0,1416 s

Преподобный Савватий Тверской

Савватий и Арсений

Суммируя все эти данные, почти с полной уверенностью можно утверждать, что прп. Савватий Тверской был одним из палестинских монахов из свиты митрополита Киприана, который остался в Твери в 1390 году. Если это действительно так, он должен был быть очень близко знаком с епископом Арсением Тверским. Их отношения могли быть даже дружескими, ведь они оба из ближайшего окружения митрополита Киприана и призваны выполнять одну общую задачу.

В пользу данной версии говорит факт значения Савватьева монастыря как книжного центра. А именно свт. Арсений стоял у истоков возрождения новой тверской книжности по балканскому образцу в конце XIV – начале XV века, о чем далее пойдет речь в отдельной главе.

И все же вопрос о происхождении прп. Савватия Тверского до конца еще не решен. Совершенно ясно, что он был хорошо знаком с ближневосточной монашеской традицией и тесно связан с синаитско-святогорским движением XIV века. Косвенные данные указывают на Палестину или даже на Синай, как на место его первоначальных подвигов. Но как мог адаптироваться восточный человек в суровых русских условиях, и главное, в условиях иной языковой среды?

Разгадку нужно искать в том обстоятельстве, что исихастское движение было на редкость дружным, а связи между самыми удаленными духовными центрами исихастов весьма устойчивыми. Монастыри Афона, Болгарии, Сербии никогда не теряли связь с ближневосточными центрами и особенно с Синаем. В монастыре св. Екатерины существовала целая колония сербских монахов. Один из ближайших учеников прп. Григория Синаита, митрополит Иаков Серский, до конца своей жизни сохранял связь с Синаем35. Он был большим другом и покровителем синаитов. К его митрополии относился монастырь святого Иоанна Предтечи, который был известен как Синайское подворье и который являлся местом сбора и встреч монахов-исихастов с Синая, а также соучеников Иакова с Афона, из Болгарии и Сербии36. Особую заботу проявлял митрополит Иаков о Синайском монастыре, особенно о его монахах сербского и славянского происхождения. До наших дней сохранились его дары монастырю святой великомученицы Екатерины – две Триоди, где имеется собственноручная подпись митрополита Иакова: «О Синай, о свете моего сияния!.. Ты, Которая в огне сохранилась неопалимой, сохрани меня от огня вечного! И молю братию, сербов вместе с греками, чтобы эти книги не были отчуждены от дома Пречистой Девы до века»37.

Это дает нам право предполагать, что прп. Савватий Тверской вполне мог быть синаитом славянского происхождения. Митрополит Киприан скорее всего взял его с собой в Россию из Константинополя вместе с другими иноками. Нельзя отрицать того, что Савватий мог быть и тверичем, или, во всяком случае, «русичем». Так, на Афоне существовала целая колония тверских монахов, и помимо них немало русских иноков проживало в XIV-XV вв. в монастырях Святой Земли и Константинополя38. Точно также тверские корни могли быть и у свт. Арсения Тверского. Хотя доказать это теперь уже невозможно.

В любом случае долгая жизнь на православном Востоке должна была наложить на обоих святых неизгладимый отпечаток. Сегодня с уверенностью можно говорить, что прп. Савватий был человеком из той же среды, что и свт. Киприан. В свите митрополита Савватий попал в Тверь, где и остался в целях миссионерства – введения Иерусалимского устава на Руси. Здесь он удалился в глухой лес. В 12 верстах от Твери он выбрал себе место для отшельничества, выкопал пещеру на берегу р. Орши и начал подвизаться в безмолвии. Савватий был строгим аскетом. До 1848 года в Савватьево хранились вериги прп. Савватия весом около 25 кг. А антропологические исследования останков савватьевских подвижников 2009 г. говорят о них как о строгих постниках. Однако уединенный подвиг прп. Савватия продолжался недолго. Ведь он – миссионер, его задача – передача опыта подвижнической жизни местному монашеству.

В связи с этим стоит обратить внимание на предание, согласно которому в пустыню к прп. Савватию для духовных бесед и наставлений приходили многие известные тверские подвижники, в числе которых были прп. Савва Вишерский (Бороздин), основатель тверского Саввина монастыря на р. Тьме, и его сподвижники и преемники на игуменстве в этом монастыре, прпп. Савва и Варсонофий Тверские; прп. Нектарий Тверской, основатель Нектарьевой пустыни на той же реке, прп. Ксенофонт Тутанский, ученик прп. Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря под Тверью, и многие другие. В конце XIX века А.А. Митропольский писал: «Местное предание и доныне указывает место собеседований преподобного Савватия с приходившими к нему подвижниками и место прощания его с ними, и на этих местах с течением времени построены были часовни»39. Часовни эти были очень древние. Переписная книга Савватьева монастыря 1693 года однозначно указывает на ту часовню, которая была рядом с дорогой при въезде в монастырь напротив лесной пустыньки прп. Савватия. Сюда Савватий выходил из своего уединения для бесед с приходившими к нему. Другая часовня находилась в 6 верстах отсюда, т.е. на полпути по направлению к Твери. До этого места прп. Савватий провожал своих собеседников. Другое предание указывает на это место, как на место встреч прп. Савватия со свт. Арсением Тверским.

Народное предание также сообщает нам то, что приходившие к прп. Савватию были «братьями». Интересно в этой связи то, что исследования двух из обретенных в 2009 г. останков преподобных (предположительно прпп. Савватия и Нектария Тверских) показали их ближайшее родство. Согласно антропологической экспертизе, они были родными братьями. Надо полагать, народное предание в общих чертах донесло до нас характер первоначального жития прп. Савватия Тверского, может быть, лишь несколько приукрасив реальные факты отдельными деталями.

Действительно, подвижник со Святой Земли, который непосредственно являлся носителем древнейшей монашеской традиции не мог не вызывать интереса у своих тверских современников, в первую очередь у иноков. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие из них были основателями и игуменами новых тверских обителей. Все вместе они создали уникальную духовную среду, сохранявшую свое значение еще во времена прпп. Иосифа Волоцкого и Корнилия Комельского, т.е. 100 и более лет спустя.

Ближайшие богослужения