Принимая 1452 год, как вероятную дату описываемых прп. Иосифом событий, мы почти точно определяем дату основания Савватьевой пустыни – 1390-1392 гг. Это очень важно, т.к. на этот период времени выпадают события, коренным образом изменившие духовную жизнь Тверского княжества да и всей Русской митрополии. Это связано с утверждением на всероссийской митрополичьей кафедре в Москве свт. Киприана Цамблака и его церковной реформой – введением на Руси Иерусалимского церковного устава.
Митрополит Киприан дважды (!) приезжает в Тверь сразу же по своем прибытии в Москву. Летописи сообщают о пышной встрече Киприана в Твери в 1390 году, которую устроил князь Михаил Александрович18. В свите Киприана были два греческих митрополита, «которые пришли с ним из Царьграда, Матфей Адрианопольский19 и Никандр Гальский20» и два русских архиерея: «Митрофан, владыка Смоленский, и Стефан, владыка Пермский21». Даже этот «епископский состав» свиты Киприана явно миссионерский. Поэтому не удивительно, что некоторые из пришедших с Киприаном в Тверь здесь и остались. Хотя доподлинно нам известен только один из этих людей – это архидиакон Киприана Арсений, поставленный митрополитом на тверскую кафедру22.
Кроме византийских иерархов в свите Киприана должно быть были и греческие монахи, те самые «палестинские старцы», которые принесли в Москву до того не известную русским икону Богородицы «Неопалимая Купина». Письменные источники точно называют дату появления на Руси этой иконы — 1390 год. Об этом сообщает строгановский иконописный подлинник: «Явися Пресвятая Богородица Моисею в Купине, не сгараше огнем, на мелких древах, сиречь в кустех, а не на великом древе, понеже бо не обоготворят древо то Иудеи, и не творят идолы в едином древе. А по-русски древа те, сиречь, кусты, и родится на тех кустах ягоды, зовома ежовика. Есть образ Пресвятыя Богородицы Неопалимой Купины, на самом том камени написанный, идеже виде Моисей Пророк Купину огнем горящу и не сгораему; и повелено ему изутися и отрешите ремень сапогу его, место бо то свято есть, на нем же ты стоиши. Той же чудотворный образ Пречистыя Богородицы стоит в Благовещенском соборе над северными дверьми, в киоте, с дверцами написанными, а плита та врезна, аки в складне, осьми вершков и доднесь видима нами, а принесен из Синайской горы Палестинскими старцами в дарех Великим Князьям Московским в лето 6898 (1390)».
Это символично, т.к. эта икона связана с Синайским монастырем св. Екатерины, Устав которого вводил в жизнь Русской церкви свт. Киприан Цамблак23. Устав этот есть одна из разновидностей Иерусалимского Типикона, которого придерживались и который насаждали в Болгарии прп. Григорий Синаит и его ученики, и в первую очередь учитель свт. Киприана, прп. Феодосий Тырновский. Задача, поставленная перед Киприаном патриархом Константинопольским Филофеем Коккиным,– литургическая и монастырская реформа в Русской церкви24. Совершенно ясно, что «палестинские старцы» пришедшие с Киприаном имели в первую очередь миссионерские цели. Они должны были помочь в деле утверждения нового богослужебного устава своим опытом и авторитетом.
Для нас важен тот факт, что именно в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина» прп. Савватий Тверской поставил первый храм в своей обители. Соответствующая надпись читалась на его житийной иконе25. Основание храма нужно относить к рубежу XIV-XV вв., т.к. в самом начале XV века Савватьев монастырь уже являлся заметным духовным и книжным центром не только Твери, но всей Русской митрополии, о чём свидетельствуют данные археологических раскопок в Савватьево 2018 года.
Савватьевская церковь Неопалимой Купины была первым на Руси храмом с посвящением Неопалимой Купине, и, на протяжении почти трёх столетий (до 1680 г.), единственным(!). Исследователи, не зная о существовании савватьевской церкви Неопалимой Купины в XIV-XV вв., датируют первый русский храм «Неопалимой Купины» лишь XVII веком. Интересно, что появление его связано с визитом в Москву в XVII столетии восточных церковных иерархов, которые, узнав, что в Московском царстве нет ни одного храма посвященного иконе «Неопалимая Купина», настояли чтобы это было немедленно исправлено и только тогда в честь этой иконы был освящен один из вновь построенных в то время московских храмов26.
Таким образом, прп. Савватий Тверской абсолютно точно был связан с «палестинскими старцми» из свиты митрополита Киприана, вероятно будучи одним из них. Вспомним и о «Животворящем Кресте Господнем», принесенном прп. Савватием из Иерусалима.