0,1104 s

Савватьев монастырь в XIV - XVII век.

Ученики и преемники преп. Савватия Тверского

Материалы по истории Савватьева монастыря XV-XVI вв. довольно бедны и отрывочны. К сожалению, ничего не известно о времени появления построек Савватьева монастыря, основании церквей, числе братии. Единственная информация местного происхождения, на которую можно как-то положиться - список игуменов - преемников Савватия. Этот список сохранялся изначально, вероятно, как устное предание или поминание, а в XVII в. был записан в синодики. Нам известно две таких записи. Помимо утраченного синодика Савватьева монастыря ее содержит также синодик Оршина монастыря, причем, если Савватьевский синодик дает пять имен, то Оршинский - четыре. По первому синодику после Савватия его монастырь возглавляли Парфений, Досифей, Евфросин и Нектарий. Последний назван Преподобным. По Оршинскому синодику, за Савватием идут Парфений, Евфросин, Дорофей35. Сразу на этой же странице синодика поминаются начальники Нектарьевой пустыни, вслед за преп. Нектарием Тверским. Какой из списков точнее, остается только гадать.

Икона преподобных Савватия и Евфросина Тверских. Тверь. 1994 г.

Икона преподобных Савватия и Евфросина Тверских. Тверь. 1994 г.

Игумены Парфений и Досифей для нас только имена. Не сохранилось никаких сведений об их жизни. Старец Евфросин, известен по рассказу преп. Иосифа Волоцкого. Непонятно, к тому же, когда Евфросин был игуменом, если при Иосифе Волоцком в 1460-х гг. он «жил в отходе», а настоятельствовать пока не собирался? При этом ему уже было никак не менее семидесяти лет. Не в это ли время игуменами были упомянутые Досифей и Парфений? Впрочем, Евфросин мог жить по примеру своего учителя преп. Савватия, который также не жил в монастыре, но был при этом игуменом обители.

Из рассказа Преподобного Иосифа мы также знаем, что церковь в его время (1460-1470-е гг.) в монастыре была только одна. Из его рассказа следует, что в обители особо почитались Богоматерь и Святитель Николай Чудотворец.

У Иосифа есть указание, что Евфросин был родом из князей Тепринских. Тепринская волость находилась в Костромском уезде. Но князья с таким именем неизвестны. Однако среди вотчинников Тверского уезда волости Кавь 1548 года есть “бояре и дети боярские тверичи” Тепритцкие, владевшие небольшими вотчинами примерно в 20 км от Савватьева36. Они вполне могли быть в великокняжеские времена князьями или потомками князей. Из этого рода Тепритцких-Тепринских, похоже, и происходит преп. Евфросин. Других подробностей в “Духовной грамоте” Преподобного Иосифа нет. Однако, память преп. Евфросина Тверского, как уже отмечено выше, празднуется церковью 2/15 марта вместе с другими тверскими новыми чудотворцами: прпп. Савватием, Саввой, Варсонофием и свт. Арсением. В Тверском Патерике упоминается икона преп. Евфросина: «В бывшей Савватьевой пустыни, в Сретенской церкви, находится изображение преп. Евфросина: он изображен глубоким старцем, в монашеском одеянии, с воздетыми в молитвенном положении руками»37.

Преподобный Нектарий Тверской. Икона. Тверь. Иконописная мастерская Николо-Малицкого монастыря. XXI в.

Преподобный Нектарий Тверской. Икона. Тверь. Иконописная мастерская Николо-Малицкого монастыря. XXI в.

Личность Нектария Преподобного вызывает большой интерес. В это время жили два преподобных Нектария - Тверской и Бежецкий. Но не мог ли Нектарий Тверской быть настоятелем в Савватьеве некоторое время в сер. XV в., а после того (или перед тем?) основать свой Нектарьев монастырь на реке Тьме, так же пустынь-скит, как и первоначальный Савватьев монастырь? Пока никаких документов по этому поводу найти также не удалось. В синодике Савватьева монастыря только двое из списка «настоятелей и начальников обители сея» названы Преподобными. Это – сам Савватий и, следующий в списке пятым, Нектарий. То, что аналогичная запись в синодике Оршина монастыря однозначно указывает на Нектария, как игумена Нектарьевой пустыни на реке Тьме к западу от Твери говорит в пользу того, что преподобный Нектарий тверской и преподобный Нектарий Савватьевский – одно и то же лицо. Интриги в это дело добавило антропологическое исследование останков савватьевских подвижников, обретённых под алтарём Знаменской церкви в 2009 году. Двое монахов, лежавших под саркофагом с мощами предположительно преп. Евфросина Тверского, оказались родными братьями (!), захоронены они были не по русскому обычаю - в гробах, а по восточному – в саванах, и лежали вместе. Весной 2012 года было явление трёх святых во сне р.Б. Михаилу с исцелением его от хронического заболевания спины и ног. Старец в белом облачении и с игуменским посохом в руке (предположительно сам преп. Савватий) назвал двоих явившихся с ним монахов по именам – НЕКТАРИЙ и ФРОСИЙ. Затем было ещё три явления трёх святых аналогичные вышеописанному.

Если наше предположение верно, и в саркофаге находились мощи преп. Евфросина, то двое других соответственно должны быть преподобные Савватий и Нектарий Тверские, причём они являются родными братьями. Тогда получается, что в Тверь с Савватием пришёл ещё и его родной брат - Нектарий. Он основал свою пустынь под Тверью на реке Тьме подобную Савватьевой пустыни. После смерти преп. Савватия Нектарий завещал похоронить себя вместе с братом. Преп. Евфросин также захотел быть погребенным в этом же месте. Так они и собрались в одно месте монастырского некрополя. Но и это ещё не всё. Раскопки 2009 года показали, что ровно здесь, на месте саркофага были похоронены ещё три монаха. Их кости были аккуратно отложены к восточной стороне от саркофага. Получается вместе с Савватием, кроме Нектария и Евфросина здесь были погребены ещё трое, вероятно ближайших учеников преп. Савватия. Сейчас все останки находятся в подземной крипте под алтарём Знаменской церкви в Савватьево.

По материалам Иосифо-Волоколамского монастыря мы узнаем об игумене Иоасафе из Савватьевского монастыря. Сохранились вложенные им на Волок псалтири. Он был тверич, и, вероятно, не бедный, вклад его датируется 1480-ми годами. Игуменом же Иоасаф стал еще раньше, так что если Евфросин все-таки был его предшественником, то был игуменом считанные годы.

По-видимому, возможно установить личность еще одного из ранних игуменов Савватьева монастыря, известных по синодику, – Дионисия. Сведения о нем мы можем почерпнуть из документов все того же Иосифо-Волоколамского монастыря. В 1555 году в числе вкладчиков, вместе с савватьевским старцем Ионой Воробьевым упомянут Дионисий Горбатый, приславший из “Соватиева” несколько книг. О нем мы еще будем говорить. Игуменство его предположительно, мы исходим из того, что слишком высоко было изначальное положение этого человека, чтобы остаться в небольшой обители рядовым иноком: Горбатые были одним из знатнейших боярских родов на службе Великих князей и царей Московских, они традиционные вкладчики в Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри. Ничего удивительного, если Дионисий Горбатый оставил по себе память в Савватьевом монастыре, куда он должен был сделать значительный вклад.
Итого, мы видим, что запись Синодика Савватьева монастыря, несмотря на все неточности, отражает все-таки реально имевшие место события и людей XV-XVI вв.

Ближайшие богослужения