Лазаря, Симеона, Прокопия млад., Иоанна, Евдокии, Стефана, Акилины, князя Андрея, иноки схимницы Неонилы, инока схимника Пафнутия, Алексея, Михаила, Неонилы, инока схимника Ионы, Иоанна, княгини Елены, Вассы, Ефрема, Симеона, Екатерины, Домники / болярина Симеона, Василия, Сергия, болярыни Феодоры, Иеримии, Акилины, Татианы.[35]

Род путного ключника Кодрата  Ивановича Лунина.

Род стольника Дмитрия Михайловича Овцына: Петра, Стефана, Лукьяна, Григория, Марии, Иулиании, Схимонахини Анисии, Иоанна, Петра, Ирины, Михаила, Василия млад., Иулиании, Марии, Димитрия, Устинии, Иеремии, Иулиании, Бориса, Иакова, Вассы, Алексея, Сергия, Петра, //Стефана, Лукьяна, Григория, Дарии, Иулиании, Дарии, Иулиании, Схимонахини Анисии, Иоанна, Петра, Ирины, Михаила млад., Василия, Ульянии, Марии, Василия / Филиппа, Григория, Владимира, Стефана, Наталии, Марии, Екатерины, Татьяны, Евдокии, Феодора,  Анну, Иоанна.[36]

 

Вписаны позже[37] :

Род Воскресенского строителя Трефиллия.

Род старца Макария Жирухина[38]

Род Высокопреосвященного Иоасафа Архиепископа Тверского (от иеромонаха Филарета).

Род Высоко-Петровского монастыря в Москве иеромонаха Тимофея.

Род игумена Феодосия Савватьевой пустыни.

Род архимандрита Исайи.[39]

Род игумена Амвросия Савватьевой пустыни.

Род черного священника Феодосия.

Род архимандрита Галактиона Савватьевой пустыни.

Род старца Антония Савватьевой пустыни.

Род священника Никиты Сергеева Сухарева Савватьевой пустыни: Сергия, Григория убиенного, Самуила убиенного, Варвары утопшей, Соломониды, Иоанна, Стефана, Феклы.[40]

Род крестьянина села Корче­вы Кузьмы.

 

Следовали роды тве­ричей посадских людей.[41]

 



[1] Вряд ли что-то можно было обозначить этими буквами кроме даты написания синодика. Перед этими буквами мог быть еще мелкий значок, обозначавший “ 7000”, но его легко могли опустить, либо он стерся к XIX веку. Дата получается, правда, бессмысленная: “семь тысяч сто двести”. Это означает, что или писавший синодик человек плохо ориентировался в цифрах и так обозначил “С” (1692/93) год, или изначально стоявшее там “РО” (1672/73) стерлось так, что его можно было принять за “РС”.

[2] Порядок службы по оригинальному тексту синодика по Преображенскому.

[3] Знак “/” означает здесь и в последующих абзацах, что в принципе поминание начинается фразой “Помяни, Господи, души”. Как было в нашем синодике на самом деле, в связи с утратой оригинала сказать невозможно. По Преображенскому, по крайней мере часть поминаний начинались так. НО там могло быть “Помяни, Господи” или сразу перечисление имен. По смыслу же начало любого поминания только такое.

[4] По черновой выписи В. Преображенского, которая гласит: “Благоверных Царей Константина, Елену, Романа, Давыда, Георгия, Ольгу”, (Преображенский В. “Записка...” С.5.), далее наша реконструкция по Владиславлеву. Здесь же явно имеют место императоры Константин и Елена, далее Борис, Глеб, Ярослав Мудрый, Ольга. Кроме нее, все остальные под своими крещальными именами.

[5] Упоминается только у Преображенского.

[6] По Преображенскому, цари и царицы поминаются вместе. При этом, в его выписке вместо Ирины Годуновой, жены царя Федора Иоанновича, почему-то указана “Александру”

[7] Вся реконструкция основывается на совмещении текстов синодика Рябова монастыря (поминание от Константина до Феодора) и сохраненного Преображенским и Владиславлевым поминания Бориса Годунова и его семьи, которое, кстати, полностью другое в Рябовском варианте (там просто “царя и великого князя Бориса”, даже не “благоверного”). Однако вся такая очередность царей и князей, по Владиславлеву и Митропольскому соответствует Савватьевскому синодику.

[8] По Рябовскому синодику.

[9] По Рябовскому синодику, текст которого, в данном случае, полностью идентичен с другими синодиками и, очевидно, в том числе с Савватьевским. В Савватьевском варианте имена после “/“ были вписаны позже и другим почерком.

[10] По Преображенскому, вписана позже другим почерком.

[11] По Преображенскому, Анна и Евдокия вписаны позже другим почерком.

[12] Оригинальный текст по Владиславлеву.

[13] По мнению Преображенского, здесь заканчивалась первая часть синодика и начиналась вторая, конца XVII в., перед этой записью находился лист с минитюрой.

[14] Оригинальный текст по Владиславлеву.

[15] Оригинальный текст по Владиславлеву и Митропольскому. В списке Великих князей Тверских ошибка - последний князь тверской династии Михаил Борисович не принимал монашества перед смертью. Под именем Матфей был пострижен князь Михаил Александрович (1333-1399). Об этом событии подробно сообщает летописная повесть о его преставлении.

[16] По Рябовскому синодику. Текст, в данном случае, стандартный и везде одинаковый.

[17] По Рябовскому синодику с фактическими ошибками, отражающими именно этот синодик, список доведен до 1121 года - митрополита Никифора I, но в нем нет первого митрополита Михаила

[18] По Митропольскому, он перечисляет и имена.

[19] По Преображенскому, здесь оставлено место под одно или два имени.

[20] По Преображенскому, после Нектария - пустая строка.

[21] По Митропольскому - Иосифа.

[22] По Преображенскому, далее идет скоропись конца XVII-XVIII вв.

[23] Оригинальный текст по Владиславлеву. По-видимому, начиная от “игуменов иеромонахов идет поминание уже настоятелей XVII в., причем, по документам последовательность игуменов следующая: Серапион (1615), Гурий (1621), Сергий (1628), Галактион (1637), Иосиф (1649), Амвросий (сер. XVII в.?), Феодосий (сер. XVII в.?) (об этих игуменах мы находим данные только в синодике), Иоасаф (1664, 1668), старец Иона Грязнов и игумен Тихон (1671, 1689), Феоктист (1692). Отсутствие игумена Тихона в отдельном списке поминаний выглядит очень странным.

[24] По Преображенскому, окончание первого почерка полууставом XVII в.

[25] По Преображенскому, окончание второго почерка полууставом XVII в., “один вписан повыше”.

[26] У Владиславлева Аркадия, от этого места, по мнению данного автора, список поминаний иноков XVII столетия. Но вряд ли весь текст древнее 1670-х гг. По Преображенскому, здесь окончание третьего почерка полууставом XVII в.

[27] Оригинальный текст всего поминания взят по Владиславлеву и Преображенскому, противоречий в тексте, в основном, нет. Поминание последних 12-ти человек написано скорописью конца XVII- начала XVIII вв.

[28] Оригинальный текст по Владиславлеву. Это поминание, всегда отличающееся в деталях в разных синодиках и сохраняющее только общую канву, приведено только у него. Владиславлев цитирует его как отдельные абзацы, хотя именно в таком объеме и в такой последовательности существует целостный текст этой молитвы, известный по Рябовскому, Оршинскому, Капшину и другим синодикам. К сожалению, возможности уточнить этот текст у нас нет.

[29] По Владиславлеву, в поминании было 71 имя, среди них 12 “убиенных” и 5 князей.

[30] Иван Федорович (Иона) Грязнов - выдающийся постриженник, старец, возможно, одно время игумен Савватьева монастыря. Скончался в 1685 году, похоронен у западной стены Знаменской церкви.

[31] Если это тот “архимандрит Арсений”, который известен по расходной книге Савватьева монастыря 1691-1692 годов, то время его смерти - около 1692 г. Род начинался с “раба Феодора”.

[32] Корнилий Раковский, старец Оршина монастыря, в 1687 г. вложил в этот монастырь три книги, в том числе переписанный им же и украшенный миниатюрами Синодик, в котором и содержится поминание его родни. Причем, в этом синодике род старца Корнилия помещен дважды, с некоторыми различиями. Мы приводим здесь оба варианта, разделенные “//”.

[33]Главный благотворитель Савватьева монастыря, скончался около 1691 года. По Владиславлеву, его поминание было самым большим:на 6 страницах 106 только мужских имен, из них 2 утопших, 2 сгоревших, 13 убиенных; в нем же шли такие статьи:

“Помяни, Господи, 10 побиенных, иже владенных, Господи, Ты веси имена их”.

“Помяни, Господи, дев побиенных, иже погребенны бысте во Мстис­лавле, имена их Ты, Господи, веси”.

Помимо Савватьевского синодика поминание Григория Федоровича Баяшева (или Бояшева) было в синодике Антониева Краснохолмского монастыря (1681 год); синодик сохранился частично, это поминание утрачено.

[34] По синодику Капшина монастыря (нач. XVIII в.). Последнее имя вписано позже.

[35] По синодику Антониева Краснохолмского монастыря. Имена после “/” вписаны позже.

[36] По синодику Желтикова монастыря (1689). Примечательно, что запись представляет собой две механически совмещенные записки с одними и теми же именами, что означает, что вклад был двукратный или же переписчик не заметил ошибки. В тексте различий в почерке между обеими записями нет, знак “//” предлагает наше разделение двух записей. После “/” запись скорописью начала XVIII в.

[37] По Преображенскому список открывается как раз Трефиллием.

[38] Упоминается только у Преображенского.

[39] Упоминается только у Преображенского. По-видимому, это постороннее лицо для Савватьева монастыря.

[40] По синодику Оршина монастыря, где эта семья записана еще в крестьянах. Соответственно, в нем, отсутствует Фекла (жена Никиты Сухарева), а род начинается с “Григория убиенного”.

[41] По подсчетам Преображенского (он ставил порядковый номер против своих выписок поминаний родов), всего их насчитывалось в Савватьевском синодике, включая вписанные в XVIII-XIX вв. около 40-50. До нас дошло, таким образом, менее половины.

 

 

Расписание богослужений

photo 2018 11 26 12 30 49

Паломничество

Если вы хотите посетить Савватьеву пустынь

Это можно сделать как самостоятельно: Россия, Тверская область, Калининский район, дер.Савватьево, Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Посмотреть на карте

Автобус "Тверь-з/с Савватьевский". Тверь (Речной вокзал) - Савватьево. 7:00, 8:35, 14:30, 16:00, 18:25. Обратно: 7:30, 9:10, 15:00, 16:30, 19:15 .

Автобус 128 Тверь - Завод 1 мая (с автовокзала) Зима: 4:50*, 8:00, 14:50, 18:20* /// Обратно: 6:00*, 9:35, 16:50, 20:00; (* кроме Вс.) Лето: 4:50, 8:00, 14:50, 18:20 (Пн-Чт); 4:50, 8:00, 12:00, 16:15, 18:20 (Пт-Сб); 8:00, 12:00, 16:15 (Вс) /// Обратно: 6:00, 9:35, 16:50, 20:00 (Пн-Чт); 6:00, 9:35, 14:30, 18:00, 20:00 (Пт-Сб); 9:35, 14:30, 18:00

Автобус 139. Тверь (Автовокзал-Лисицкий Бор). 6:20, 13:05*, 17:20 (лето - *пт-сб-вс; зима - *сб-вс) /// Обратно: 7:20, 14:05*, 18:40 (лето - *пт-сб-вс; зима - *сб-вс).

 





 

Контакты

Если у вас возникли какие-либо вопросы

Вы можете написать нам по электронной почте: eav41268@mail.ru; eav41268@gmail.com

или позвонить по телефону:+7(4822) 382-672

Премудрость

Св. Макарий Великий

Христианину предстоит двойная брань внутреняя и внешняя - в удалении себя от земных развлечений, а первая в сердце - с помыслами от лукавых духов. 

Христианам двойная брань: с вещами видимыми и с властями и началами страшного миродержителя - диавола.