0,1370 s

Преподобный Савватий Тверской

Гробница и иконы

Гробница у левого клироса в Знаменской церкви Савватьевой пустыни была устроена не ранее конца 1690-х гг. “Эта гробница или вернее надгробница невысокая длиною 2 арш. 12 верш., а шириною 1 арш., стоит у северной стены церкви Знамения Пресв. Богородицы, за левым клиросом ея, и с внешних сторон покрыта материей; с трех сторон ея сделана железная решетка, такая же невысокая, как и гробница, а над нею в 1896 году с благословения Епархиального Начальства, устроен балдахин и повешены дорогия лампадки от лиц усердствующих и благодарных за полученное ими облегчение в своих недугах”62.

В XIX в. на ней было два покрова: “Один из них полушелковый голубого цвета с изображением прп. Савватия во весь рост и с надписью около головы: «преподобный Савватий Воршинский и Тверской чудотворец». Лицо, руки и ноги вышиты шелками, венец, схима и мантия серебром и золотом; правой руки указательный и средний пальцы простерты, а прочие пригнуты к ладони. С трех сторон этого покрова вышита серебром следующая надпись: «Сей святый покров в честь и славу Единому Премудрому Богу и преподобному отцу Савватию игумену Воршинскому и Тверскому чудотворцу. От града Твери 12 поприщ, в лето от Р.Х. 1794 года». Другой древний покров парусинный или холстистый с изображением также преподобного Савватия во весь рост; на этом покрове краски почти совершенно облупились”63.

Теперь об иконах. Икон прп. Савватия Тверского всего было четыре. О двух из них речь шла выше. Они сейчас находятся в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева в Москве. Ученые относят их написание к первой половине XVI века. О них упомянуто в Переписной книге Савватьева монастыря 1693 года. Малый образ прп. Савватия находился тогда в Сретенском соборе, а икона «Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития» – в часовне при въезде в монастырь: «Не доезжая монастыря на берегу реки Воршины, едучи ко Твери часовня, а в ней местный образ Живоначальныя Троицы, на том же образе описание Савватьева монастыря писано красками»64. Интересно, что большой Крест с Плащаницей в подножии, который в XIX веке был в Знаменской церкви65, в 1693 году находился в Часовне на левом берегу р. Орши: «Да за рекою за Воршею в часовне Крест большой деревянный, на нем написано красками Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в поножие написано Площаница»66. Эта часовня «за рекою за Воршею» и именно с таким Крестом изображена на иконе «Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития». Но потом часовня почему-то исчезла и никакого упоминания о ней более нигде не встречается.

Две несохранившиеся иконы – это: “большой местный образ с изображением прп. Савватия Тверского в схиме, с рукою благословящею, в левой руке держит хартию с надписью: «Братие, подвизайтеся, како не радите о своем спасении, но по вся часы будьте бодры, кийждо себе да внемлет; тем же и душу в чистоте соблюдете»; … образ малый и древний с изображением прп. Савватия, держащего в руках хартию со следующими словами: «терпите, братие, скорби и беды, да избавитеся муки вечныя, внемлите себе, имейте чистоту душевную и телесную»”67. Но эти иконы в Переписной книге 1693 года не упомянуты. Когда и при каких обстоятельствах они были написаны неизвестно.

Что касается богослужебных текстов, посвященных прп. Савватию Тверскому, то они не сохранились. В конце XIX века в ходу у почитателей св. Савватия были некие Тропарь, Кондак и Молитва ему, причем Тропарь и Кондак были нарочитыми, т.е. посвящены именно этому святому. “В тропаре преп. Савватию Тверскому есть указание на его великие пустынные подвиги и при том «многолетие»; в кондаке ясно указывается на причисление его к числу святых города Твери и на чествование памяти его”68. Эти тропарь и кондак действительно могли сохраниться с древних времен, как более употребляемые простым народом. Видимо они представляли собой оригинальные тексты из Службы прп. Савватию Тверскому, которая должна была быть составлена не позднее 1549 года. В таком случае указание на «многолетие» прп. Савватия (тропарь) обусловлено тем, что он почти на 30 лет пережил своих современников свв. Киприана и Арсения, а причисление его к собору святых града Твери (кондак) – ситуацией, в которой происходило прославление «новых российских чудотворцев» в 1549 году. Молитва прп. Савватию, о которой упоминает А.А. Митропольский69, есть ни что иное, как «Молитва общая Преподобному единому». Никаких исторических реалий она не отражает. Поэтому и указание в ней на «раку с мощами» святого не имеет под собой исторических оснований.

Ближайшие богослужения