0,1105 s

Преподобный Савватий Тверской

Оршинская версия

Народное предание о прп. Савватии было зафиксировано в XIX веке тверскими учеными краеведами В.А. Преображенским, прот. В.Ф. Владиславлевым и А.А. Митропольским7. К сожалению, все они повторяют одну и ту же ошибку, приписывая Савватию тверское происхождение. По их версии прп. Савватий называется Оршинским потому, что был пострижеником Вознесенского Оршина монастыря, который, как предполагали авторы, был основан в XIV веке. Затем Савватий ходил паломником в Иерусалим, откуда и принес «Животворящий Крест Господень». После этого он ушел в глухой лес в 12 верстах от Твери, где подвизался отшельником в пещере на берегу р. Орша, и потом основал свой монастырь8.

Тверской краевед Андрей Афанасьевич Митропольский с супругой. Фото XIX в.

Тверской краевед Андрей Афанасьевич Митропольский с супругой. Фото XIX в.

Однако в начале XX в. эта версия была опровергнута. В 1908 г. впервые была опубликована рукопись XV века тверского происхождения: «Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче»9, автор которого однозначно указывает, что Вознесенский Оршин монастырь был основан именно этим тверским князем10. Великий Князь Тверской Борис Александрович правил Тверским Княжеством с 1425 по 1461 гг. Следовательно, Оршин монастырь не мог появиться ранее 1425 года. Скорее всего, он был основан ближе к середине XV века. На это обстоятельство сразу же обратили внимание тверские краеведы, члены Тверской Ученой Архивной Комиссии.

Председатель Тверской учёной архивной комиссии, Иван Александрович Виноградов. Фото нач.XX в.

Председатель Тверской учёной архивной комиссии, Иван Александрович Виноградов. Фото нач.XX в.

Одни из них, Е.А. Веригин в своей работе об Оршине Вознесенском монастыре уже в начале книги обращает внимание читателей на ошибку допущенную А.А. Митропольским: «…так как „Слово" было написано около средины XV века, Борис же Александрович княжил с 1425 года, то Оршин монастырь был основан не позднее половины XV века. Необходимо высказаться по поводу мнения о существовании Оршина монастыря еще в XIV столетии, которого держался А. А. Митропольский, автор брошюр: “Очерк истории Савватьевскаго монастыря” (Тверь, 1897 г.) и „Историческое сказание о подвижнической жизни преподобнаго Савватия Тверского и Оршинскаго” (Тверь, 1899 г.). По-видимому, лишь наименование преп. Савватия (жившего между 1360 и 1434 г.г.) „Оршинским” дало автору названных брошюр повод предположить, что Оршин монастырь существовал в XIV столетии. Но в виду вполне определенных данных об основании монастыря это мнение приходится отвергнуть. Преп. Савватий назван „Оршинским”, – вероятнее всего, по р. Орше, на которой находилась пустынь Савватьева (ныне село)»11. Того же мнения придерживался и председатель Комиссии И.А. Виноградов12.

Инок Фома в своем «Слове похвальном…» совершенно ясно указывает на Бориса Александровича, как на основателя Оршина монастыря. К тому же, в самом этом монастыре на протяжении всей его истории не видно никаких признаков почитания прп. Савватия Тверского. Неизвестно даже ни одной иконы прп. Савватия, которая происходила бы из Оршина монастыря или находилась в этой тверской обители. Что выглядит странным, если учесть, что во второй половине XVI столетия здесь была сильная иконописная мастерская13.

Правда «преподобные старцы Савватьевой пустыни» во главе с самим Савватием находятся в рукописном Синодике Оршина монастыря14, но лишь наряду с подвижниками других тверских обителей. Савватьев монастырь в XV-XVI вв. являлся заметным духовно-просветительским центром, влияние которого простиралось не только на Тверь, но и далеко за пределы Тверского Княжества. Не удивительно поэтому, что и на Орше прослеживается его влияние.

Исторически Савватьев и Оршин монастыри связаны только территориально – граничили их вотчины. Никакой другой связи этих двух обителей, а тем более зависимости одной от другой не было. Это были соседи, вотчины их примерно одинакового размера.

Ближайшие богослужения