0,3185 s

Двунадесятые праздники

Вознесение Господне

Вознесение Господне Православная церковь празднует на 40-й день после Пасхи, это переходящий двунадесятый праздник.

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.

Вознесение Господне

Вознесение Господне

Событие праздника

Событие Вознесения Господа подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19). Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди.

История праздника

Это один из самых древних праздников Пасхального цикла. Вознесение Господне, несмотря на физическую разлуку Христа с человечеством, таит в себе радость Пасхи и надежду на будущую встречу в Царстве Небесном. В церковном календаре этот праздник появился около IV века. Как и в случае с Рождеством Христовым, ранее входившим в празднование дня Богоявления, Вознесение Господне раньше праздновалось как часть Пятидесятницы. Причем это был не один праздник, а цикл церковного года. В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как праздничный день (43-е прав. Эльвирского Собора, 300 г.). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

Смысл праздника

Конечно, христиане не празднуют саму разлуку со Христом, пусть и в Его земном пути. Но, как и ученики Христа, мы должны понимать истинный смысл событий, которые описаны в Евангелии. Суть праздника в том, что Иисус не умер, но вознесся на Небеса во плоти. Слава Бога Отца явилась через Сына. Христос не разлучился с людьми, Он остался с учениками и со всеми христианами. В течение 40 дней после Пасхи христиане вспоминают Спасителя. В день Вознесения, прощаясь с учениками, Иисус дал понять Своим ученикам, что Его приход знаменует не восстановление земного Царства, но восстановление Царства Небесного. Святые апостолы даже после Воскресения Христова не могли полностью понять всю суть происходящего, но Вознесение Христа расставило все на свои места. Господь призывал всех христиан в Небесное Царство, а не к царству земному. Спаситель повелел ученикам «ожидать Утешителя» — Духа Святого. Когда в день Пятидесятницы на святых апостолов сошел Святой Дух, ученики осознали, что призваны «идти и проповедовать всем народам». Впоследствии они принимали за Христа мученическую кончину, передавая знание, которое получили, являясь учениками Христа. Во время Вознесения Христос дал людям надежду на Свое Возвращение. Достойно принять этот великий дар — задача христианина.

Богословие праздника

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви, евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22-71). Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр.1:3, 9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12, 24-26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках» - 1 Фес.4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

Видео. Праздники. Вознесение Господне. Митрополит Илларион (Алфеев)

Иконография праздника

Изображения Вознесения Господня встречаются на средневековых миниатюрах, в иконографии и произведениях искусства.

Православная иконография Вознесения Господня подчиняется следующим иконографическим традициям. В нижней части иконы бывают представлены: Божья Матерь, апостолы, ангелы Божьи. В верхней части — возносящийся Господь Иисус Христос.

Божья Матерь, как правило, пишется в центре, между апостолами. Этим подчеркивается Ее особая роль в осуществлении замыслов Божьих, связанных с Домостроительством Спасения, Ее роль в нынешней жизни Церкви. Нередко Она бывает представлена в образе Оранты, с поднятыми вверх, несколько разведенными в стороны руками, что в данном случае символизирует Ее молитвенное предстояние за людей. 

Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

Достойно замечания, что Богородица изображается с нимбом, тогда как апостолы, часто, без нимбов. Сим знаменуется, что в момент Вознесения Господа Иисуса Христа они еще только ожидали сошествия на них Святого Духа, как на членов Церкви (состоявшегося, напомним, в день Пятидесятницы; этот день считается днем рождения Церкви). Богородица же изображается с нимбом в знак Ее высочайшей святости, в знак того, что Она была очищена и освящена особым образом, Святым Духом в день Благовещения, когда изъявила согласие стать Матерью Бога по человеческому естеству (Лк.1:35).

Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Ангелы Божьи, как небожители, тоже пишутся с нимбами. Нередко они изображаются указывающими на Небо (на некоторых иконах на Небо указывает рукой один из двух ангелов, расположенных в группе с апостолами и Пресвятой Богородицей), что соответствует свидетельству Писания: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:10-11).

Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Возносящийся Господь изображается в облаке Славы, благословляющим. Жест благословения может восприниматься и как благословение Пресвятой Богородицы и апостолов (то есть лиц, представленных на иконе), и как благословение верующих (богомольцев, молящихся перед иконой) на добрые дела. Возле облака славы тоже пишутся ангелы, сопровождающие возносящегося Спасителя, как Его служители.

Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва

Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва

Примечательно, что на иконах этого типа Спаситель достаточно часто бывает представлен в меньшем масштабе, чем Его Матерь и апостолы. Такой способ изображения соответствует правилам прямой перспективы, хотя в иконографии часто используется принцип не прямой, а обратной перспективы. Благодаря использованию этого приема свидетельствуется, что Вознесение Господне было подлинным, а не иносказательным, что Господь Иисус Христос подлинно вознесся превыше Небес. В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающем на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И возшедшего на небеса и сидящего одесную Отца…».

Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

Можно отметить также, что практически всегда в композиции наблюдается интересный анахронизм: в нижнем регистре, рядом с одним из двух указующих на Господа ангелов в белых одеждах изображается апостол Павел, который на тот момент не только не был учеником, но был гонителем христиан Савлом. Вскоре после Пятидесятницы он стерег одежды иудеев, побивающих камнями архидиакона Стефана, и одобрял это убийство.

Данное несоответствие хронологии объясняется тем, что икона никогда не понималась в Православии как точная, формальная иллюстрация текста Священного Писания. Икона не только «показывает» событие, но раскрывает его смысл и значение. Образ Вознесения — это образ Новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле проповедью апостолов и их преемников. Поэтому на иконе Вознесения всегда изображается апостол Павел.

Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ

Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ

Икона не призвана выражать только «букву» Писания, иначе, например, изображение Богородицы на иконе Вознесения было бы сомнительным, так как в тексте не говорится о Ее присутствии на Елеонской горе. Однако Богородица всегда изображается, поскольку икона должна передавать самую суть Священного Писания, выражать основы Христианского вероучения.

Церковь учит, что Вознесение — это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Сын — воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории — домостроительство Бога Духа Святого.

Видео. Иконография Вознесения Господня. Лекция А.М. Леонова, преподавателя догматического богословия в Санкт-Петербургском Православном Институте Религиоведения и Церковных Искусств

Вознесeніе гDа бGа и3 сп7са нaшегw ї}са хrтA: въ четверт0къ ѕ7-z седми1цы по пaсцэ

Тропaрь, глaсъ д7:

Вознeслсz є3си2 во слaвэ хrтE б9е нaшъ, / рaдость сотвори1вый ўченикHмъ / њбэтовaніемъ с™aгw д¦а, / и3звэщє1ннымъ и5мъ бhвшымъ бlгословeніемъ, // ћкw ты2 є3си2 сн7ъ б9ій, и3збaвитель мjра.

ПереводВознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира. .

Кондaкъ, глaсъ ѕ7:

Е$же њ нaсъ и3сп0лнивъ смотрeніе, / и3 ±же на земли2 соедини1въ нбcнымъ, / вознeслсz є3си2 во слaвэ хrтE б9е нaшъ, / никaкоже tлучazсz, но пребывaz неtстyпный, / и3 вопіS лю1бzщымъ тS: // ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никт0же на вы2.

Перевод: Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»

Величaніе:

Величaемъ тS, / живодaвче хrтE, / и3 почитaемъ є4же на нб7сA / съ пречcтою твоeю пл0тію, // б9eственное вознесeніе.

Расписание богослужений

12 октября, суббота

  • 16.00 - Всенощное бдение

13 октября, воскресенье

Неделя 16-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Сщмч. Григория, просветителя Армении (+ок.335)

  • 8.00 - Молебен. Исповедь
  • 9.00 - Литургия
  • 16.00 - Всенощное бдение

14 октября, понедельник

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

  • 8.30 - Исповедь
  • 9.00 - Литургия