0,2227 s

Двунадесятые праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый (от славянского «дванадесять» — двенадцать) православный праздник церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Икона. Рождество Пресвятой Богородицы

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Библейские события праздника

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка. «Из Назарета может ли быть что доброе?» - презрительно отзывались евреи о нем. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом.

Икона. Святые праведные Иоаким и Анна

Икона. Святые праведные Иоаким и Анна

Родителями Девы Марии были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна - младшая дочь священника от племени Ааронова Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетны, так как святая Анна была неплодна. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и 40 дней со слезами молился Господу о даровании дитяти.

Узнав об этом, жена его, бывшая дома, сильно скорбела. Как-то Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария.»

С той же вестью явился ангел в пустыне и Иоакиму. Благодаря всем сердцем Бога, тот с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой с твердой верой в исполнение обетования Господа.

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Место Рождества Богородицы

Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Пещера, бывшая частью дома Иоакима и Анны

Пещера, бывшая частью дома Иоакима и Анны

На этом месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.

Установление праздника

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот день празднуется рождение Той, через Которую пришёл Христос Спаситель.

Первые упоминания о празднике датируются V веком. Их можно найти, во-первых, в проповеди Прокла, патриарха Константинопольского, на Востоке. Во-вторых, и в сакраментарии (собрание текстов, которые произносились во время мессы) папы Геласия на Западе. Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Некоторые исследователи оспаривают подлинность слов патриарха Прокла. А самые ранние копии требника папы Геласия принадлежат VIII веку. К тому же необходимо учитывать, что в большей части документов V века Богородичных праздников нет вообще. А из Господских праздников — только Рождество Христово и Крещение Господне.

Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Студеница

Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Студеница 1304 г. Сербия

Многие учёные считают, что большая часть Богородичных праздников зародилась только в VII веке. Но найдены тексты нескольких гимнов в честь Рождества Богородицы, написанных святым Романом Сладкопевцем (VI век).

Судя по всему, праздник Рождества Пресвятой Богородицы появился в Греции. Оттуда пришёл в Рим и распространился по дочерним Церквям. Сейчас этот праздник отмечается во многих христианских общинах. Католический и православный тропари этого праздника полностью совпадают, что большая редкость. Отмечается Рождество Божьей Матери 21 сентября в Православии. 8 сентября — в Католицизме, Англиканстве и в Сирийской Церкви. 9 мая — среди коптских христиан.

Текст праздничного тропаря «Рождество Твое, Богородице Дево» имеется и в римско-католической службе, что является едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей. Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом.

Значение праздника

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Ветхий Завет по преимуществу был временем Божиих обетований о спасении и человеческих упований на грядущее спасение. Господь из всех народов земли избирает Себе народ израильский и из всех родов израилевых – род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Господь Иисус Христос. Последним звеном цепи Божественных избраний и началом нашего спасения было Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, которое Святая Церковь празднует в начале церковного года.

Рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы.

Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:

  • Лестница Иакова (Быт. 28:10-17);
  • Пророчество Иезекииля (Иез. 43:27, Иез. 44:1-4);
  • Слова Книги Притчей Соломоновых (Притч. 9:1-11).

В Рождестве Богородицы заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего не чем иным, как приготовлением пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель. Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была раскрытием на земле великой и страшной тайны любви Божией к миру и человеку, а затем Ее служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Поэтому и годичный богослужебный круг развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную.

Традиции и обычаи

Так как празднование Рождества Пресвятой Богородицы приходится на осень, важно отметить традиционный для данной поры сбор урожая и завершение этапа летне-осенних полевых мероприятий.

Интересно! После сбора крестьяне всегда благодарили Богородицу за собранную пищу и просили благословения на следующий год. В зависимости от того, как много урожая было собрано, определялся размах всего гуляния.

На столах крестьян были различные яства:

  • готовили жаркое;
  • варили пиво;
  • резали домашний скот.

Традиционный праздничный стол богат разнообразными угощениями

Эпицентр деревенского веселья приходился на местность, где были храмы в честь Рождества Богородицы. Там разворачивались множественные ярмарки, собиравшие большое количество народа.

Также в этот праздник все верующие девушки и женщины совершали традиционные обряды:

  • Посещали храм, обязательно ставили свечу иконе Пресвятой Богородицы.
  • Обливали своих детей на крылечке дома холодной водой, чтобы они росли здоровыми и сильными.
  • Женщины, которых Бог не наградил детьми, заказывали в храме службу, завершая которую, призывали всех нищих и обездоленных на обед, чтобы Богородица помолилась за их жизни.

С первыми лучами солнца приходили к ближайшей речке, чтобы успеть умыться холодной водой. Они веровали, что таким образом молодая красота сохранится до почтенного возраста.

Что нельзя делать?

Не все разрешено на праздник. Основные запреты таковы:

  1. В первую очередь, категорически запрещалось предаваться грусти и печали.
  2. Следом за тем – ругаться и обижать свою семью. Особенно кричать на детей.
  3. 21 сентября не стоит заниматься тяжелой и грязной работой по дому, на улице. Нужно провести спокойный и умеренный день.
  4. Мужчины в данный праздник должны не выпивать слишком много. Ибо гуляния на широкую ногу будут лишними в такой день.
  5. Нельзя желать зла другому человеку или допускать злые думы.

К сведению! Люди, просящие помощи, должны быть удовлетворены в своих чаяниях.

Как принято отмечать Рождество Пресвятой Богородицы

Традиционно праздник отмечается в широком кругу семьи и ближайших знакомых, друзей. Блюда женщины готовят скромные, но вкусные и сытные. Многие столетия верующие люди по традиции выпекают хлеб с буквами «Р» и «Б». Это обозначает сокращенные первые буквы названия праздника – Рождество Богородицы. Такие буханки принято дарить близким людям, а также угощать ими обездоленных.

Традиционный праздничный каравай

Многие верят, что хлебные изделия, испеченные в этот праздник, обладают целительными свойствами. Если употреблять их в пищу, запивая святой водой, можно в течение нескольких лет вылечиться от любых существующих болезней и недугов.

Особенности праздничного богослужения

На вечерней службе читаются три паремии Богородичных праздников. Также совершается лития и благословение хлебов. В ключевых моментах поётся тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектений и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа — “От юности моея”, который обычно поётся на двунадесятые праздники. В конце вечерней читаются два канона — святого Иоанна Дамаскина и святого Андрея Критского.

Праздничную икону принято украшать красивыми цветами

Праздничную икону принято украшать красивыми цветами

На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник — ирмос «Чужде матерем девство» с припевом.

Тропарь Рождества Богородицы

Церковно-славянский текст:

Ржcтво2 твоE, бцdе дв7о, рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй. и3з8 тебE бо восіS сlнце прaвдэ хrт0съ бGъ нaшъ, ра€руши1въ клsтву, дaстъ блгcвeніе. и3 ўпраздни1въ смeрть, даровA нaмъ жив0тъ вёчныи.

Русский текст:

Рождение твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: потому что из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак празднику.

Церковно-славянский текст:

Їwаки1мъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, и3 адaмъ и3 є4вва. t тли2 смeртныz  свободи1стасz, пречcтаz с™hмъ ржcтв0мъ твои1мъ. то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, вины2 грэх0вныz и3збaвльшесz вопію1ще ти, непл0ды раждaетъ бцdу и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Русский текст:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Евва — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Рождество Пресвятой Богородицы. Божественная Литургия. Митр. Иларион | 21.09.20

Молитва на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Иконография праздника

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).

Рождество Пресвятой Богородицы. Мозаика. 1100 г., монастырь Успения Божией Матери, Дафни, Греция

Рождество Пресвятой Богородицы. Мозаика. 1100 г., монастырь Успения Божией Матери, Дафни, Греция

Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку.

Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

Обстоятельства Рождества Богородицы самым существенным образом сказались на иконографии праздника. При сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй.

Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые.

Рождество Пресвятой Богородицы. XVI в., монастырь Ставроникита, Афон  Автор: Феофан Критский

Рождество Пресвятой Богородицы. XVI в., монастырь Ставроникита, Афон Автор: Феофан Критский

Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников — миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.

Рождество Пресвятой Богородицы. XVI в., музей им. Андрея Рублева

Рождество Пресвятой Богородицы. XVI в., музей им. Андрея Рублева

Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.

Рождество Пресвятой Богородицы. Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва

Рождество Пресвятой Богородицы. Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва

Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям.

Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен.

Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.).

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в.

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в.

На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.

Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.

Рождество Пресвятой Богородицы. Новгородская икона. Конец XIV — нач.XV в. ГТГ, Москва

Рождество Пресвятой Богородицы. Новгородская икона. Конец XIV — нач.XV в. ГТГ, Москва

На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.

Последняя треть XIX в. Палех (?). Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Последняя треть XIX в. Палех (?). Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Большой интерес для эортологической истории представляют клейма, фабула и архитектоника которых характеризуются самостоятельностью. Основные сюжетные линии исчерпывают событийные вехи: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима и Анны; благовестие Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Ближайшие богослужения

5 сентября, Суббота

  • 16:00 - Всенощное бдение

6 сентября, Воскресенье

Петровской иконы Б.М.

  • 8:00 - Молебен. Исповедь
  • 9:00 - Литургия

10 сентября, Четверг

  • 17:00 - Вечерня. Утреня. 1час

11 сентября, Пятница

Усекновение главы Иоанна Предтечи

  • 8:30 - Исповедь
  • 9:00 - Литургия

13 сентября, Воскресенье

Петровской иконы Б.М.

  • 8:00 - Молебен. Исповедь
  • 9:00 - Литургия