0,1207 s

Двунадесятые праздники

Рождество Христово

Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

Рождество Христово. Фреска монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Сербия, Косово.

Рождество Христово. Фреска монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Сербия, Косово.

Одним из самых важных и великих праздников для христиан является день появления на свет сына Божьего, Иисуса Христа. Рождество Христово является поистине одним из самых важных и почитаемых праздников православных. Среди господских двунадесятых по значимости он стоит после Пасхи и открывает собой ряд других праздников.

Этот светлый день празднуют все. Ему рады и взрослые, и дети, верующие и неверующие. И все потому, что сам он добрый, мирный и имеет богатую историю.

О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у старообрядцев в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Ржcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?».

Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее.

Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество»

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается — славите!

Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе.

И вот наступило время, когда все они исполнились.

В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда, и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота.

Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа.

Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу

Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы.

Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному.

Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде

Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре.

Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос?

Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон.

Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях.

Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год

Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.

Серебрянная звезда на месте рождения Спасителя. Храм Рождества Христова в Вифлееме

Серебрянная звезда на месте рождения Спасителя. Храм Рождества Христова в Вифлееме

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением.

Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

Видео. Рождество Христово. История праздника, традиции.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником.

Рождество Христово. Праздничное украшение Храма.

В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) — о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) — о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) — о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й — о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий, Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман, патриарх Константинопольский (VIII век).

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?», — намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова:

Ѓвгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику.

Церковно-славянский текст:

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст:

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику.

Церковно-славянский текст:

Дв7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст:

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Праздничное богослужение в храме на Рождество

Празднование Рождества, вопреки расхожему мнению, не начинается прямо 6 января. Подготовка к нему проводится еще за 40 дней до событий. Именно тогда православные очищают свое тело и душу при помощи подготовительного и довольно строгого поста. По своей природе рождественский пост, скорее, относится к аскетическом типу, чем литургическому.

Видео. Рождественская служба в храме Христа Спасителя

В середине ноября никакого упоминания о Рождестве в песнопениях еще не присутствует. А вот пять дней спустя — с 20 ноября уже начинают появляться в ирмосах канона первые строки — Христос рождается, славите!

Непосредственное празднование Рождества начинается с 20 декабря. Литургии проводятся наподобие основных. В конце декабря — 24 числа, в так называемое Навечение, проводится несколько служений:

  • часы;
  • вечернее;
  • божественная литургия Святому Василию Великому.

Часы — это служба, которая присутствует практически во всех темах церковных праздников. Сакральный смысл в оповещении народа и памяти события. Вечерняя служба начинает праздник, присутствуют пять стихир на Господи воззвав, восемь текстов из священной книги.

Литургия Святого Василия Великого ранее предназначалась для проведения Крещения и Миропомазания. Сейчас же скорее выполняет заключительную функцию, а не утилитарную. После окончания этой службы священнослужитель ставит в середине церкви зажженную свечу и припевает кондак и тропарь, оповещающие о скором Рождестве.

Всенощное бдение

Всенощное бдение перед Рождеством представляет собой храмовую службу, которая включает вечерню, утреню и первый час. На Христово Рождество бдение состоит из повечерия с литией, утрени и первого часа. При этом перед началом проводится или нет благовест.

Всенощное бдение накануне Недели по Рождестве Христовом.

Всенощное бдение накануне Недели по Рождестве Христовом.

Повечение состоит их нескольких этапов. Сюда включаются части:

  • первая — похожа на часть утрени, когда читается шестипсалмие, потом повторяются тропари Господу;
  • вторая — которая по своей сути является покаянием Господу в грехах;
  • третья — включает в себя псалмы с прославлением и хвалой Господу Богу, напоминает часть утрени, когда припевают канон.

Три части всенощного бдения начинаются 6 января и оканчиваются уже 7 числа.

Утреня

Утреня — это также часть всенощного бдения. Начинается после шестипсалмия (тропарь трижды, кафизмы и полиелей).

Величание — «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии; Несколько канонов: Космы Мауимского и Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается отпустом: И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Первый час

Час первый рождественской службы знаменует собой начало празднования. Первый час стандартно посвящается мыслям и чувствам православных, которые пришли в храм. Состоит это действие из чтения псалмов, тропарей, а также нескольких молитв Всевышнему.

Литургия Святого Василия Великого

Литургия Святого Василия Великого проводится в церквях лишь десять раз за весь год. Она соединяется с вечерней, сначала служится именно вечерня, а уже потом сама литургия. По своей сути литургия является показателем того, что Христос вновь и вновь приносит себя в жертву за всех людей. Состоит литургия из евхаристических текстов, которые зачитываются после пения Символа веры. В отличие от молитв, которые присутствуют в других литургиях, к Святому Василию Великому используются тексты более пространные.

Митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил литургию свт. Василия Великого в церкви Рождества Христова г. Кашина

Митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил литургию свт. Василия Великого в церкви Рождества Христова г. Кашина

Вечерня

Обычай совершать вечерню пред Христовым рождеством, пожалуй, самый старый. Сохранилась в священных текстах информация, что ее проводили уже в 4-м веке. Совершается девятый час, читается весь памерий. Смысл:

  • первая — о сотворении мира;
  • вторая — пророчество Валаама;
  • третья — пророчество Михея;
  • четвертая — пророчества Исаии;
  • пятая — пророчество Варуха;
  • шестая — пророчества Даниила;
  • седьмая и восьмая — пророчества Иссаии рождении Отрока и Еммануила от Девы.

Читают Апостол и Евангелие, есть ектения. Священник зажигает свечу и выносит ее на середину помещения. Произносится тропарь и кондак. Свеча означает, что звезда появилась в Вифлееме.

Рождество Христово Великая Вечерня

Рождественский пост

Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах под 25 декабря значится: «Пасха. Праздник тридневный»), церковный Устав назначает перед праздником пост,начинающийся с 15 ноября, по продолжительности равный предпасхальному, т.е. посту святой Четыредесятницы, и поэтому называемый «малой Четыредесятницей». Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14 ноября, празднуется память святого апостола Филиппа.

По своей строгости этот пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петровому посту (кроме последних дней). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе под 14 ноября.(Наиболее строгое воздержание – «сухоядение», т.е. воздержание от вареной пищи – назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста; во вторник же и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, – разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, а также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста – с 20 по 24 декабря – Устав усиливает строгость поста, и в эти дни воспрещается вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, совпадающие с этим отрезком времени).

Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря, известный под названием сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво», то же что «коливо», – вареные зерна риса или пшеницы. (Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества). Таким образом, часть сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост послабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – «по отпусте Литургии», которая служится с утра).

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе.

Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

В старину под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью.

В старину под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето.

Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Для употребления в храме кутью (или сочиво) старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей (мак, изюм, орешки и т.д.)

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры.

Главное блюдо Рождества – сочиво. Готовится из зерен пшеницы, сухофруктов, меда и орехов. У нас пшеницу давно заменили на рис, а блюдо называют кутьей.

Второе по важности – это взвар. Его готовят из сушеных фруктов, а вместо сахара добавляют мед. Можно взять травы – мяту, душицу, чабрец, листья малины, смородины.

Их заливают кипятком и настаивают. Сочивом и взваром разговляются – это первое, что нужно кушать после первой звезды.

После вкушения скоромной пищи подаются мясные кушанья, жирная рыба, пироги и всевозможные десерты. Хорошо, если на праздничном столе будет 12 блюд, символизирующих Апостолов – учеников Христа.

Праздничный рождественский стол

Праздничный рождественский стол

В качестве основного блюда принято готовить гуся или индейку. Их фаршируют по своему вкусу и выпекают в духовке. Обязательно делают холодец, ставят на стол домашние соленья. На сладкое пекут печенье в виде фигурок, пряники, кексы.

По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

Звезда по идее являлась главным атрибутом шествия христославов, она символизировала Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь к месту рождения Иисуса.

Звезда по идее являлась главным атрибутом шествия христославов, она символизировала Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь к месту рождения Иисуса.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками.

На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания.

День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки.

Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Рождество Христово. Иконография.

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях — кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Первое изображение христа в катакомбах Каллиста в Риме. конец II века

Первое изображение христа в катакомбах Каллиста в Риме. конец II века

Самое древнее изображение событий Рождества рассказывает о Боговоплощении и находится в Риме в катакомбах Каллиста. Датируется эта икона концом II века. Что же можно увидеть на этой древнейшей иконе Рождества? Оказывается, не само рождение Спасителя, а свершившееся пророчество! Поэтому одним из главных персонажей на иконе стал пророк, который указывает поднятой рукой на звезду. Исследователи считают, что это – пророк Исаия. Пророк стоит перед Богородицей с Младенцем. Чтобы подчеркнуть человеческую сущность родившегося Бога-Сына, был выбран тип изображения «Млекопитательница»

Мозаичная икона Рождества Христова. В базилике Санта Мария Маджоре V век.

Мозаичная икона Рождества Христова. В базилике Санта Мария Маджоре V век.

Начались страшные годы гонения на христианство, поэтому почти ничего от того периода не сохранилось до наших дней. Но после прекращения гонений в V веке была создана необычная мозаичная икона Рождества Христова. Она находится в базилике Санта Мария Маджоре.

На этой иконе уже встречаются все те же лица, что и на современной иконе, но очень необычно все изображено. Привычной для нас пещеры еще нет. В центре – Младенец Христос, он восседает на престоле вместе со своей Матерью. За ними – ангелы. Над головой Спасителя горит путеводная Вифлеемская звезда, указывающая путь трем волхвам с востока.

И тут же изображены сами волхвы, но тоже в непривычном для нас виде (но исторически в более точном!). Волхвы одеты в специфические персидские одежды. Дело в том, что в античную эпоху в штанах ходили только персы. Кроме этого, на звездочетах сапожки, недлинные верхние одеяния с украшениями и драгоценностями и шапочки, похожие на турецкие фески. А на заднем плане виднеется Вифлеем, не принявший Спасителя.

Сивнцовая ампула с изображением

Сивнцовая ампула с изображением "Поклонения волхвов". Иерусалим, ок. 600 г. (ампула № 1. Сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца. Италия)

Фреска из храма Санта-Мария в Кастельсеприо датируется VII-VIII век

Фреска из храма Санта-Мария в Кастельсеприо датируется VII-VIII век

Эта фреска из храма Санта-Мария в Кастельсеприо датируется VII-VIII веком. Здесь мы уже видим более обширную картину: Мария, лежащая на ложе, ясли с Младенцем, сидящий Иосиф, омовение Младенца, Ангел, в возвещающий пастухам о Рождестве, стадо, деревья. Все это изображено на фоне гористого пейзажа, ясли стоят в пещере.

Таким образом, к VII-VIII веку формируется изображение иконы Рождества в достаточно полном варианте.

Синайская икона Рождества Христова (VII-IX вв.)

Синайская икона Рождества Христова (VII-IX вв.)

Эта икона Рождества Христова, найденная на Синайском полуострове, датируется примерно VII-IX веком и была написана по всей видимости в монастыре св. Екатерины. Указанный временной отрезок считается эпохой упадка живописного искусства, поэтому икона такая яркая, несколько примитивная, напоминает образцы народной живописи.

Здесь мы видим почти все те же элементы, что и в предыдущих образцах, кроме волхвов. Помимо овечек, которые изображают стадо пастухов, изображены вол и осел. Появление этих животных на иконе объясняется двумя библейскими текстами.

Во-первых, это — место из книги пророка Исайи (1. 3):

«Вол знает хозяина своего, и осел – ясли Господина своего».

Хотя у Исайи эти слова употребляются совершенно в другом контексте, непосредственно о Рождестве здесь речи не идет, а говорится о неверности Израиля. Но, учитывая то, что практически все ветхозаветные книги имели пророческий характер, ученые богословы видят в этих строчках также указание на события, связанные с рождением Христа.

Во-вторых, это — стих из книги пророка Аввакума (3. 2), где есть такие слова:

«Ты будешь познан посреди двух животных».

Византийская икона Рождества (XII век)

Византийская икона Рождества (XII век)

Наибольшее количество икон, посвященных Рождеству Христову, появилось в древней Византии. Византийская иконография всех двенадцати главнейших праздников окончательно складывается примерно к IX веку. Но данная классическая византийская икона, дошедшая до наших дней, датируется примерно XII веком.

Эта икона сравнительно небольшая, поэтому на ней изображено только самое необходимое: Мария, Младенец, Вифлеемская звезда, луч которой падает на Христа, в ясли смотрят вол и осел, сзади – горы и четыре ангела, праведный Иосиф.

Сама сцена довольно сложная, она соединяет в себе ряд разновременных событий на одной плоскости. Это, вообще, является одной из основных особенностей иконописи. Здесь мы также видим классический стиль византийской живописи, золотой фон и высокое качество исполнения.

Золотой фон появляется в византийском искусстве благодаря тому, что он не изображает свет, а сам является светом. Таким образом, золото – наиболее адекватное изображение света в живописи.

Рождество Христово. XII век. Византия

Рождество Христово. XII век. Византия

Икона представляет один из самых подробных иконографических изводов «Рождества Христова», содержащий редчайшие подробности. Кроме собственно «Рождества» изображены многочисленные связанные с ним события, в том числе и известные только по апокрифическим источникам. При этом все эпизоды показаны как одна длинная сцена, последовательно разворачивающаяся в пейзаже гористой пустыни.

Литургическое влияние, характеризующее все византийское искусство XI-XII веков, проявляется в синайской иконе не только в трактовке отдельных мотивов, но и в самом их количестве и чрезмерной подробности. Подобная интерпретация вызывала большую остроту эмоционального переживания исторического евангельского события, которое ежедневно обретало новую мистическую реальность в литургии.

Рождество Христово Мастер Марк. Итало-греческая школа. ХVII в.

Рождество Христово Мастер Марк. Итало-греческая школа. ХVII в.

К IX веку на Востоке и Западе пользуются огромной популярностью следующие изображения Рождества Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте.

Рождество Христово XIII в., фреска, Эфиопия

Рождество Христово XIII в., фреска, Эфиопия

Рождество Христово Итало-греческая школа. Середина ХVI в.(?)

Рождество Христово Итало-греческая школа. Середина ХVI в.(?)

Рождество Христово. Критская фреска, XVII в. Феофан Критский. XVII в.

Рождество Христово. Критская фреска, XVII в. Феофан Критский. XVII в.

Византийская мозаика XI века. Местонахождение: Греция. Афины, монастырь Дафни. Мозаики была создана при династии Комнинов.

Византийская мозаика XI века. Местонахождение: Греция. Афины, монастырь Дафни. Мозаики была создана при династии Комнинов.

Мозаичисты древности работали в условиях жестких ограничений: с одной стороны им надлежало следовать христианским догматам и установленным канонам иконографических изображений, с другой — выложить тысячи кусочков камня и смальты на сложных изогнутых поверхностях внутренних сводов.

Мозаика юго-восточного тромпа церкви в монастыре Осиос Лукас, Фокида, Греция. Первая четверть XI века.

Мозаика юго-восточного тромпа церкви в монастыре Осиос Лукас, Фокида, Греция. Первая четверть XI века.

Мозаика Рождества Христова в Палатинской капелле. Палермо, Сицилия XII век.

Мозаика в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. Мозаики созданы в 1296-1300 годах итальянским художником Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini).

Мозаика в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. Мозаики созданы в 1296-1300 годах итальянским художником Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini).

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Русские иконописцы следовали византийской традиции, но дополняли её различными подробностями: славословящие Христа ангелы, омовение Младенца, бегство Святого семейства в Египет. Преподобный Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий – знаменитые иконописцы не только Русской Церкви, но и всего Православия, оставили замечательные примеры иконографии Рождества Христова, которые ныне мы можем увидеть в Третьяковской галерее, Ферапонтовом монастыре, Троице-Сергиевой лавре.

Поклонение волхвов (Рождество Христово) Дионисий и сыновья. 1500 - 1501 гг.

Поклонение волхвов (Рождество Христово) Дионисий и сыновья. 1500 - 1501 гг.

Рождество Христово Андрей Рублев. 1405 г.

Рождество Христово Андрей Рублев. 1405 г.

Икона Рождество Христово. Школа: Новгород, 15в. Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва, Россия

Икона Рождество Христово с избранными святыми Евдокия, Иоанн Лествичник и Ульяна. Школа: Новгород, 15в. Третьяковская Галерея, Москва

Икона Рождество Христово с избранными святыми Евдокия, Иоанн Лествичник и Ульяна. Школа: Новгород, 15в. Третьяковская Галерея, Москва

Икона Рождество Христово Из праздничного чина Последователь Рублева. Школа: Москва, Третьяковская Галерея, Москва

Икона Рождество Христово Из праздничного чина Последователь Рублева. Школа: Москва, Третьяковская Галерея, Москва

Икона Рождество Христово Из праздничного чина. Школа: Тверь, Середина XV в. Третьяковская Галерея, Москва

Икона Рождество Христово Из праздничного чина. Школа: Тверь, Середина XV в. Третьяковская Галерея, Москва

Икона Рождество Христово. Школа: Суздаль, Середина XV в. Собрание Е. А. Терлецкого, Россия

Икона Рождество Христово. Школа: Суздаль, Середина XV в. Собрание Е. А. Терлецкого, Россия.

Икона Рождество Христово с избранными святыми. Школа: Псков, Конец XV в. Государственный Русский музей

Икона Рождество Христово с избранными святыми. Школа: Псков, Конец XV в. Государственный Русский музей

Икона Рождество Христово Рождество Христово Ок. 1497 г. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Кириллов

Икона Рождество Христово Из праздничного чина. Школа: Псков, XVI в. Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г.Псков

Икона Рождество Христово Из праздничного чина. Школа: Псков, XVI в. Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г.Псков

Икона Рождество Христово. Школа: Тверь, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Икона Рождество Христово. Школа: Тверь, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Икона Рождество Христово. 17 век. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Икона Рождество Христово. 17 век. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Икона Рождество Христово. 17в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов

Икона Рождество Христово. 17в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов

Современная Икона Рождество Христово.

Современная Икона Рождество Христово.

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели

Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это — светская традиция. Для православных христиан ель — прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа — красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям.

Днем для детей в Храме провели Рождественскую ёлку

Днем для детей в Храме провели Рождественскую ёлку

В Россию украшенную ель «привез» Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке.

Ближайшие богослужения