«Преподобный отец наш Савватий пустынник, Тверской новый чудотворец» - так он назван в сводном иконописном подлиннике Филимонова XVIII века1.
Савватий – загадочный святой. Мы ничего не знаем о происхождении Савватия. Этот вопрос требует специального исследования. Споры о прп. Савватии в среде тверских краеведов слышны и сегодня. Кто-то, следуя версии исследователей XIX века, считает Савватия тверичем пострижеником Оршина Вознесенского монастыря, кто-то – пришельцем из дальних краёв, из святого града Иерусалима, или даже с богошественной святой Синайской горы.
Очевидно одно, прп. Савватий никого не оставляет равнодушным. Его молитвенное предстательство за всех обращающихся к нему за помощью велико, а исцеления по его молитвам многочисленны.
Более шести веков прошло, а прп. Савватий продолжает в своей лесной Пустыньке под Тверью с любовью принимать, утешать, исцелять больные человеческие души и телеса до сих пор.
Достоверных письменных источников о жизни прп. Савватия Тверского не сохранилось. Сегодня мы и не можем прочитать его Житие, но, как ни странно, мы можем его увидеть. До нас дошли две иконы середины XVI века, фактически содержащие иллюстрации этого Жития. Обе иконы сейчас находятся в фондах Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева в Москве2. Это – «Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития»3 и «Савватий Тверской в молении Кресту»4.
На иконах сохранились надписи, о жизни прп. Савватия. Мы можем детально рассмотреть, какой была обитель прп. Савватия в самый интересный период своей истории с конца XIV до середины XVI вв., т.к. план монастыря с его постройками и окружающей местностью изображен на первой из этих икон. На ней же отражены этапы становления обители.
Важным историческим письменным источником середины XV века является свидетельство прп. Иосифа Волоцкого о ученике прп. Савватия Тверского старце Евфросине и о Савватьевой пустыни в «Духовной грамоте»5 преподобного Иосифа.
В архивах Москвы, Твери и Санкт-Петербурга хранятся исторические материалы: рукописи и документы, проливающие свет на историю Савватьева монастыря.
До разрушения савватьевских храмов в 1930-х гг. еще сохранялись некоторые вещественные памятники древности и документы, которые описаны в исследованиях историков XIX- нач.XX вв.
Заслуживает внимания народное предание о прп. Савватии, зафиксированное тверскими краеведами в XIX веке.
Наконец, археологические раскопки, проходившие на территории бывшего монастыря в 2009 и 2018 гг. дали новые научные данные.
Надписи на савватьевских иконах говорят о том, что прп. Савватий был отшельником. Он подвизался на правом высоком берегу («в горе») р. Орши (Ворши, Вороши) в пещере. Затем основал монастырь, названный его именем – Савватьева пустынь.
Предание утверждает, что прп. Савватий пришел в Тверь из Иерусалима, откуда принес с собой «Животворящий Крест Господень». Крест этот действительно сохранялся в Савватьеве. Описание этого памятника находится практически у всех дореволюционных исследователей: «…деревянный крест, небольшой, с выемкой, где тщательно вырезано распятие Господа, трость и копие: на левой стороне его есть надпись “Царь Господь” и сокращенно: “Ιс. Хр. Ні-ка”, а на обратной стороне, по середине креста, есть место для св. мощей, залита воскомастикою. Крест этот, по местному преданию, есть тот самый, который был принесен самим прп. Савватием из Иерусалима и был носим им на груди, что отчасти подтверждается отсутствием у него рукоятия»6.
В XVIII веке на этом кресте была надпись о том, что именно этот крест принесен прп. Савватием из Иерусалима. Сомневаться в его подлинности нет оснований. В выемке, бывшей на кресте, первоначально, видимо, помещалась частица Животворящего Креста – святыня, принесенная Савватием из Святой Земли.
Но как мог быть связан тверской подвижник и Иерусалим? Когда, зачем и при каких обстоятельствах пришел монах Савватий из Иерусалима в Тверь?
Народное предание о прп. Савватии было зафиксировано в XIX веке тверскими учеными краеведами В.А. Преображенским, прот. В.Ф. Владиславлевым и А.А. Митропольским7. К сожалению, все они повторяют одну и ту же ошибку, приписывая Савватию тверское происхождение. По их версии прп. Савватий называется Оршинским потому, что был пострижеником Вознесенского Оршина монастыря, который, как предполагали авторы, был основан в XIV веке. Затем Савватий ходил паломником в Иерусалим, откуда и принес «Животворящий Крест Господень». После этого он ушел в глухой лес в 12 верстах от Твери, где подвизался отшельником в пещере на берегу р. Орша, и потом основал свой монастырь8.
Однако в начале XX в. эта версия была опровергнута. В 1908 г. впервые была опубликована рукопись XV века тверского происхождения: «Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче»9, автор которого однозначно указывает, что Вознесенский Оршин монастырь был основан именно этим тверским князем10. Великий Князь Тверской Борис Александрович правил Тверским Княжеством с 1425 по 1461 гг. Следовательно, Оршин монастырь не мог появиться ранее 1425 года. Скорее всего, он был основан ближе к середине XV века. На это обстоятельство сразу же обратили внимание тверские краеведы, члены Тверской Ученой Архивной Комиссии.
Один из них, Е.А. Веригин в своей работе об Оршине Вознесенском монастыре уже в начале книги обращает внимание читателей на ошибку допущенную А.А. Митропольским: «…так как „Слово" было написано около средины XV века, Борис же Александрович княжил с 1425 года, то Оршин монастырь был основан не позднее половины XV века. Необходимо высказаться по поводу мнения о существовании Оршина монастыря еще в XIV столетии, которого держался А. А. Митропольский, автор брошюр: “Очерк истории Савватьевскаго монастыря” (Тверь, 1897 г.) и „Историческое сказание о подвижнической жизни преподобнаго Савватия Тверского и Оршинскаго” (Тверь, 1899 г.). По-видимому, лишь наименование преп. Савватия (жившего между 1360 и 1434 г.г.) „Оршинским” дало автору названных брошюр повод предположить, что Оршин монастырь существовал в XIV столетии. Но в виду вполне определенных данных об основании монастыря это мнение приходится отвергнуть. Преп. Савватий назван „Оршинским”, – вероятнее всего, по р. Орше, на которой находилась пустынь Савватьева (ныне село)»11. Того же мнения придерживался и председатель Комиссии И.А. Виноградов12.
Инок Фома в своем «Слове похвальном…» совершенно ясно указывает на Бориса Александровича, как на основателя Оршина монастыря. К тому же, в самом этом монастыре на протяжении всей его истории не видно никаких признаков почитания прп. Савватия Тверского. Неизвестно даже ни одной иконы прп. Савватия, которая происходила бы из Оршина монастыря или находилась в этой тверской обители. Что выглядит странным, если учесть, что во второй половине XVI столетия здесь была сильная иконописная мастерская13.
Правда «преподобные старцы Савватьевой пустыни» во главе с самим Савватием находятся в рукописном Синодике Оршина монастыря14, но лишь наряду с подвижниками других тверских обителей. Савватьев монастырь в XV-XVI вв. являлся заметным духовно-просветительским центром, влияние которого простиралось не только на Тверь, но и далеко за пределы Тверского Княжества. Не удивительно поэтому, что и на Орше прослеживается его влияние.
Исторически Савватьев и Оршин монастыри связаны только территориально – граничили их вотчины. Никакой другой связи этих двух обителей, а тем более зависимости одной от другой не было. Это были соседи, вотчины их примерно одинакового размера.
Надо согласиться с членами Тверской Ученой Архивной Комиссии – прп. Савватий Тверской никак не мог быть пострижеником Оршина монастыря, т.к. этот монастырь основан примерно на полвека позже Савватьевой пустыни.
Археологические раскопки, проходившие в Савватьево летом 2018 года, подтвердили возникновение Савватьевой пустыни на рубеже XIV-XV вв.