0,2288 s

Савватьев монастырь в XIV - XVII век.

Сноски

  1. Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского: РНБ Кирилло-Белозерское собрание № XII // Ответственный редактор Г.М.Прохоров. Изд. Олега Абышко. СПб, 2003. С. 348.
  2. Мансветов И. Церковный устав (типик). Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 40-41, 295.
  3. Сырку П.А. Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в XIV-XVII веках. // Сборник отд. рус. яз. и словесности Имп. Академии наук. СПб., 1902. Т. 71. С. 247.
  4. Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. Москва 1999. С.103-104.
  5. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв.: каталог /ред. сост. Л.М. Евсеева и В.М. Сорокатый. М.; «Индрик», 2000. С.127.
  6. Игумен Петр (Пиголь). Указ. Соч. С. 46.
  7. А. А. Митропольский. Историческое сказание о подвижнической жизни Преподобного Савватия Тверского и Оршинского и об основанном им монастыре, называвшимся его именем, где ныне село Савватьево, Тверского уезда. Тверь, 1899. С. 67.
  8. ГАТО Ф.103, оп.103-1, № Дела 829.
  9. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 65.
  10. Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв… С. 346-347.
  11. Там же … С. 347-348.
  12. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 12-13.
  13. Село Савватьево, 1883, С. 39.
  14. Игумен Петр (Пиголь). Указ. Соч. С. 50-55.
  15. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 67. ; Плетнев. Об остатках древности и старины в Тверской губернии. Тверь, 1903. С. 219.
  16. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 12.
  17. Там же, стр.66-67. и Плетнев. Об остатках древности… С. 219.
  18. А.М. Салимов, В.В. Данилов, Е.А. Романова, А.В. Зиновьев. Сретенский собор тверского монастыря Савватьева пустынь: история, архитектура, археология. Тверь, 2018 г. С. 91-96.
  19. Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. С. 350-351.
  20. Там же. С.345.
  21. Там же. С.19-28.
  22. Там же. С. 28.
  23. Там же. С. 353.
  24. См. выписку из «книги старописьмяной древней Валамскаго монастыря иже бе на езере Неве ладожском Боголепнаго Преображения» (РНБ: Соф., 1169, л. 527-540).
  25. Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. С. 28.
  26. Владиславлев. Село Савватьево. Тверь, 1883. С. 39.
  27. др. ред. этого правила см. Троице-Сергиева Лавра, Сборник XV в. №756.
  28. Исихасты практиковали совмещение молитвы с дыханием, на котором сосредотачи-валось внимание. Подобными святоотеческими рекомендациями пестрит греческое «Добротолюбие». Свт. Феофан Затворник при переводе на русский язык опустил все подобные наставления из опасения их неправильного понимания совр. монашеством.
  29. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 13-14.
  30. Прот. В.Ф. Владиславлев. Указ. Соч. С. 39.
  31. А.М. Салимов, В.В. Данилов, Е.А. Романова, А.В. Зиновьев. Сретенский собор тверского монастыря Савватьева пустынь: история, архитектура, археология. Тверь, 2018 г. С. 13-19.
  32. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв…С.125.
  33. Архиеп. Филарет. Русские святые. Том II. под 19 мая.
  34. РГБ. Сборник Л.В.Разумовского. № 73.
  35. ГАТО ф.1409, оп.1,.№ 1776, л.145
  36. Писцовые книги Московского Государства. Ч.1. М.1877. С.282-283.
  37. Тверской Патерик: краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Казань. 1907. С.70
  38. Саенко Л.П. Палеография, графика и орфография тверской Лествицы 1402 г. Дисс. М.1984.38
  39. Цит. по: Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Кат.№21, в рукописи л.178.
  40. Попов Г.В. Заметки о тверской рукописи Хроники Георгия Амартола (позднейшие доделки и вопросы ре-конструкции первоначального облика кодекса).// Византийский временник. Т.39. М.1978. С. 128.
  41. Саенко Л.П. Палеография, графика и орфография... С.18.
  42. Саенко Л.П. Палеография, графика и орфография... С.17.
  43. Саенко Л.П. Палеография, графика и орфография... С.53.
  44. Веригин П. Оршин Вознесенский монастырь. Тверь, 1913. С.3.
  45. Антонов А.В. Вотчинные архивы кашинских и угличских монастырей и церквей XV-начала XVII вв. Акты Троицкого Калязина монастыря.// Русский дипломатарий. Вып.4. М.1998. С.167.
  46. Анализ топонимов на “ворь” в московском регионе см. Поспелов Е.М. Топонимический словарь Москов-ской области. М. 2000. С.60.
  47. Побойнин И.И. Торопецкая старина: Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII в. Издание 2-е. Торопец, 2004. С.11.
  48. Сводный каталог русских рукописных книг XIV в. Ч.1. М. 2000.
  49. Книжные центры Древней Руси... С.31.
  50. Попов Г.В. Заметки о тверской рукописи Хроники Георгия Амартола... С.129.
  51. Из последних исследований, подтверждающих этот тезис, отметим работу А.А. Галашевича и Г.С. Колпа-ковой об архитектуре и фресках церкви села Городня на Волге (1412-1413 гг.): Галашевич А.А. Колпакова Г.С. Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге. М. 2004. С.73, 85.
  52. Книжные центры Древней Руси... С.35.
  53. Книжные центры Древней Руси... С.56-57.
  54. А.А. Зимин отмечает, что Иоасаф жил в конце XV в. на Волоке, правда, он именует его игуменом Саввинским. См. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России, конец XV - XVI вв.” М. 1977. С.118.
  55. Книжные центры Древней Руси... С.62, 106, 174.
  56. Книжные центры Древней Руси... С.62.
  57. Книжные центры Древней Руси... С.37.
  58. Строев П.М. Описание рукописей монастырей Иосифо-Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввино-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб. 1891. С.59.
  59. Книжные центры Древней Руси... С.26. О нем же в описи 1573 г. там же, с.53.
  60. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб. 1877. С.473.
  61. Книжные центры Древней Руси... С.26.
  62. Книжные центры Древней Руси... С.25, 51.
  63. Книжные центры Древней Руси... С.71.
  64. Книжные центры Древней Руси... С.28, позже она принадлежала Симеону Собинину. См. там же, с. 62.
  65. Книжные центры Древней Руси... С.30, в поздней описи о ней сказано “в десть псалмы Ефрема Тверитина тонки”, т.е. следования уже не было. См. там же, с. 67.
  66. Книжные центры Древней Руси... С.25.
  67. Книжные центры Древней Руси... С.73.
  68. Книжные центры Древней Руси... С.31. В 1573 г. описаны: “Житие Иоанна Златоустого, да в той же книге житие святого Афанасия, иже на Афоне и притчи Соломина, писмо первая половина Ефремово, а другая Исаии Белого”. Там же, с. 70.
  69. Тверской Патерик. Казань. 1908. С.63.
  70. Книжные центры Древней Руси… С.25, 129-130.
  71. Книжные центры Древней Руси... С.24-25.
  72. Книжные центры Древней Руси... С.46.
  73. Книжные центры Древней Руси... С.45-46.
  74. Книжные центры Древней Руси... С.45.
  75. Архимандриты Чудова монастыря этого времени: Никандр (сер. XV в.), Геннадий (1477-1484), еще один, неизвестный, бит кнутом в 1488 г., Феогност (1501-1507), Иосиф (1509). (См. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб. 1877. С.162.) Кроме того, по новооткрытым актовым материалам известен Феодосий (1462-1471). (См. Маштафаров А.В. Вновь открытые монастырские акты XV-XVII вв.// Русский дипломатарий. Вып.4. М.1998. С.47. Венедикта можно отнести ко времени до 1477 г. или 1480-е гг. Судя по этим данным, после своей работы на Волоке он не вернулся в Чудов монастырь.
  76. Книжные центры Древней Руси... С.28.
  77. Книжные центры Древней Руси... С.53.
  78. Книжные центры Древней Руси... С.200-201.
  79. Книжные центры Древней Руси... С.28, 60.
  80. Книжные центры Древней Руси... С.60, 62.
  81. Книжные центры Древней Руси... С.28.
  82. Книжные центры Древней Руси... С.38.
  83. Книжные центры Древней Руси... С.37.
  84. Писцовые книги Московского Государства. Ч.1. М.1877. С.276-278.
  85. РГАДА ф.1209, опись 1, №467. Дозорная книга Тверского уезда 1615 года, подлинник, лл.196-197об.
  86. Имя этого игумена не фигурирует в источниках, но в описи дел Поместного приказа XIX в. он числится как получатель выписи, год - 1628, также достаточно условен, это год окончания писцового описания.
  87. В Писцовой книге г. Твери 1626 года: “Место пусто, а бывал двор Богоявленского попа Григория, а наймует то место пахать боярина Ивана Никитича Романова крестьянин Малафей Масленик, а тот двор Саватьевского игумена Галактиона”. (Выпись из Тверских Писцовых книг письма и меры Потапа Нарбекова да подъячего Богдана Фадеева. Тверь. 1901. С.53).
  88. Преображенский В.А. Записка об истории Савватьева монастыря. / ГАТО ф.103, оп.1, №829, л.12.об.
  89. РГАДА ф. 1209, оп. 1, ч.4, №5047. Л. 614-617. Собственно, это продолжение переписной и приходно-расходной книг 1692-1693 гг. Но, в отличие от них, информация, содержащаяся здесь, очень скупая: это записи о привозе со всех дворов всех крестьян вотчины (по книгам 1677-1678 гг.) стандартной меры - по осьмерику ржи и овса с двора, с одной общей датой - 1 сентября 1692 года.
  90. РГАДА Грамоты Коллегии Экономии, Тверь. Ф.281, №12733, столбец на 5 листах.
  91. Текст публикуется по сборнику, включающему различные документы из архива Поместного приказа, преимущественно монастыря Новый Иерусалим. Ныне храниться РГАДА ф.1209, оп.4, №5047, начиная с л.476.
  92. РГАДА ф.1209, оп.4, №5090, л. 633, 639 об.

Ближайшие богослужения