0,2916 s

Савватьев монастырь в XIV - XVII век.

Скитской устав

Теперь попробуем представить, как жили иноки Савватьевой пустыни в самом начале ее бытия. Скитской устав предполагает, что иноки живут в отдельных кельях в удаленном от мирского жития месте (пустыне). Скит мог располагаться вблизи монастыря, а мог быть полностью удален от него. В первом случае пустынники должны были, как минимум, дважды в неделю – накануне воскресного дня и среды (или большого праздника среди недели) собираться на церковную службу в этот монастырь: «В праздники, о которых сказано выше, и когда творим Всенощное бдение, если мы находимся возле монастыря, тогда всем собираться на пение 9-го часа в навечерие празднику, и так предстоять в церкви Всенощное бдение, во всем последуя церковному уставу, даже до совершения Божественной Литургии в день праздника. И так освятившись в церкви по обычаю и приняв прощение, отходим с благодарением в свои кельи. И это там, где есть монастырь или церковь соборная, так творим всегда по сказанному» (Сборник преп. Кирилла Белозерского: №XII, л.257).

Для иноков, живущих вдали от монастыря, Скитской устав предлагает особое последование Всенощного бдения. Оно должно было совершаться дважды в неделю – или под воскресенье и среду, или, вместо среды, в случившийся великий праздник. Служба проходила всю ночь до утра. Основной ее строй соответствует обычному церковному уставу, но с преобладанием пения Псалтири и некоторыми другими характерными элементами. Во-первых, это духовные беседы, включавшиеся в состав службы. Во-вторых, чтение св. Писания и его обсуждение. В-третьих, особая форма исповеди – открытие помыслов.

«Во время 9-го часа в навечерие празднику собираемся ближняя братия все вместе, там, где есть соборная келья, или церковь, если есть, и начинаем петь 9-й час или Вечерню напротив дня прилучившегося. И так, после Вечерни, по обычаю, в конце – тропари празднику, или обычный (тропарь), и отпуст. Если не пост, поставим трапезу и принимаем немного пищи. А желающий воздержаться ради бдения может и вовсе не есть, если хочет. И после восстания нам от трапезы проводим время в беседах духовных или чтении святых книг, или еще если кому надо поспать до времени пения, то есть до сумерек, в 1-й час ночи, или второй, согласно времени, – по рассуждению старца о всем. Также потом начинаем пение всенощное, творим начало: обычный Стих, Трисвятое по Отче наш: – Господи, помилуй 12, «Придите, поклонимся», трижды, потом кафизмы по ряду 3, потом Канон молебен к Богородице, глас 8, «Многими содержим», или иной, какой хочешь, на нем же кадим на 8-й песни. И по совершении сего – «Достойно есть». Также после этого садимся все, молчание, внимание имеем в себе, – до тех пор, как настоятель повелит начать чтение. И тогда если кто-нибудь требует узнать от прочитанных святых Писаний, да вопрошает, другие же по совершении чтения исповедуют помышления свои, какие у кого были, то есть, – если кто имеет ненависть на брата, или злопамятство, или кто какой-то пленён страстью. Такой брат подходит сначала к иконостасу и творит поклон святым иконам со смирением. Потом, обратившись к отцу и братии, творит Стих и падает на лице свое посреди, исповедуя злая своя, которыми одержим, прося прощения и молитвы у отца и братии, дабы помолились о нем, чтобы избавиться ему от таких страстей их молитвами. И так по исповедании и наказании, от отца получив прощение, и встав, отходит на место свое» (Сборник преп. Кирилла Белозерского: №XII, лл.257 об.- 258 об.). Затем служба продолжалась до отпуста Вечерни. Потом, если позволяло время, опять перерыв для молчания, духовных бесед и открытия помыслов. Так проходила вся ночь до рассвета. На рассвете служили Заутреню и 1-й час.

Среди недели Всенощная чаще совершалось кроме великого праздника, под среду, тогда «…после совершения 10-ти кафизм, то есть третьей статьи, так как выше указано, Шестопсалмие и все прочее все оставляем, но только чтением и бдением трезвимся, так как указано. Таже, приспевши ночи к зоре, поем 50-й псалом, потом канон, какой хочешь, с ним же и прочее даже до конца 1-го часа, и – отпуст» (Сборник прп. Кирилла Белозерского: №XII, л.260). Т.е. за Всенощную нужно было обязательно прочитать половину Псалтири: «И это обычно нам половину Псалтири отпевать с тем, что сказано, упражняемся в беседах духовных – то есть спрашивать отца о божественных писаниях, но более о своих страстях и о прочих исправлениях, которые о Боге бывают…». Тоже нужно было исполнять иноку и вне собрания: «…такие пусть проводят ночь в псалмопении и прочем, сколько сможет каждый вместить по своей силе: отпевать половину Псалтири, так как уже сказано. Если же кому-то хочется всю Псалтирь отпевать, трезвения ради, это хорошо и благословенно, и такой пусть разделяет Псалтирь на 4 статьи: по 5 кафизм на каждой статье» (Сборник преп. Кирилла Белозерского: №XII, л.260 об.).

Обращает на себя внимание необычная мягкость данного устава, здесь всегда говорится о посильном несении подвига, о произвольном выборе канонов, внешняя форма не доминирует, главное суть: «И вообще суть всего сказанного, чтобы понуждать себя в каком-либо месте и деле: только бы ночь проводить в бдении и трезвении, которое в Боге, и все это – по силе своей, сколько кто может вместить, да вместит» (Сборник преп. Кирилла Белозерского: №XII, л.261).

В остальные дни иноки совершали ночью половину Псалтири, 600 или 1000 молитв Иисусовых, и 300 или 600 земных поклонов. В течении суток по Часослову вычитывались Часы, Обедница, Вечерня, Павечерница и Полунощница, к которой желающие присовокупляли еще несколько кафизм, затем шла Утреня и 1-й Час. Все эти части суточного богослужебного круга совершались не вместе, а каждая служба в свое время. Таким образом, молитва должна была постоянно чередоваться с другими делами инока и занимать большую часть времени. Еда – раз или два в сутки, но не раньше отправления 9-го часа. И все это по мере сил и возможности каждого инока. Те, кто нес труды послушания, во-обще освобождались, согласно данного устава, от «закона», как находящиеся в отсечении своей воли. Они лишь призываются не лениться подвизаться в молитве и похваляются за послушание своему духовному отцу – старцу.

Надо думать, вначале, когда обитель преп. Савватия была лишь небольшим скитом, иноки следовали указаниям о живущих вне монастыря. У них, как видно на иконе «Обитель преп. Савватия Тверского со сценами его жития», как раз была необходимая для службы «соборная келья, или церковь». Это – часовня, в которой прп. Савватий молится с группой иноков перед Крестом. Позже служба проходила уже в церкви «Неопалимой купины» Савватьевой пустыни. Здесь уже видимо вступило в силу второе правило о скитниках, живущих близ монастыря. Жившие в самом монастыре должны были руководствоваться Иерусалимским уставом, который ясно отражен в Скитском уставе, т.е. подразумевается им как обычай. Когда было введено общежитие в Савватьевой пустыни – вопрос очень сложный. Вряд ли это было сделано уже при жизни Савватия, скорее позже. Так или иначе, отшельники, жившие в лесу вокруг монастыря, должны были руководствоваться Скитским уставом на протяжении всего XV-го и в половине XVI вв.

Церковь Неопалимой Купины Савватьева монастыря. Икона Жития преп. Савватия.

Церковь Неопалимой Купины Савватьева монастыря. Икона Жития прп. Савватия

Когда церковь Неопалимой Купины стала Знаменской? Предполагают, что храм изначально был деревянным, потом сгорел, перестроен каменным и, в этой связи, переименован. На иконе, однозначно, изображена каменная церковь, рядом прп. Савватий в молении Неопалимой Купине Богородицы и надпись: «Прпdный Саватёй поста1ви цр7ковь въ и4мz Неw1палимой Купины2 і мо1литсz є4й»29. То, что Богородица в горящем кусте на Синайской горе изображена «типа Знамения»30, еще ничего не значит – именно так она и изображается в данном иконографическом типе. А вот присутствие рядом с церковью новгородского святителя наводит на некоторые размышления. Не Евфимий ли Новгородский был инициатором строительства первой каменной церкви в Савватьевой пустыни? Дело в том, что свт. Евфимий II Вяжищский очень много строил. Им воздвигнуты около 20 церквей, и не только в Новгороде. В основном это были каменные церкви. Новгородские зодчие считались тогда лучшими. К тому же, «Знамение» – это новгородская икона. Здание храма, изображенное на иконе, вполне соответствует новгородскому архитектурному типу данного периода. «Знаменский собор: одноглавый, столпообразный, с повышенной центральной частью, верхний ярус увенчан многоскатным завершением с тремя оконными проемами»31. Если это действительно так, и первый каменный храм в Савватьевой пустыни строился новгородцами при участии свт. Евфимия, то переименование становится понятным. Его постройка должна была относиться, в таком случае, к 30-40 гг. XV века. Также каменными изображены на иконе колокольня и Никольская церковь.

Колокольня (церковь под звоном?) и Никольская церковь Савватьева монастыря. Икона Жития преп. Савватия.

Колокольня (церковь под звоном?) и Никольская церковь Савватьева монастыря. Икона Жития прп. Савватия

Однако раннему существованию в Савватьево каменных храмов нет археологических подтверждений. Тверской археолог А. М. Салимов, проводивший раскопки Сретенского собора в Савватьево летом 2018 года, считает изображения каменных храмов на иконе «Житие Савватия» лишь символическими. По его мнению, в реальности каменные храмы в Савватьево появились лишь в конце XVII века32. Это были Сретенский собор с Никольским приделом (1679г.) и церковь Знамения Богородицы (1685г.).

На данный момент вопрос существования либо отсутствия в Савватьево каменных храмов ранее XVII века остаётся пока не разрешенным.

На протяжении XV-XVI веков Савватьева пустынь была заметным духовным центром русского Северо-Запада. Сюда в поисках опытных старцев приходят многие любители безмолвия, среди которых, как уже указано нами выше, известнейшие русские святые – прп. Иосиф Волоцкий и прп. Корнилий Комельский. Последний даже прожил в пещере прп. Савватия Тверского несколько лет в конце 90-х гг. XV века, как это видно из его Жития33. Связь обители прп. Савватия Тверского с северными духовными центрами не прерывалась и в следующем XVI столетии. Об этом свидетельствует, например, древнее захоронение, обнаруженное недавно у Знаменской церкви деревни Савватьево. На белокаменной плите читается надпись: «Лета 7062 (1554) месяца апреля 23 дня преставися раб Божий старец инок ГЕРОНТЕЙ ВАЛОАМОВСКИЙ на память святаго великомученика Георгия Победоносца». Очевидно, что «Валаамским» старец Геронтий назван по месту откуда он пришел в Савватьеву пустынь, т.е. с Валаама – крупнейшего духовного центра на русском Севере. Вспомним, что и прп. Евфросин убежал от назойливых посетителей из Савватьевой пустыни именно в Новгород Великий на Ладожское озеро, на котором находится и о. Валаам. Интересно, что Валаамская обитель согласно рукописи XVI века «Сказанию о Валаамском монастыре»34 основана во время архиепископа Иоанна II Новгородского (1388-1415), т.е. одновременно с Савватьевой пустынью.

Ближайшие богослужения