Усекновение главы Иоанна Предтечи — один из великих церковных праздников. Традиция праздновать день мученической кончины Иоанна Предтечи — Усекновение честныя главы святаго и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, который установлен 11 сентября (29 августа по старому стилю), возникла уже в первые века христианства. Святой славный Пророк Иоанн Предтеча в православной традиции почитается как самый великий из святых.
Господь Иисус Христос назвал Пророка и Предтечу Господня Иоанна ангелом и сказал, что -
«из рожденных женами не восставал бо́льший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).»
После Пресвятой Богородицы ему посвящено самое большое количество церковных праздников.
Как тебя назовем, Пророче? Ангела ли, апостола ли, или мученика? Ангела, потому что как безплотный жил; апостола, потому что научил народы; мученика, потому что твоя глава усечена была за Христа.
(Литийная стихира празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, русский перевод)
О мученической кончине Иоанна Предтечи в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелие от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29). Священное Предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
«Нет судьбы более величественной и более трагичной», — писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие — насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Совершив Крещение Иисуса Христа, Иоанн Предтеча продолжил свое пророческое служение, обличая пороки и грехи, призывая народ к покаянию и указывая путь ко спасению через веру в истинного Христа Спасителя. В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа-четвертовластник, сын Ирода Великого, который убил четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев. Ирод Антипа женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа, еще при его жизни.
Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата (Лк. 3, 19, 20). Согласно закону Моисея, Иоанн Предтеча обличал беззаконное смешение, нарушение седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй».
Лют убо есть воистину, братие, блудныи грех: лютейши же и тяжчайши есть невоздержания страсть, и плотьския нечистоты недуг: домы бо великия разруши, и грады от основания низложи, и брани лютыя подвиже, и братию друг на друга разгневи. Сего ради и Божественный апостол Павел поучает глаголя, бегайте блуда.
(Учительное Евангелие. Поучение на Усекновение честныя главы святаго Иоанна Предтечи).
В Евангелии от Марка говорится, что Ирод был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6,20), и согласился на нее лишь потому, что пообещал дочери Иродиады — Саломее (она не названа в Евангелии по имени, мы узнаем ее из трудов историка Иосифа Флавия) выполнить любое ее желание. Однако, согласно Евангелию от Матфея, Ирод и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14,5). Иудейский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком, но в угоду Иродиаде Ирод посадил его в темницу. Некоторые церковные историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. И как Иезавель искала убить святаго пророка Илию, как злобой и ненавистью воспылала египтяныня к Иосифу, так же и скверная Иродиада искала убить Пророка и Предтечу:
Паки Иезавель ликует на Илию, паки египтяныня Иосифа ищет, Пророка же и Крестителя Спасова — ныне явльшаяся Иродиада сквернавая.
(Девятая песнь Канона на Усекновение главы Иоанна Предтечи).
Через год Ирод, празднуя день своего рождения, устроил пир вельможам, тысяченачальникам и галилейским старейшинам. На пир пришла дочь Иродиады, падчерица Ирода — Саломея, и стала плясать, чем угодила царю. Танец Саломеи так понравился Ироду, что он велел ей просить всего, чего она хочет, и поклялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея спросила у матери, что ей попросить у Ирода. Иродиада, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну Крестителю и навсегда избавиться от упреков и обличений, потребовала голову Иоанна Крестителя. Саломея возвратилась к Ироду и потребовала сейчас же на блюде главу Иоанна Предтечи.
Пляса́ учени́ца вселука́вого дия́вола, и главу́ твою́ Предоте́че мзду́ взя́т. О, пи́ра испо́лнь кро́ви. Лýчше бе не кля́тися И́роде беззако́нне, лжи́ внýче. А́ще ли же и кля́лся еси́, но не о добре́ кля́тся. Бо́льше бе солга́вшу жи́знь получи́ти, не́же и́стинствовавшу главу́ предоте́чеву усе́кнути. Но мы Крести́теля я́ко в рожде́ных жена́ми бо́льша, досто́йне чтýще ублажа́ем
(Стихира на Усекновение главы Иоанна Предтечи).
Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанна Крестителя и отдать ее Саломее.
И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей (Мф. 14-9).
По преданию, и после кончины уста Проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломея взяла блюдо с главой Иоанна Предтечи и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык Пророка иглой и, одержимая яростью, пронзила святую главу кинжалом.
Святитель Иоанн Златоуст в Слове на день Усекновения главы Святого Предтечи Господня Иоанна пишет:
Кто в достаточной мере обличит безумие Иродово, проявившееся по причине его чрезмерной женоугодливости? Или кто опишет неслыханную дерзость злых женщин? Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене. <…> Ни один зверь в мире не похож на злую женщину. Что может быть яростнее льва, среди четвероногих? Ничто. Что может быть опаснее змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто. Однако, лев и змий питают менее злобы, нежели злая женщина, как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон, говоря: «Лучше жити со львом и змием, иже жити с женою лукавою и злоязычною».
Иродиада не позволила, чтобы главу Иоанна Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать ее. Она закопала святую главу в нечистом месте.
Узнав об этом, благочестивая Иоанна, жена Хузы — домоправителя Иродова, тайно взяла святую главу Иоанна Предтечи и погребла ее в глиняном сосуде на горе Елеонской. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предтечи и погребли в Севастии, там, где совершилось убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предтечи. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предтечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломеей еще при их земной жизни. По преданию, Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед, который сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею.
Божиим же отмщением, лед стисну выю ея крепко, и висяше телом в воде, главу на леду имущи удержанну. И яже плясаше иногда ногами по земли, та онема дна в реце недосязающи, в воде, аки плясание творя двизаше колеблющей я быстрине речной. И никтоже пособити ей можаше. И дотоле тако в воде висяща бе, донележе лед остр пререза шею ея.
(Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).
Тело ее не было найдено, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за безчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41 гг.) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию, где они были поглощены разверзшейся землей.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — с этих слов начинается служение Пророка Иоанна в пустыне, у реки Иордан. Приблизившееся Царствие Небесное — это Иисус Христос, Предтечей Которого и был Иоанн Креститель. Его предшественником он был не только на земле, где он проповедует о Христе людям и через покаяние очищает их сердца.
Апостольское пророчество Иоанн Предтеча несет и в ад, в котором были Адам, Ева и все люди до Христа, до Его Крестной смерти и Воскресения. Туда сходит Иоанн в час смерти, и там благовествует о пришествии Христа. Не случайно и в праздничном тропаре поется: «благовестил еси во аде сущим, Бога явльшагося плотию, вземлющего грехи мира».
Спасителеву Предотечи святому Иоанну, якоже Рожество Господа своего, сице и вольную того смерть, своею смертию предварити подобаше; да якоже на земли проповеда пришествие Его глаголя: грядет креплии мене в след мене. Сице и во аде держимым бывшим душам праотец святых, проповесть Господне пришествие, яко уже явися в мире чаемыи Месия
(Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).
На Воскресение Христово первыми к Спасителю припадают Адам и Ева, ожидавшие Его с момента смерти, а вслед за ними пророки и праотцы Ветхого Завета, включая Иоанна Предтечу, и все праведные люди земли.
В традиции Православной Церкви существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого из которых установлено отдельное празднование.
Первое обретение честной главы произошло в IV веке. Земля, в которой покоился сосуд со святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия, который решил построить храм на месте усекновения главы Иоанна Предтечи. При копании рва для фундамента обнаружили кувшин со святой главой, которая была опознана по знамениям, исходившим от нее.
После обретения главы Иннокентий ее бережно хранил, но перед смертью, опасаясь, что она будет поругана, спрятал ее в построенной им церкви, положив на том самом месте, где была его келья. После его кончины храм обветшал, разрушился и даже сравнялся с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Иоанна Предтечи.
Второе обретение произошло в V веке, в правление императора Константина Великого, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Известно только, что это было открыто им во сне и что после обретения честной главы в указанном им месте они решили возвратиться назад.
Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну.
Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св. Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком.
Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Он всю жизнь почитал святую главу Иоанна Предтечи, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился. Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал своей сестре. При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это. Перед своей смертью она должна была передать это сокровище какому-либо богобоязненному и добродетельному человеку.
Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня, чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.
Позднее сосуд со святой главой оказался у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от нее, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь.
В 452 году архимандриту монастыря Маркелу явился Иоанн Креститель и указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.
Третье обретение главы Иоанна Предтечи произошло в IX веке. Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, близ Сухуми, где прятали в период иконоборческих гонений.
После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святой главы Иоанна Предтечи.
Именно в Команах, близ Сухуми, состоялось третье обретение честной главы Предтечи. В царствование Михаила, около 850 года, патриарху Константинопольскому Игнатию во время ночной молитвы в видение было указано место, где находится голова пророка. Император отправил в Команы посольство и в указанном патриархом месте в третий раз нашли святыню. Позже, в 857 году, главу перенесли в Константинополь и положили в придворной церкви.
Глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала была положена в царских палатах, а потом часть ее хранилась в Студийском Предтеченском монастыре. В этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 году. Другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амьен во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи.
Православная церковь празднует первое и второе обретение 8 марта (24 февраля по старому стилю), третье обретение — 7 июня (25 мая по старому стилю).
Согласно церковным традициям, день Усекновения Главы Иоанна Предтечи — время строгого поста. Святой Иоанн Предтеча вел суровый образ жизни, большую часть своей жизни он жил в пустыне без хлеба, вина и какой-либо другой пищи. В пустыне он питался только акридами и диким медом, пил воду и не стремился насытить свое тело, думая о своей бессмертной душе.
Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается и уставом иерусалимского монастыря преподобного Саввы Освященного. В нем говорится, что «пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи завещан древними святыми отцами». В этот день, даже если он выпадает на воскресение, не едят скоромную пищу. В священную память о жизни и подвиге Иоанна Предтечи следует проводить этот день в строгом посте и молитве.
Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в золотые с красным ризы.
На Усекновение главы Иоанна Предтечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихиры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.). На великой вечерни читаются три паремии — отрывки из книг пророка Исаии (Ис. 40, 1–3, 9; 41, 17–18; 45,8; 48,20–21; 54,1), пророка Малахии (Мал.3,1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4, 4–6), царя Соломона (Прем. 4,7, 16–17, 19–20; 5,1–7), в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече. На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предтечи: 33 зачало Деяний святых апостолов (Деян. 13, 25-32) и 24 зачало Евангелия от Марка (Мр. 6,14-30).
Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова его радостно празднует, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихирах на малой вечерни:
На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание.
Праздновать верным честную память Пророка и Предтечи повелевает и канон Андрея Критского:
Пусты́ни кра́сное овча́, Заха́риин пло́д, и Елисав́етино без наде́жи прозябе́ние, предповелева́ет ве́рным торжествова́ти, честну́ю его́ па́мять.
Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.
Ўсэкновeніе главы2 їwaнна п®тeчи: ѓvгуста к7f
Тропaрь, глaсъ в7:
Пaмzть првdнагw съ похвалaми, / тебё же довлёетъ свидётельство гDне, п®тeче: / показaлъ бо сz є3си2 вои1стинну и3 прbр0кwвъ чcтнёйшій, / ћкw и3 въ струsхъ кrти1ти спод0билсz є3си2 проповёданнаго. / Тёмже за и4стину пострадaвъ рaдуzсz, / бlговэсти1лъ є3си2 и3 сyщымъ во ѓдэ бGа ћвльшагосz пл0тію, / взeмлющаго грёхъ мjра, // и3 подаю1щаго нaмъ вeлію млcть.
Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость..
Кондaкъ, глaсъ є7:
П®тeчево слaвное ўсэкновeніе, / смотрeніе бhсть нёкое бжcтвенное: / да и3 сyщымъ во ѓдэ сп7сово проповёсть пришeствіе. / Да рыдaетъ ќбw и3рwдjа, / беззак0нное ўбjйство и3спроси1вши: / не зак0нъ бо б9ій, ни живhй вёкъ возлюби2, // но притв0рный, приврeменный.
Перевод: Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя. Да восплачет же Иродиада, беззаконное убийство испросившая: ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, но обманчивую и временную.
Величaніе:
Величaемъ тS, / кrти1телю сп7совъ їwaнне, / и3 почитaемъ вси2 чcтнhz твоеS главы2 // ўсэкновeніе.
Иконография Усекновения главы Иоанна Предтечи как самостоятельный сюжет в иконе известна с рубежа XV–XVI веков. Первоначально простая, представляющая склоненного над чашей со своей главой Иоанна, над которым палач высоко заносит меч, она постепенно стала дробиться на отдельные эпизоды. Иконы ранней византийской эпохи, в том числе миниатюры из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине (Каппадокия) - самые древние иконы Усекновения Главы Иоанна Предтечи, дошедшие до нашего времени.
Часто в системе фресковой росписи житийный цикл Иоанна Предтечи, в т.ч. и сцены Усекновения и Обретения главы могли располагаться в дьяконнике.
В средневизантийский период широкое распространение получил иконописный сюжет, в котором Иоанн Предтеча склонился, а воин заносит над ним меч, действо происходит на фоне пустыни. Также святую главу изображали отделенной от тела, из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.
Наиболее распространенный иконописный сюжет на тему Усекновения Главы Иоанна Предтечи в средневизантийскую эпоху содержал в себе склонившегося Иоанна, и воина с занесенным над главой пророка, мечом. Действо усечения главы разворачивается на фоне пустыни.
Другой образ — так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», который был особенно распространен в России в XVI—XVII веках.
На иконе Иоанн Предтеча изображается как отшельник, проповедник покаяния, предшественник монашества, у него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. На хартии (свитке, который он держит в руках) обычно написано: «Се Агнец, вземляи грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное».
Русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками, при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде.
Отдельные иконы с сюжетом Обретений встречаются нечасто. Главными его иллюстрациями обычно были клейма житийных икон святого Иоанна. Многочисленные небольшие образы, окружающие центральное изображение с крупной фигурой Предтечи, содержали цикл, начинавшийся с зачатия пророка праведными Захарией и Елизаветой и завершавшийся темой почитания его честной главы.
Изображения подобной иконографии получают широкое распространение на Руси того времени в том числе потому, что Иоанн Предтеча был тезоименитым святым царя Ивана Грозного
К середине XVII века широкое распространение получил извод, где представлены сцены благословения Иоанна Христом, ведение его палачом на казнь и усекновение главы святого. В конце XVII века в рамках поволжской художественной традиции родилась еще более подробная композиционная схема, включающая сцену поднесения палачом главы Предтечи царевне.
В Новое время она получила широкое распространение в старообрядческих центрах. При этом композиция претерпела еще некоторые изменения. В сцене казни Иоанн стал изображаться дважды — со склоненной головой и лежащий рядом уже обезглавленным. Вместо выведения святого на казнь появилось его моление в темнице. Если Предтечу на иконах конца XVII века благословляет Христос или ангел, то в старообрядческих памятниках обычно Господь Саваоф (иногда Троица), изображенный вверху в облаках. Этот извод известен в памятниках Поморья, Невьянска, Мстёры, Гуслиц и других старообрядческих центров.
Как же изображают само обретение? В основе иконографической схемы – однотипная сцена. В центре в пещере изображается чаша с главой, а по сторонам два монаха разного возраста. Один из них копает землю лопатой, другой стоит на коленях перед явленной святыней, протягивая к ней руки.
Если житийный цикл краток, то в нем могло присутствовать лишь одно клеймо с Обретением. Если при этом сопроводительные надписи и имена монахов отсутствуют, то в точности установить, какое из двух событий – Первое или Второе обретение – изображено, не представляется возможным. Существование такого «собирательного» образа, объединяющего и Первое и Второе обретение главы Иоанна, напрямую связано с тем, что церковное празднование они имеют общее.
Во времена крестовых походов, когда столица Византийской империи подверглась разорению и разграблению, святая глава была увезена из Константинополя и оказалась во Франции. Она и сейчас находится в готическом соборе Богоматери в Амьене, куда приезжают многочисленные паломники.
Пребывание реликвии в Европе дало толчок к распространению в западном искусстве натуралистических скульптурных образов, воспроизводящих лежащую на блюде отрубленную голову. В поздней русской иконописи XVIII-XIX веков усекновенная глава Предтечи в чаше или на блюде стала предметом изображения сама по себе, полностью вне сюжетного контекста или жития Иоанна, как это представлено на иконе Ивана Буренина из Угличского музея (1762 год).