Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвящен событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви.
Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества.
В этот день заканчивается Успенский пост.
Как мы знаем из Евангелия, умирая на Кресте, Господь вручил Пресвятую Богородицу попечению апостола Иоанна Богослова. «Же́но, се сын твой», — сказал Господь Богородице, указывая на своего любимого ученика. Затем, обратившись к нему, сказал: «Се мати твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26–27).
О жизни Богородицы после Вознесения Господня мы знаем только из церковного предания. Имеются пространные апокрифические сказания, например, «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», а также слова́ (проповеди) преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком. Существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Богородицы известны в православной Церкви с апостольских времен. Еще в I веке о них писал священномученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла. По мнению церковных историков, праздник этот был установлен в конце VI века при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 гг. Скорее всего, до этого времени праздник Успения был в Константинополе местночтимым, а затем уже стал общецерковным.
Пресвятая Богородица часто приходила для молитвы ко святому Гробу Господню. В один из таких дней ей явился Архангел Гавриил, вручил ветвь и возвестил о том, что через три дня окончится ее земная жизнь. Получив это известие, Богородица не только не испугалась, но обрадовалась, ведь для нее смерть была желанным переходом к жизни вечной, встречей с возлюбленным Сыном и Богом.
Вернувшись домой, Богоматерь поведала близким о своем скором успении. Узнав об этом, христиане, жившие в Иерусалиме и окрестностях, собрались, чтобы попрощаться с Богородицей. Чудесным образом и апостолы, которые разошлись по всей земле с проповедью веры Христовой, были собраны в Иерусалиме. Увидев друг друга, они радовались и недоумевали: для чего Господь собрал их в одно место? Апостол Иоанн Богослов, приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.
Апостолы приветствовали Пресвятую Богородицу, и она возрадовалась и прославила Бога, что Он услышал ее молитву и исполнил желание ее сердца. Настал час Успения Богородицы, и Сам Господь пришел взять ее душу. Неземной свет осиял горницу, в которой стоял благолепно украшенный одр с лежащей на нем Богородицей, окруженный апостолами. Увидев это, Божия Матерь произнесла:
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея…
и, поднявшись с ложа, поклонилась Господу, после чего без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога, как бы уснув.
Оплакав свою разлуку с Богородицей, апостолы приступили к погребению ее пречистого тела. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр с телом Пречистой. Апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, которую принес Богородице Архангел Гавриил, а множество христиан сопровождали их с пением, свечами и кадилами. Для бо́льшего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой прикасавшихся к священному одру.
Торжественное шествие направлялось в Гефсиманию, где покоились родители Пресвятой Богородицы (святые Иоаким и Анна) и праведный Иосиф Обручник. Озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, первосвященники и книжники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и са́мое тело Богородицы сожгли. Но произошло чудо: облачный венец, по воздуху сопровождавший шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил всех христиан. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели. Многие были поражены слепотой. Иудейский священник Афония из зависти и ненависти хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Афония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и стал христианином.
Погребальная процессия достигла Гефсимании. Там апостолы положили тело Богородицы в гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем. По промыслу Божию лишь апостола Фомы не было при погребении Богородицы. Придя на третий день, он очень сожалел, что не удостоился благословения Богоматери и не смог проститься с ней. Апостолы, сожалея об этом, решились открыть гроб, чтобы он смог поклониться пречистому телу Божией Матери, но нашли в нем только погребальные пелены — тело Богородицы было взято на небо.
– Восстав после Успения, Богородица первая из людей (не считая Её Воскресшего Сына) явила Воскресение из мертвых в нетленную жизнь;
– сподобившись славы Вознесения после Успения, Богородица удостоилась стать Небесной Владычицей.
Содержание икон Успения Пресвятой Богородицы, как правило, соответствует следующим иконографическим традициям.
В нижней части иконы изображаются: усопшая Богоматерь, лежащая на одре, апостолы и иные лица.
Зрительно апостолы, как правило, пишутся двумя группами — одна у изголовья Пресвятой Богородицы, а другая возле Её ног. Апостол Иоанн часто изображается припадающим к голове Божьей Матери — в знак того, что он, по слову Христа, по Его смерти принял Её как свою Матерь, а Она его как своего сына (Ин.19:26-27). На переднем плане изображается апостол Петр с кадилом. Апостол Павел может быть представлен припадающим к ногам Небесной Царицы. Также на иконах данного типа могут воспроизводиться благочестивые жены.
В центральной части иконы — Господь Иисус Христос, принявший в Свои пречистые руки душу Своей усопшей Матери (Пс.44:10,14). Её душа изображается в образе младенца, что символизирует Её особую святость, духовно-нравственную чистоту (Песн.4:7). Это же подчеркивается тем, что руки Христа изображаются покровенными.
Мандорла, обрамляющая фигуру Христа, на иконах Успения Пресвятой Богородицы пишется особо. Здесь этот образ несет особую смысловую нагрузку. С одной стороны — это облако славы, Божественный свет, а с другой, особая область пространства, куда после смерти (Успения) перешла душа Девы Марии (в этой связи внутри мандорлы часто изображаются ангельские силы).
Нередко на иконах данного типа пишутся архиереи: Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей и Иаков, брат Господень.
Богоматерь бывает изображенной ещё один раз в верхней части иконы — возносимой в Царство Небесное. Нередко в верхней части изображаются апостолы, несомые на облаках — в знак того, что они чудесным образом были собраны возле Небесной Царицы, чтобы проститься с Ней, участвовать в Её проводах и погребении.
Также в верхнем регистре могут быть представлены ангелы, сопровождающие Богородицу, и ангелы, встречающие Её возле Райских врат.
Постройки, изображенные на иконе, могут трактоваться как буквально, так и иносказательно — как образ горнего Иерусалима.
Иногда, а пожалуй, что часто, на иконах бывает отмечен ветхозаветный священник Афония и ангел с мечом. Это соответствует преданию о том, что нечестивец Афония, воспылав сатанинскою злобой, восхотел опрокинуть одр с Божьей Матерью, но тут же был наказан: ангел Божий отсек его нечистые руки, после чего тот раскаялся и был исцелен.
Ўспeніе прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы мRjи: мёсzца ѓvгуста въ є7i дeнь
Тропaрь, глaсъ №:
Въ ржcтвЁ двcтво сохрани1ла є3си2, / во ўспeніи мjра не њстaвила є3си2 бцdе, / престaвиласz є3си2 къ животY, м™и сyщи животA: // и3 мlтвами твои1ми и3збавлsеши t смeрти дyшы нaшz.
Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши..
Кондaкъ, глaсъ в7:
Въ мlтвахъ неусыпaющую бцdу, / и3 въ предстaтельствахъ непрел0жное ўповaніе, / гр0бъ и3 ўмерщвлeніе не ўдержaста: / ћкоже бо животA м™рь, / къ животY престaви, // во ўтр0бу всели1выйсz приснодв7ственную.
Перевод: В молитвах неусыпающую (ἀκοίμητος — неусыпный; поэт. контраст к наименованию праздника) Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.
Величaніе:
Величaемъ тS, / пренепор0чнаz м™и / хrтA бGа нaшегw, / и3 всеслaвное слaвимъ // ўспeніе твоE.