Дни почитания святого праведного отрока Артемия Веркольского: 23 июня/6 июля (день преставления); 20 октября/2 ноября (день перенесения мощей); 21 мая/3 июня (Собор Карельских святых); в Неделю 3-ю по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых); 19 октября/1 ноября (Собор святых Архангельской митрополии).
Святой праведный Артемий Веркольский родился в 1532 году в селении Веркола на реке Пинеге в Архангельской губернии. Родители Артемия – отец Косьма и мать Аполлинария занимались крестьянским трудом, к которому с детства приучили и своего сына. Он с раннего возраста помогал отцу в поле при посеве и при жатве. Мальчик рос тихим, скромным и послушным. Детским играм и развлечениям Артемий предпочитал храм и молитвы. Он был незлобив, негневлив, кроток и нетщеславен.
В один из погожих июльских дней двенадцатилетний Артемий вместе с отцом работал в поле, они боронили свой земельный участок. В синем безоблачном небе начали собираться черные тучи. Отец мальчика Косьма сказал, что будет гроза. Вдруг небо прорезал яркий столб огня – это молния ударила в землю недалеко от людей, а следом раздался оглушительный звук грома. Он прогремел с такой страшной силой, что казалось, земля вздрогнула. Артемий в испуге взглянул на небо и, только успев произнести: «Господи, помилуй», словно подкошенный замертво упал на пашню. Отец подбежал к мальчику и поднял его на руки, но он уже не дышал. Безутешный отец принес домой своего внезапно умершего сына. Когда о трагическом происшествии узнали односельчане, они стали говорить, что смерть эта необычная, решили, что Артемий — грешник, умерший без покаяния, и что его нельзя отпевать в храме и хоронить на кладбище рядом с другими христианами. Отец Артемия сам прочитал над сыном молитвы и отнес его тело в лес. Там он завернул его в бересту и положил на хвою возле большой высокой сосны, накрыл сосновыми ветками и построил возле этого скорбного места ограду. Вот такая у праведного Артемия была могила: без креста и поминальной надписи.
Прошло 32 года. Однажды диакон Веркольской церкви свт. Николая Чудотворца отец Агафоник, пошел в лес по грибы. Осматриваясь вокруг в поисках грибов, он увидел столб света, который шел от земли. Яркое сияние, освещая все вокруг, поднималось к небу. Диакон перекрестился и, подойдя к месту, озаренному светом, увидел мальчика в белых одеждах, лежащего на листах бересты. Казалось, что ребенок спит. Диакон, пораженный благоговейным ужасом, упал на колени перед нетленным телом. Он узнал его – это был Артемий. И тут до него донесся легкий приятный аромат, напоминающий аромат ладана. И тогда диакон понял – перед ним святые мощи! Он перекрестился и вернулся в село, рассказать благостную новость сельчанам. Тело Артемия было перенесено без почестей на паперть местной церкви. Гроб прикрыли берестой, которая лежала на теле праведника в лесу. Была уборочная пора, и веркольцы не хотели отвлекаться от работы. Снова, как и 32 года назад, об Артемии забыли.
Однако Господь, прославляющий своих святых, благоволил прославить Артемия. Спустя некоторое время в Архангельской губернии началась эпидемия злокачественной лихорадки. Люди страдали от «горячки» — высокой температуры, многие умирали, особенно дети. Заболел лихорадкой и сын крестьянина Каллиника, который переносил вместе с диаконом Агафоником тело святого Артемия. Он сидел возле мечущегося в бреду сына, и молил Господа помиловать его чадо и послать ему исцеление. Вдруг перед его мысленным взором возник образ Артемия. Каллиник поспешил в церковь, зашел в темный притвор, и упал на колени перед гробом святого. Он стал горячо молиться, прося праведного Артемия помочь его сыну. Помолившись, он отломил маленький кусочек бересты, который лежал на теле Артемия. Дома он прикрепил бересту на шнурок с нательным крестиком сына. Уже через несколько минут жар спал, и вскоре ребенок пришел в себя. Счастливый Каллиник рассказал всем веркольцам о чудесном исцелении сына. Тогда поняли люди, какой великий святой находится в их церкви. Они стали служить панихиды о праведном Артемии и усердно молиться. Страшная болезнь покинула эти места.
С этого года чудеса святого Артемия стали множиться. Житель Верколы Павел тяжело заболел: у него искривилась шея, и закрылись глаза. Тогда страдалец обратился со слезной молитвой к Господу и прав. Артемию. Вскоре он полностью выздоровел. Об этом чуде Павел известил веркольцев.
После этого случая в церкви устроили специальный придел и перенесли в него мощи святого, положив их в новый гроб. В тот же день в церковь пришла мать с больным ребенком и приложила его к гробу Артемия – малыш исцелился. Произошло это в 1584 году. За этими чудесами последовали другие. Люди исцелялись, обращаясь к святому у его мощей. Слава о веркольском чудотворце вышла за пределы Верколы и разнеслась по стране. В 1619 году митрополит Макарий Новгородский освидетельствовал праведные мощи и дал благословение на их перенос в храм.
Спустя некоторое время в Верколу из г. Холмогоры пришел Илларион Артемьев. Он рассказал, что длительное время страдал слепотой и от отчаяния хотел даже повеситься, но соседи помешали совершить страшный грех. Они рассказали ему о чудесах, происходящих от мощей Артемия, и он стал молиться святому с просьбой об исцелении. И тогда произошло чудо: «В тот же час я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и с крестом – в правой. Он осенил меня крестом и сказал: "Человече! что ты страдаешь? Восстань: Христос чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам". При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его».
В 1636 году в Верколе проездом остановился Афанасий Пашков, назначенный воеводой в Кеврольский уезд. Но он не стал посещать церковь, хотя священник предлагал ему это сделать. Когда он приехал в Кевроль, то узнал, что сын его Иеремия при смерти. Тогда воевода пожалел, что не отслужил молебен прав. Артемию, хотя и был рядом. Удрученный горем, он дал обет, что обязательно поедет на богомолье в Верколу. Как только он подумал это, сын его, лежащий уже без создания, пришел в себя, встал с постели и спросил отца, какой дорогой можно доехать до праведного Артемия. Удивленный отец привез сына в Верколу, где отслужил молебен, как и было обещано святому. С гроба Артемия он взял маленький кусочек бересты, и прикрепил его на шнурок, рядом с крестом. Вскоре Иеремия окончательно выздоровел. Благодарный Афанасий Пашков построил на месте обретения мощей храм в честь праведного отрока Артемия. Храм впоследствии сгорел, и мощи прав. Артемия также были повреждены огнем. Священник Лаврентий с прихожанами построили часовню и положили в нее святые мощи, которые продолжали являть чудеса исцеления.
Слава об этих исцелениях вышла за пределы Верколы и распространилась по всей Руси. Митрополит Новгородский Киприан снова направил священнослужителей освидетельствовать нетленные мощи Артемия. Когда привезли ему список исцелений, то он подтвердил их своей росписью и прислал в церковь Верколы составленную службу чудотворцу.
В 1648 году распоряжением царя Алексея Михайловича мощи прав. Артемия были помещены в новую раку, а на месте обретения мощей был основан монастырь. На следующий год мощи были перенесены в церковь св. мученика Артемия. В 1793 году в Свято-Артемьево-Веркольском монастыре был построен каменный храм, освященный в честь прав. Артемия, в котором были положены его мощи.
В 1919 году Веркольский монастырь был закрыт, мощи Артемия Веркольского были спрятаны братией; по некоторым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории монастыря. Богослужения в церкви во имя Артемия Веркольского возобновились в 1990 году, в этом же году в церковь была перенесена рака, где ранее почивали мощи святого, в 1991 году в стенах обители была возобновлена иноческая жизнь.
На самых ранних иконах святой изображен в коротком белом хитоне и гиматии — накидке, надетой сверху хитона. Согласно описанию в иконописном подлиннике XVII века, Артемий Веркольский изображается: «12 лет млад, в одной рубашке, в левой руце посох, в правой крест». Одно из наиболее ранних изображений святого — икона «Святой Василий Блаженный и Артемий Веркольский в молении Спасу Еммануилу». Образ датируется 1620 годами.
На прорисях с икон XVII века праведный отрок Артемий представлен в полный рост, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, нередко в ряду избранных святых. Вместе со святителем Николой он изображен на иконе середины XVII века, в центр которой врезан деревянный крест XVI века; с мучеником Уаром — на иконе около 70-х гг. XVII века; со святым Иоанном Предтечей — на образе конца XVII века.
Большое распространение получили иконы Артемия Веркольского в молении Спасу на фоне деревянного Веркольского монастыря на берегу Пинеги. Святой традиционно изображался отроком с короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе, с крестом и веткой (или стрелой-молнией) в руках, с босыми ногами. Панорама монастыря, как правило, воспроизводит его исторический облик: храм великомученика Артемия Антиохийского, шатровую церковь во имя святителя Николы, трапезную, колокольню; рядом или вдали — пашня с изгородью, конь, запряженный в борону, и лежащая фигура убиенного отрока; в облаках благословляющий Спаситель, которому Ангел-хранитель подносит душу праведника. К данному иконографическому изводу относится икона XVII — XVIII веков.
Сохранился ряд житийных икон святого праведного Артемия Веркольского, среди которых икона XVII века: в среднике изображен праведный отрок вместе со святителем Николой, вокруг 2 ряда клейм жития Артемия Веркольского.
В настоящее время имя праведного отрока Артемия Веркольского носят много церквей. Самое большое их количество находится в Архангельской области. Церкви в честь святого Артемия есть в Москве и Московской области, например, храм-часовня на Братиславской, в Ханты-Мансийском автономном округе, Ярославской, Тверской, Свердловской, Кировской и Ивановской областях.
Тропарь праведному отроку Артемию Веркольскому, глас 2
Вы́шняго повеле́нием,/ тучено́сным облако́м не́бо помрачи́вшим,/ и мо́лниям блиста́ющим,/ гро́му же возшуме́вшу с преще́нием,/ испусти́л еси́ ду́шу твою́ в ру́це Го́сподеви,/ прему́дре Арте́мие,/ и ны́не предстои́ши Престо́лу Влады́ки всех,/ и́же ве́рою и любо́вию приходя́щим к тебе́,/ подая́ исцеле́ние все́м неотло́жно,/ и моля́ся Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: По воле Всевышнего, грозовым облаком небо помрачившего, в блистании молний и угрожающем шуме грома ты отпустил душу свою в руки Господа, премудрый Артемий, и сейчас предстоишь Престолу Владыки всех, с верою и любовью приходящим к тебе подавая исцеление без отлагательств и молясь Христу Богу о спасении наших душ.
Кондак праведному отроку Артемию Веркольскому, глас 8
Возсия́ днесь пресве́тлая па́мять прему́драго Арте́мия;/ Богода́нная благода́ть я́ко ре́ки излива́ет от целе́бных моще́й его́ ди́вная исцеле́ния,/ и́миже от многоразли́чных неду́г избавля́емся,/ с ве́рою прие́млюще я́, и взыва́юще:// ра́дуйся, Арте́мие Богому́дре.
Перевод: Воссияла сегодня пресветлая память премудрого Артемия. Богоданная благодать как реки изливает от врачующих мощей его удивительные исцеления, которыми мы избавляемся от многоразличных болезней, с верой принимая их и взывая: «Радуйся, Артемий Богомудрый».
Молитва праведному отроку Артемию Веркольскому
Святы́й уго́дниче Бо́жий, пра́ведный Арте́мие, при́сный храни́телю святы́я ве́ры Правосла́вныя и бли́зкий защи́тниче всего́ се́вернаго кра́я Росси́йския страны́! При́зри ми́лостивно на усе́рдную моли́тву нас гре́шных и твои́м благомо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние согреше́ний на́ших, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней диа́вольских. Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии и непременя́емем благополу́чии ве́рных люде́й Свои́х, да пода́ст стране́ на́шей мир и тишину́, а нам нелицеме́рное послуша́ние, да сподо́бит всех нас получи́ти, по христиа́нстей кончи́не, Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси пра́веднии вме́сте с тобо́ю, ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Молитва 2-я праведному отроку Артемию Веркольскому
О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святы́й пра́ведный Арте́мие, покрови́телю святы́я оби́тели, твои́м и́менем красу́ющияся, си́льный хода́таю о нас ко Го́споду, вели́кий благоде́телю и живу́щих зде и́ноков твоея́ оби́тели и всех с ве́рою и любо́вию притека́ющих к ра́це чудотво́рных моще́й твои́х! При́зри ми́лостивно на убо́гую моли́тву нас, гре́шных и непотре́бных рабо́в, и твои́м всемо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние грехо́в, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней супоста́та, и́щущаго нас погуби́ти. Да́руй бра́тству твоея́ оби́тели, от ста́рших до после́дних, смире́ние и кро́тость, любо́вь и послуша́ние вседу́шное, служе́ние и житие́ благогове́йное, свято́е и во всем ве́рное и благоду́шное исполне́ние и́ноческаго общежи́тия, да, рабо́тающе Го́сподеви непосты́дно и ду́хом горя́ще в непреста́нней моли́тве за благотвори́телей на́ших живы́х и усо́пших, яви́мся ве́рными раба́ми Го́спода, да Це́рковь Правосла́вная всея́ Росси́и, я́ко вертогра́д благонасажде́нный, цвете́т и плодотвори́т бога́то плода́ми ве́ры и благоче́стия! Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии, душе́внем спасе́нии и благопоспеше́нии во всем правосла́вный наро́д наш. Моли́ Го́спода о ми́лости и благода́тных щедро́тах Святе́йшему Патриа́рху на́шему (имярек) и Святе́йшему Сино́ду на́шему. Моли́ Го́спода, да хода́тайством и заступле́нием преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы все мы и зде ми́рное и богоуго́дное житие́ поживе́м и по ми́рней христиа́нстей кончи́не сподо́бимся в пресла́внем Ца́рствии ми́лости Царя́ Не́ба и земли́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, сла́вяще Его́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3-я праведному отроку Артемию Веркольскому
О, великосла́вный уго́дниче Бо́жий, о, вели́кий чудотво́рче, святы́й и пра́ведный Арте́мие, херуви́ме земны́й, челове́че Небе́сный, А́нгелов собесе́дниче, Небе́сный жи́телю! При́зри с высоты́ Небе́сныя све́тлым о́ком твои́м, и ниспосли́ нам лучи́ Бо́жия благода́ти. Свети́льниче Боговозжже́нный, твои́ми святы́ми моли́твами разжени́ мрак грехо́в на́ших, упроси́ у Отца́ све́тов свет благода́ти душа́м на́шим, всех правове́рных ско́рый быв помо́щник и засту́пник. Всяк бо, с ве́рою под кров защище́ния твоего́ моли́твенно притека́яй и заступле́ния Твоего́ у Го́спода прося́й, а́бие посо́бствуем быва́ет, Бо́жию же ми́лость обрета́ет и жела́ния се́рдца своего́ не лиша́ется, но про́сит благода́ти и прие́млет дар на по́льзу проше́ния. Ты еси, пра́ведный Арте́мие, вертогра́д Бо́гом насажде́нный, в не́мже цвет здравотво́рный, процвете́, е́же исцели́тися мно́гим от зе́льнаго трясави́чнаго неду́га. О, коль мно́зи твое́ю чуде́сною по́мощию слепи́и прозре́ша, глуси́и слух прия́ша, хроми́и возскочи́ша и ходя́ша, немощни́и де́йство рук прия́ша, безу́мнии воуми́шася, разсла́блении в жи́лах укрепи́шася, сля́ченнии испра́вишася и иму́щии вре́ды исцеле́ша! Еще́ же и скве́рнии де́мони моли́твою твое́ю отгна́шася, и ини́и неисце́льнии неду́зи разреши́шася. Та́ко, святы́й и пра́ведный Арте́мие, всем всегда ми́лостив явля́ешися. У́бо и о нас неисповеди́мую Бо́жию бла́гость умоли́, да оста́вит нам Госпо́дь до́лги на́ша, и да храни́т госуда́рство Росси́йское в ми́ре и благоде́нствии, в кре́пости и оби́лии, и ве́ру правосла́вную да укрепи́т, церко́вныя же раско́лы да утоли́т, и вся правосла́вныя христиа́ны да спасе́т. Мы же твою па́мять святу́ю от ро́да в род че́стно пра́здновати бу́дем, сла́вяще просла́вльшаго тя Христа́ Го́спода, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно, и в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.