Этапы становления Савватьевой пустыни таковы. В начале это пещера старца анахорета в лесной глуши в 12 верстах к востоку от Твери. Затем скит, собравший в себя собеседников и сподвижников прп. Савватия, приходивших к нему для духовной пользы и за благословением и оставшихся жить вместе с ним. И, наконец, монастырь-лавра, принявшая имя своего основателя.
Савватьева пустынь такая, какой она видится нам сегодня, вполне отвечает, если можно так выразиться, исихастскому стандарту. Дело в том, что монастыри прп. Григория Синаита и его учеников строились по определенному типу. Это были т.н. «лавры», что-то среднее между келлиотским и киновиальным монастырем. «Принцип лавры такой же, как и скита: около общего храма строятся кельи, но очень близко друг от друга, и все они окружены общей стеной, как общежительный монастырь. В субботу и воскресенье лавриоты собираются на общую службу и трапезу, а в остальные дни по кельям занимаются рукоделием и молитвой. Таким образом, лавра является монастырем скитского или келлиотского типа. Лавры основывали и прп. Евфимий (†473) и прп. Савва Освященный (†532). Последний требовал от будущих лавриотов предварительного прохождения школы общежительного монастыря, и уже после испытания игуменом им позволялось переходить на полуотшельническое жительство в лавру»1. Именно так была организована знаменитая Парорийская пустынь прп. Григория Синаита. Учеников в Парорийской пустыни было такое количество, что образовались четыре лавры. Многочисленное братство этих обителей проводило суровую аскетическую жизнь по Скитскому уставу, который был дан прп. Григорием согласно правилам синайских анахоретов2. «Килифаревский монастырь, надо полагать, был устроен по образцу Парорийской пустыни, так как его основал близкий и верный ученик Григория Синаита, живший в Синаитовой пустыни и хорошо изучивший строй ее жизни. Думается, что в Килифаревском монастыре, как и в Парорийской пустыни, был введен Синайский устав. По образцу Килифаревского монастыря устраивалась большая часть болгарских монастырей, основанных учениками преподобных Григория Синаита и Феодосия Тырновского. Следовательно, преподобному Григорию Синаиту и его ученику Феодосию принадлежит честь насаждения в Болгарии Синайского устава, который, по утверждению ученых3, есть видоизменение Иерусалимского устава, или устава святого Саввы Освященного»4.
Замечательно, что именно из Килифаревского монастыря прп. Феодосия вышел свт. Киприан Цамблак. Его сподвижники должны были нести ту же монашескую традицию. Но точно такой монастырь и изображен на иконе «Обитель преп. Савватия Тверского со сценами его жития». По мнению ученых, эта икона точно отображает реалии монастырских построек и топографические особенности местности, окружавшей обитель прп. Савватия в 30-40-х гг. XVI века5. К этому времени мало что изменилось в обители со времени ее основания прп. Савватием, только храмов прибавилось. При жизни Савватия в обители существовала одна только церковь «Неопалимой Купины». В отрывке «Духовной Грамоты» прп. Иосифа Волоцкого старец Евфросин говорит только об одной церкви Савватьевой пустыни, не уточняя названия. Это может значить только то, что церковь в то время (сер. XV века) в обители была одна, единственная.
Савватьев монастырь изображен на иконе, как лавра: кельи монахов стоят вплотную друг к другу и окружены одной общей оградой, располагались они вокруг церкви «Неопалимой Купины», с западной стороны находятся Святые врата обители. Замечательно, что в лесу, окружающем монастырь, тут и там разбросаны отдельные домики – кельи отшельников. Сам Савватий жил в небольшой пещере вне монастыря, что типично для исихастских обителей. Именно так, в небольшой пещере вблизи своей Парорийской пустыни, жил и прп. Григорий Синаит6.
Пещерка прп. Савватия, точнее то, что от нее осталось, сохранилась до наших дней. До 1822 года это было что-то вроде норы, вырытой в небольшом пригорке, который вокруг был обсажен соснами. Рядом находился небольшой колодец, вырытый, по преданию, самим прп. Савватием, и прудик. В 1822 году пещерку превратили в землянку, вставив туда сруб, в том же году обновили и колодец7. Пещера имела три отделения и два входа8. А.А. Митропольский утверждает, что при «возобновлении» пещерка в плане не изменилась9. По всей видимости, это действительно то место, где жил и молился прп. Савватий Тверской. Именно таким образом обустраивали свои пещеры подвижники египетского Скита. «Каждая келья стояла во дворе, окруженная стенами, и имела колодец, если была вода, и маленький садик. Она была кирпичной и состояла, по крайней мере, из двух комнат: в одной монах работал, а в другой молился. В этой домашней часовне находилась на восточной стороне ниша с изображением триумфального Креста и – в одном только случае – с фреской Христа во славе. В некоторых кельях археологи нашли еще ниши для книг. Чаще всего монахи выкапывали себе пещеры в рыхлом пласте пород, слагающих низкие холмы Скита…», – пишет один из современных исследователей, Г.М. Прохоров10. Уже в IV веке эта традиция была перенесена на Синай и в Палестину11. Похоже, прп. Савватий Тверской был носителем той же древней ближневосточной традиции.