0,1312 s

Преподобный Савватий Тверской

Канонизация

История канонизации прп. Савватия Тверского непроста. То, что прп. Савватий был канонизирован, сомнению не подлежит. А.А. Митропольский указывает целый ряд источников, где Савватий назван святым. Во-первых, это - старинный «Список святых града Твери», где Савватий назван игуменом монастыря пустыни46; во-вторых, – иконописные подлинники, Филимонова и Тверские, где он стоит под 24 апреля и описан так: «память преподобнаго отца нашего Савватия пустынника, Тверского новаго чудотворца; подобием сед, брада аки богословля, в схиме, ризы преподобническия»47; в-третьих, – в месяцесловах: у архимандрита Сергия в «Полном месяцеслове Востока»48, у Булашева в «Месяцеслове святых при рукописных богослужебных книгах церковно-археологического музея»49, у Косолапова в «Месяцеслове православной кафолической церкви»50; в-четвертых, – в научной литературе по истории Русской Церкви: у митр. Макария в «История Русской Церкви»51, у архиеп. Филарета Черниговского в «Житиях святых» под 2 марта52 и его же «Русские святые»53, у Барсукова в «Источниках русской агиографии»54, у графа М.В. Толстого в «Описании о русских святых»55, у архимандрита Леонида (Кавелина) в «Святой Руси»56 и т.д.

Но главное и достоверное свидетельство канонизации прп. Савватия Тверского – это икона «Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития». Канонизация имела место, но где и когда? И почему память прп. Савватия была перенесена с 24 апреля на 2 марта?

На эти вопросы пытался ответить еще А. А. Митропольский. По его мнению, события развивались следующим образом. В 1483 году тверским епископом Вассианом (1476-1508) были открыты и освидетельствованы мощи свт. Арсения Тверского чудотворца (†1409), и установлено было празднование ему в Твери. Тогда же могли быть открыты и мощи прп. Савватия, о чем есть «смутное воспоминание» у архим. Леонида (Кавелина) в его «Святой Руси». Но Вассиан почему-то не согласовал это с великим князем московским Иваном III и провел открытие мощей без должного всенародного торжества, как это было в случае с мощами свт. Арсения. Поэтому Арсения стали чтить с 1483 года, как святого, а прп. Савватия лишь внесли в тот самый старинный список «Святых града Твери». А т.к. память свт. Арсения совершаться стала 2 марта, то и прп. Савватия стали почитать в тот же день. Позднее, были составлены Житие и Служба прп. Савватию, но они почему-то «оказались несоответствующими установленным на соборе 1547 года формам церковно-литературных произведений и не были свидетельствованы собором 1549 года, почему и не вошли в состав Миней митрополита московского Макария. Поэтому и чествование преподобного Савватия Тверского по-прежнему осталось только местным, среди местного населения»57.

В данном случае с А.А. Митропольским мы согласиться никак не можем. Слишком его рассуждение натянуто и даже наивно. Во-первых, зачем тверскому епископу Вассиану согласовывать с Иваном III дело, которое в принципе являлось в то время компетенцией местного епископа? К тому же, Тверское княжество до 1485 года было самостоятельным государством, независимым от Москвы. Во-вторых, в половине XVI века в Савватьеве монастыре было достаточно ученых иноков способных грамотно написать Житие и Службу святому. Мы знаем, что савватьевские рукописи как раз данного периода были весьма высокого уровня. В-третьих, бросается в глаза какая-то двойственность – Савватий вроде бы и не канонизирован, а празднование ему почему-то совершается, и даже переносится с одного на другой день.

На самом деле, канонизировали прп. Савватия Тверского действительно дважды, как и предполагал А.А. Митропольский, и в обоих случаях успешно. Причину этой двойной канонизации объясняет в предисловии к «Тверскому Патерику» П. Д. Малыгин: «История канонизации Верхневолжских святых – тема совершенно не разработанная. Сложность заключается в том, что до присоединения Верхней Волги к Московскому государству местная канонизация святых проводилась и в Тверской, и в Новгородской епархиях самостоятельно. В XVI в. уже под эгидой Московского митрополита повторно были канонизированы епископ Тверской Арсений (†1409), князь Михаил Ярославич (†1318), Ефрем Новоторжский (†1053)»58.

Надо думать, первая «местная» канонизация прп. Савватия действительно могла состояться в начале 80-х гг. XV века перед захватом Тверского княжества московским великим князем Иваном III. В Твери, как и в Новгороде, в это время уже предвидели скорую потерю независимости и старались поскорее провести канонизацию своих местных святых. В Новгороде, например, с той же целью свт. Иона Новгородский (1459-1470) неоднократно вызывал ученого серба Пахомия Логофета для написания Житий новгородских святых, в т.ч. свт. Евфимия II Вяжищского (†1458), который был канонизирован в 1474 году, т.е. перед самым захватом Новгорода Иваном III. Со дня кончины свт. Евфимия прошло тогда только около 16 лет. Новгородцы явно торопились. Можно предположить, что примерно то же было и в Твери. Тверь была захвачена войсками Ивана III 11 сентября 1485 года, после чего окончательно потеряла свою независимость. Канонизация свт. Арсения Тверского состоялась в 1483 году, т.е. в начале обострения отношений Твери с Москвой59. Можно предположить, что канонизация тверских святых Арсения и Савватия действительно как-то связана и обусловлена политической ситуацией вокруг Твери в данный период. Тогда память прп. Савватия была установлена в день его кончины 24 апреля. Празднование же 2 марта прп. Савватию Тверскому вместе со свт. Арсением, прпп. Саввой, Варсонофием и Евфросином Тверскими, вероятнее всего, установлено уже в середине XVI века на московских соборах 1547 и 1549 годов.

Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Церковь Русская в продолжение пяти с лишком веков своего существования воспитала уже весьма много угодников Божиих. Но почти все они чествуемы были доселе только в тех местах, где подвизались и покоились по смерти, а не по всей России. Митрополиту Макарию пришла мысль собрать по возможности сведения о всех русских святых, о их подвигах и чудесах, рассмотреть эти сведения на Соборе и затем определить, каким из угодников Божиих установить праздники во всей отечественной Церкви, если таковые еще не были установлены, и каким установить или только утвердить праздники местные. И вот по велению великого князя Иоанна IV в 1547 г. состоялся в Москве Собор, на котором под председательством митрополита Макария находилось семь святителей, кроме прочего духовенства: Алексий Ростовский, Иона Суздальский, Иона Рязанский, Акакий Тверской, Феодосий Коломенский, Савва Сарский и Киприан Пермский. На этом Соборе после предварительных исследований и рассуждений, определено было двенадцати святым "петь и праздновать повсюду" в Русской Церкви, а девяти – только местно… По всей вероятности, Собор установил празднества исчисленным святым не потому, что их одних признал достойными чествования и прославления, а потому, что о них только имел под руками необходимые данные, на основании которых мог утвердить свой приговор. Ибо по благословению этого же самого Собора семнадцатилетний государь Иоанн Васильевич обратился с просьбою ко всем святителям Русской земли, чтобы они позаботились каждый в пределах своей епархии "известно пытати и обыскивати о великих новых чудотворцах" в городах, весях, монастырях и пустынях, пользуясь показаниями князей, бояр, иноков и вообще богобоязненных людей. Святители отозвались на предложение государя с сердечною радостию и вскоре, каждый в своем пределе, собрали "каноны, жития и чудеса" новых чудотворцев на самых местах, где каждый из них просиял добрыми делами и чудесами, по свидетельству местных жителей всякого рода и звания. В 1549 г. по воле государя и митрополита Макария состоялся новый Собор в Москве, пред которым свидетели и "положили" собранные ими сведения. Собор свидетельствовал все эти каноны, жития и чудеса и "предал Божиим церквам петь, и славить, и праздновать" новым чудотворцам, как то совершалось прочим святым, Богу угодившим, во дни их преставления и открытия мощей их. Каким именно чудотворцам положено на этом Соборе праздновать, сведений не сохранилось, но, судя по тому, что Собору были представлены сведения по возможности о всех местных чудотворцах каждой епархии, можно думать, что теперь установлено было чествование весьма многим, если даже не всем, русским святым, какие подвизались до половины XVI в. и которым не было еще установлено такого чествования, за исключением, разумеется, тех, о ком не было представлено Собору сведений. По крайней мере, другого времени, когда могло быть учреждено чествование весьма многих из этих святых, которые, однако ж, доселе чтутся не местно только, а во всей Русской Церкви, мы указать не можем…»60.

Понятно, что прп. Савватия Тверского в данном случае обойти никак не могли. У архим. Леонида (Кавелина) есть упоминание, что в прославлении прп. Савватия принимал участие некий «святитель», а не просто епископ. Тверской владыка Вассиан в лике святых не прославлен, а вот свт. Акакий Тверской (1522-1567) – прославлен. Как видим, он принимал участие в соборе 1547 года и должен был согласно воле царя и митрополита заняться сбором сведений о «новых чудотворцах» в своей епархии для их прославления, которое состоялось на соборе 1549 года. К тому же свт. Акакий сам был тверичем и пострижеником Иосифо-Волоколамского монастыря, где в XVI веке о прп. Савватии Тверском знали очень хорошо.

Именно так – новым чудотворцем – и назван Савватий в древнем списке «Святых града Твери», древних иконописных подлинниках и рукописных месяцесловах. И главное, икона «Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития» специалистами датируется 40-ми гг. XVI в.61.

Сведения о прославленных в 1549 году новых чудотворцах пропали, по всей вероятности, в Смутное время. В пожарах XVI века (Савватьевская обитель горела неоднократно, о чем свидетельствуют архивные документы и данные археологических раскопок) или в «литовское разорение» XVII века могли погибнуть и письменные Житие и Служба прп. Савватию Тверскому, хранившиеся в его монастыре. Остались только вещественные памятники, некоторые отрывочные сведения и местное предание.

Икона прпп. Савватия и Евфросина Тверских. Тверь. 2010 г.

При канонизации прп. Савватия Тверского в 1549 году, вероятно, его определили в чин местночтимых святых, как это было сделано и на предыдущем соборе 1547 года для некоторых новопрославленных святых. Праздновали ему только в Твери и, конечно, особо в его монастыре.

С этим вторым прославлением, видимо, и связано установление 2 марта как дня празднования всех новых тверских чудотворцев, прпп. Саввы, Варсонофия, Савватия и Евфросина, вместе со свт. Арсением Тверским. Установление такого «соборного» празднования тверских «новых чудотворцев», как видим, вполне вписывается в концепцию всеобщей канонизации, обозначенную царем Иваном IV и митрополитом Макарием, как задачу местным архиереям на новый собор, состоявшийся в 1549 году.

Преподобный Савватий Тверской совершенно точно был прославлен на соборе 1549 года вместе с другими тверскими подвижниками. Видимо, для прославления только этих четырех святых успел свт. Акакий Тверской подготовить материалы к собору. И это не мало, если учесть весьма ограниченное время, отпущенное на подготовку. Можно предположить, что им были использованы имевшиеся уже материалы для святых, канонизированных в Твери до 1485 года, в т.ч. и Савватия.

Ближайшие богослужения