Савватьев монастырь в XIV - XVII век.
Сноски
- Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского: РНБ Кирилло-Белозерское собрание № XII // Ответственный редактор Г.М.Прохоров. Изд. Олега Абышко. СПб, 2003. С. 348.
- Мансветов И. Церковный устав (типик). Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 40-41, 295.
- Сырку П.А. Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в XIV-XVII веках. // Сборник отд. рус. яз. и словесности Имп. Академии наук. СПб., 1902. Т. 71. С. 247.
- Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. Москва 1999. С.103-104.
- Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв.: каталог /ред. сост. Л.М. Евсеева и В.М. Сорокатый. М.; «Индрик», 2000. С.127.
- Игумен Петр (Пиголь). Указ. Соч. С. 46.
- А. А. Митропольский. Историческое сказание о подвижнической жизни Преподобного Савватия Тверского и Оршинского и об основанном им монастыре, называвшимся его именем, где ныне село Савватьево, Тверского уезда. Тверь, 1899. С. 67.
- ГАТО Ф.103, оп.103-1, № Дела 829.
- А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 65.
- Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв… С. 346-347.
- Там же … С. 347-348.
- А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 12-13.
- Село Савватьево, 1883, С. 39.
- Игумен Петр (Пиголь). Указ. Соч. С. 50-55.
- А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 67. ; Плетнев. Об остатках древности и старины в Тверской губернии. Тверь, 1903. С. 219.
- А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 12.
- Там же, стр.66-67. и Плетнев. Об остатках древности… С. 219.
- А.М. Салимов, В.В. Данилов, Е.А. Романова, А.В. Зиновьев. Сретенский собор тверского монастыря Савватьева пустынь: история, архитектура, археология. Тверь, 2018 г. С. 91-96.
- Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. С. 350-351.
- Там же. С.345.
- Там же. С.19-28.
- Там же. С. 28.
- Там же. С. 353.
- См. выписку из «книги старописьмяной древней Валамскаго монастыря иже бе на езере Неве ладожском Боголепнаго Преображения» (РНБ: Соф., 1169, л. 527-540).
- Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. С. 28.
- Владиславлев. Село Савватьево. Тверь, 1883. С. 39.
- др. ред. этого правила см. Троице-Сергиева Лавра, Сборник XV в. №756.
- Исихасты практиковали совмещение молитвы с дыханием, на котором сосредотачи-валось внимание. Подобными святоотеческими рекомендациями пестрит греческое «Добротолюбие». Свт. Феофан Затворник при переводе на русский язык опустил все подобные наставления из опасения их неправильного понимания совр. монашеством.
- А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 13-14.
- Прот. В.Ф. Владиславлев. Указ. Соч. С. 39.
- А.М. Салимов, В.В. Данилов, Е.А. Романова, А.В. Зиновьев. Сретенский собор тверского монастыря Савватьева пустынь: история, архитектура, археология. Тверь, 2018 г. С. 13-19.
- Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв…С.125.
- Архиеп. Филарет. Русские святые. Том II. под 19 мая.
- РГБ. Сборник Л.В.Разумовского. № 73.
- ГАТО ф.1409, оп.1,.№ 1776, л.145
- Писцовые книги Московского Государства. Ч.1. М.1877. С.282-283.
- Тверской Патерик: краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Казань. 1907. С.70
- Саенко Л.П. Палеография, графика и орфография тверской Лествицы 1402 г. Дисс. М.1984.38
- Цит. по: Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Кат.№21, в рукописи л.178.
- Попов Г.В. Заметки о тверской рукописи Хроники Георгия Амартола (позднейшие доделки и вопросы ре-конструкции первоначального облика кодекса).// Византийский временник. Т.39. М.1978. С. 128.
- Саенко Л.П. Палеография, графика и орфография... С.18.
- Саенко Л.П. Палеография, графика и орфография... С.17.
- Саенко Л.П. Палеография, графика и орфография... С.53.
- Веригин П. Оршин Вознесенский монастырь. Тверь, 1913. С.3.
- Антонов А.В. Вотчинные архивы кашинских и угличских монастырей и церквей XV-начала XVII вв. Акты Троицкого Калязина монастыря.// Русский дипломатарий. Вып.4. М.1998. С.167.
- Анализ топонимов на “ворь” в московском регионе см. Поспелов Е.М. Топонимический словарь Москов-ской области. М. 2000. С.60.
- Побойнин И.И. Торопецкая старина: Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII в. Издание 2-е. Торопец, 2004. С.11.
- Сводный каталог русских рукописных книг XIV в. Ч.1. М. 2000.
- Книжные центры Древней Руси... С.31.
- Попов Г.В. Заметки о тверской рукописи Хроники Георгия Амартола... С.129.
- Из последних исследований, подтверждающих этот тезис, отметим работу А.А. Галашевича и Г.С. Колпа-ковой об архитектуре и фресках церкви села Городня на Волге (1412-1413 гг.): Галашевич А.А. Колпакова Г.С. Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге. М. 2004. С.73, 85.
- Книжные центры Древней Руси... С.35.
- Книжные центры Древней Руси... С.56-57.
- А.А. Зимин отмечает, что Иоасаф жил в конце XV в. на Волоке, правда, он именует его игуменом Саввинским. См. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России, конец XV - XVI вв.” М. 1977. С.118.
- Книжные центры Древней Руси... С.62, 106, 174.
- Книжные центры Древней Руси... С.62.
- Книжные центры Древней Руси... С.37.
- Строев П.М. Описание рукописей монастырей Иосифо-Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввино-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб. 1891. С.59.
- Книжные центры Древней Руси... С.26. О нем же в описи 1573 г. там же, с.53.
- Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб. 1877. С.473.
- Книжные центры Древней Руси... С.26.
- Книжные центры Древней Руси... С.25, 51.
- Книжные центры Древней Руси... С.71.
- Книжные центры Древней Руси... С.28, позже она принадлежала Симеону Собинину. См. там же, с. 62.
- Книжные центры Древней Руси... С.30, в поздней описи о ней сказано “в десть псалмы Ефрема Тверитина тонки”, т.е. следования уже не было. См. там же, с. 67.
- Книжные центры Древней Руси... С.25.
- Книжные центры Древней Руси... С.73.
- Книжные центры Древней Руси... С.31. В 1573 г. описаны: “Житие Иоанна Златоустого, да в той же книге житие святого Афанасия, иже на Афоне и притчи Соломина, писмо первая половина Ефремово, а другая Исаии Белого”. Там же, с. 70.
- Тверской Патерик. Казань. 1908. С.63.
- Книжные центры Древней Руси… С.25, 129-130.
- Книжные центры Древней Руси... С.24-25.
- Книжные центры Древней Руси... С.46.
- Книжные центры Древней Руси... С.45-46.
- Книжные центры Древней Руси... С.45.
- Архимандриты Чудова монастыря этого времени: Никандр (сер. XV в.), Геннадий (1477-1484), еще один, неизвестный, бит кнутом в 1488 г., Феогност (1501-1507), Иосиф (1509). (См. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб. 1877. С.162.) Кроме того, по новооткрытым актовым материалам известен Феодосий (1462-1471). (См. Маштафаров А.В. Вновь открытые монастырские акты XV-XVII вв.// Русский дипломатарий. Вып.4. М.1998. С.47. Венедикта можно отнести ко времени до 1477 г. или 1480-е гг. Судя по этим данным, после своей работы на Волоке он не вернулся в Чудов монастырь.
- Книжные центры Древней Руси... С.28.
- Книжные центры Древней Руси... С.53.
- Книжные центры Древней Руси... С.200-201.
- Книжные центры Древней Руси... С.28, 60.
- Книжные центры Древней Руси... С.60, 62.
- Книжные центры Древней Руси... С.28.
- Книжные центры Древней Руси... С.38.
- Книжные центры Древней Руси... С.37.
- Писцовые книги Московского Государства. Ч.1. М.1877. С.276-278.
- РГАДА ф.1209, опись 1, №467. Дозорная книга Тверского уезда 1615 года, подлинник, лл.196-197об.
- Имя этого игумена не фигурирует в источниках, но в описи дел Поместного приказа XIX в. он числится как получатель выписи, год - 1628, также достаточно условен, это год окончания писцового описания.
- В Писцовой книге г. Твери 1626 года: “Место пусто, а бывал двор Богоявленского попа Григория, а наймует то место пахать боярина Ивана Никитича Романова крестьянин Малафей Масленик, а тот двор Саватьевского игумена Галактиона”. (Выпись из Тверских Писцовых книг письма и меры Потапа Нарбекова да подъячего Богдана Фадеева. Тверь. 1901. С.53).
- Преображенский В.А. Записка об истории Савватьева монастыря. / ГАТО ф.103, оп.1, №829, л.12.об.
- РГАДА ф. 1209, оп. 1, ч.4, №5047. Л. 614-617. Собственно, это продолжение переписной и приходно-расходной книг 1692-1693 гг. Но, в отличие от них, информация, содержащаяся здесь, очень скупая: это записи о привозе со всех дворов всех крестьян вотчины (по книгам 1677-1678 гг.) стандартной меры - по осьмерику ржи и овса с двора, с одной общей датой - 1 сентября 1692 года.
- РГАДА Грамоты Коллегии Экономии, Тверь. Ф.281, №12733, столбец на 5 листах.
- Текст публикуется по сборнику, включающему различные документы из архива Поместного приказа, преимущественно монастыря Новый Иерусалим. Ныне храниться РГАДА ф.1209, оп.4, №5047, начиная с л.476.
- РГАДА ф.1209, оп.4, №5090, л. 633, 639 об.