0,1347 s

Двунадесятые праздники

Успение Пресвятой Богородицы, 15/28 августа

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвящен событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви.

Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества.

В этот день заканчивается Успенский пост.

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

История праздника

Как мы знаем из Евангелия, умирая на Кресте, Господь вручил Пресвятую Богородицу попечению апостола Иоанна Богослова. «Же́но, се сын твой», — сказал Господь Богородице, указывая на своего любимого ученика. Затем, обратившись к нему, сказал: «Се мати твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26–27).

О жизни Богородицы после Вознесения Господня мы знаем только из церковного предания. Имеются пространные апокрифические сказания, например, «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», а также слова́ (проповеди) преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком. Существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Богородицы известны в православной Церкви с апостольских времен. Еще в I веке о них писал священномученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла. По мнению церковных историков, праздник этот был установлен в конце VI века при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 гг. Скорее всего, до этого времени праздник Успения был в Константинополе местночтимым, а затем уже стал общецерковным.

Событие праздника

Пресвятая Богородица часто приходила для молитвы ко святому Гробу Господню. В один из таких дней ей явился Архангел Гавриил, вручил ветвь и возвестил о том, что через три дня окончится ее земная жизнь. Получив это известие, Богородица не только не испугалась, но обрадовалась, ведь для нее смерть была желанным переходом к жизни вечной, встречей с возлюбленным Сыном и Богом.

Вернувшись домой, Богоматерь поведала близким о своем скором успении. Узнав об этом, христиане, жившие в Иерусалиме и окрестностях, собрались, чтобы попрощаться с Богородицей. Чудесным образом и апостолы, которые разошлись по всей земле с проповедью веры Христовой, были собраны в Иерусалиме. Увидев друг друга, они радовались и недоумевали: для чего Господь собрал их в одно место? Апостол Иоанн Богослов, приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Апостолы приветствовали Пресвятую Богородицу, и она возрадовалась и прославила Бога, что Он услышал ее молитву и исполнил желание ее сердца. Настал час Успения Богородицы, и Сам Господь пришел взять ее душу. Неземной свет осиял горницу, в которой стоял благолепно украшенный одр с лежащей на нем Богородицей, окруженный апостолами. Увидев это, Божия Матерь произнесла:

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея…

и, поднявшись с ложа, поклонилась Господу, после чего без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога, как бы уснув.

Оплакав свою разлуку с Богородицей, апостолы приступили к погребению ее пречистого тела. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр с телом Пречистой. Апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, которую принес Богородице Архангел Гавриил, а множество христиан сопровождали их с пением, свечами и кадилами. Для бо́льшего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой прикасавшихся к священному одру.

Торжественное шествие направлялось в Гефсиманию, где покоились родители Пресвятой Богородицы (святые Иоаким и Анна) и праведный Иосиф Обручник. Озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, первосвященники и книжники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и са́мое тело Богородицы сожгли. Но произошло чудо: облачный венец, по воздуху сопровождавший шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил всех христиан. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели. Многие были поражены слепотой. Иудейский священник Афония из зависти и ненависти хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Афония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и стал христианином.

Погребальная процессия достигла Гефсимании. Там апостолы положили тело Богородицы в гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем. По промыслу Божию лишь апостола Фомы не было при погребении Богородицы. Придя на третий день, он очень сожалел, что не удостоился благословения Богоматери и не смог проститься с ней. Апостолы, сожалея об этом, решились открыть гроб, чтобы он смог поклониться пречистому телу Божией Матери, но нашли в нем только погребальные пелены — тело Богородицы было взято на небо.

Богословие праздника

– Восстав после Успения, Богородица первая из людей (не считая Её Воскресшего Сына) явила Воскресение из мертвых в нетленную жизнь;

– сподобившись славы Вознесения после Успения, Богородица удостоилась стать Небесной Владычицей.

Фильм Митрополита Иллариона (Алфеева) "Успение"

Иконография праздника

Содержание икон Успения Пресвятой Богородицы, как правило, соответствует следующим иконографическим традициям.

В нижней части иконы изображаются: усопшая Богоматерь, лежащая на одре, апостолы и иные лица.

Зрительно апостолы, как правило, пишутся двумя группами — одна у изголовья Пресвятой Богородицы, а другая возле Её ног. Апостол Иоанн часто изображается припадающим к голове Божьей Матери — в знак того, что он, по слову Христа, по Его смерти принял Её как свою Матерь, а Она его как своего сына (Ин.19:26-27). На переднем плане изображается апостол Петр с кадилом. Апостол Павел может быть представлен припадающим к ногам Небесной Царицы. Также на иконах данного типа могут воспроизводиться благочестивые жены.

В центральной части иконы — Господь Иисус Христос, принявший в Свои пречистые руки душу Своей усопшей Матери (Пс.44:10,14). Её душа изображается в образе младенца, что символизирует Её особую святость, духовно-нравственную чистоту (Песн.4:7). Это же подчеркивается тем, что руки Христа изображаются покровенными.

Мандорла, обрамляющая фигуру Христа, на иконах Успения Пресвятой Богородицы пишется особо. Здесь этот образ несет особую смысловую нагрузку. С одной стороны — это облако славы, Божественный свет, а с другой, особая область пространства, куда после смерти (Успения) перешла душа Девы Марии (в этой связи внутри мандорлы часто изображаются ангельские силы).

Нередко на иконах данного типа пишутся архиереи: Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей и Иаков, брат Господень.

Богоматерь бывает изображенной ещё один раз в верхней части иконы — возносимой в Царство Небесное. Нередко в верхней части изображаются апостолы, несомые на облаках — в знак того, что они чудесным образом были собраны возле Небесной Царицы, чтобы проститься с Ней, участвовать в Её проводах и погребении.

Также в верхнем регистре могут быть представлены ангелы, сопровождающие Богородицу, и ангелы, встречающие Её возле Райских врат.

Постройки, изображенные на иконе, могут трактоваться как буквально, так и иносказательно — как образ горнего Иерусалима.

Иногда, а пожалуй, что часто, на иконах бывает отмечен ветхозаветный священник Афония и ангел с мечом. Это соответствует преданию о том, что нечестивец Афония, воспылав сатанинскою злобой, восхотел опрокинуть одр с Божьей Матерью, но тут же был наказан: ангел Божий отсек его нечистые руки, после чего тот раскаялся и был исцелен.

Видео. Иконография Успения Пресвятой Богородицы. Лекция А.М. Леонова, преподавателя догматического богословия в Санкт-Петербургском Православном Институте Религиоведения и Церковных Искусств

Ўспeніе прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы мRjи: мёсzца ѓvгуста въ є7i дeнь

Тропaрь, глaсъ №:

Въ ржcтвЁ двcтво сохрани1ла є3си2, / во ўспeніи мjра не њстaвила є3си2 бцdе, / престaвиласz є3си2 къ животY, м™и сyщи животA: // и3 мlтвами твои1ми и3збавлsеши t смeрти дyшы нaшz.

ПереводПри рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши..

Кондaкъ, глaсъ в7:

Въ мlтвахъ неусыпaющую бцdу, / и3 въ предстaтельствахъ непрел0жное ўповaніе, / гр0бъ и3 ўмерщвлeніе не ўдержaста: / ћкоже бо животA м™рь, / къ животY престaви, // во ўтр0бу всели1выйсz приснодв7ственную.

Перевод: В молитвах неусыпающую (ἀκοίμητος — неусыпный; поэт. контраст к наименованию праздника) Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.

Величaніе:

Величaемъ тS, / пренепор0чнаz м™и / хrтA бGа нaшегw, / и3 всеслaвное слaвимъ // ўспeніе твоE.

Расписание богослужений

14 марта, пятница

  • 16.00 - Всенощное бдение

15 марта, суббота

Прпп. Савватия и Евфросина, Тверских чудотворцев (XV в.)

  • 8.30 - Исповедь
  • 9.00 - Литургия. Крестный ход в Пустыньку. Водосвятие
  • 16.00 - Всенощное бдение

16 марта, воскресенье

Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы. Глас 5-й

  • 8.00 - Молебен. Исповедь
  • 9.00 - Литургия