0,3462 s

Неделя о блудном сыне - вторая подготовительная неделя к Великому посту

Неделя о блудном сыне - вторая подготовительная неделя к Великому посту

Евангельское чтение: Лк. 79 зач. 15:11-32

Рече гд7ь при1тчу сiю: человёкъ нёкій и3мЁ двA сы6на: и3 речE ю3нёйшій є3ю2 nтцY: џтче, дaждь ми2 дост0йную чaсть и3мёніz. И# раздэли2 и4ма и3мёніе. И # не по мн0зэхъ днeхъ собрaвъ всE мнjй сhнъ, tи1де на странY далeче, и3 тY расточи2 и3мёніе своE, живhй блyднw. И#зжи1вшу же є3мY всE, бhсть глaдъ крёпокъ на странЁ т0й, и3 т0й начaтъ лишaтисz. И# шeдъ прилэпи1сz є3ди1ному t жи1тєль тоS страны2: и 3 послA є3го2 на сeла сво‰ пасти2 свині‰. И# желaше насhтити чрeво своE t рожє1цъ, ±же kдsху свині‰: и3 никт0же даsше є3мY. Въ себe же пришeдъ, речE: коли1кw наeмникwмъ nтцA моегw2 и3збывaютъ хлёбы, ѓзъ же глaдомъ ги1блю; Востaвъ и3дY ко nтцY моемY, и3 рекY є3мY: џтче, согрэши1хъ на нб7о и3 пред 8 тоб0ю, и 3 ўжE нёсмь дост0инъ нарещи1сz сhнъ тв0й; сотвори1 мz ћкw є3ди1наго t нає 1мникъ твои1хъ. И# востaвъ и4де ко nтцY своемY. Е#щe же є3мY далeче сyщу, ўзрЁ є3го2 nтeцъ є3гw2, и 3 ми1лъ є3мY бhсть, и3 тeкъ нападE на вhю є3гw2, и3 њблобызA є3го2. Речe же є3мY сhнъ: џтче, согрэши1хъ на нб7о и3 пред8 тоб0ю, и3 ўжE нёсмь дост0инъ нарещи1сz сhнъ тв0й. Речe же nтeцъ къ рабHмъ свои6мъ: и3знеси1те nдeжду пeрвую и 3 њблецhте є3го2, и3 дади1те пeрстень на рyку є3гw 2 и3 сапоги2 на н0зэ: и3 привeдше телeцъ ўпитaнный заколи1те, и3 ћдше весели1мсz: ћкw сhнъ м0й сeй мeртвъ бЁ, и3 њживE: и3 и3зги1блъ бЁ, и3 њбрётесz. И# начaша весели1тисz. Бё же сhнъ є3гw2 стaрэй на селЁ: и3 ћкw грzдhй прибли1жисz къ д0му, слhша пёніе и3 ли1ки: и3 призвaвъ є3ди1наго t џтрwкъ, вопрошaше: что2 u5бо сі‰ сyть; Џнъ же речE є3мY, ћкw брaтъ тв0й пріи1де: и3 заклA nтeцъ тв0й телцA ўпитaнна, ћкw здрaва є3го2 пріsтъ. Разгнёвасz же, и3 не хотsше вни1ти. Nтeцъ же є3гw2 и3зшeдъ молsше є3го2. Џнъ же tвэщaвъ речE nтцY: сE толи1кw лётъ раб0таю тебЁ, и3 николи1же зaпwвэди тво‰ преступи1хъ, и3 мнЁ николи1же дaлъ є3си2 козлsте, да со др{ги свои1ми возвесели1лсz бhхъ: є3гдa же сhнъ тв0й сeй, и3з8zдhй твоE и3мёніе съ любодёйцами, пріи1де, заклaлъ є3си2 є3мY телцA пит0маго. Џнъ же речE є3мY: чaдо, ты2 всегдA со мн0ю є3си2 и3 вс‰ мо‰ тво‰ сyть: возвесели1тижесz и3 возрaдовати подобaше, ћкw брaтъ тв0й сeй мeртвъ бЁ, и3 њживE: и3 и3зги1блъ бЁ, и3 њбрётесz.

Перевод: Сказал Господь притчу сию: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Возвращение блудного сына

Возвращение блудного сына

В новозаветное время человек освобождается о тирании Закона. Ведь Закон, следуя путём ограничений и запрещений, для того, чтобы попытаться удержать человека от непозволительного, не достигает своей цели, поскольку внешние предписания постепенно становятся утомительными и заслоняют суть. Это приводит к тому, что человек теряет свободу и не научается главному – как сделать так, чтобы добродетель стала естественной, а грех, наоборот, непривлекательным. Только после пришествия Христа и основания Церкви мы получаем внутренние силы идти путём добра. Силы есть, но они не действуют автоматически. Ап. Павел указывает, что свобода в употреблении пищи не должна превращаться в зависимость. Какая уж тут свобода, если мы пленены вещами тленными?

Также мы видим, что грех чревоугодия ведёт к блуду. Совершенно очевидно, что, вступая в онтологическую (жизненную) связь с Христом через таинства Церкви, верующий разрушает всё и возвращается в дикое языческое состояние, если он предпочитает блудницу новой общности во Христе. Мы можем выбрать, но мы не можем одновременно идти в разные стороны. Таким образом, свобода во Христе не означает вседозволенности. Она заключается в том, что мы свободно решаемся отдать всё своё существо Христу, включая наши тела, причём это означает также, что таким образом мы соединяемся и друг с другом, но не блудной связью, а узами совершенной любви.

Можно отметить, что не только чревоугодие, но и другие грехи приводят к зависимости от нечистых духов, пленению. Однако, в другом случае так не страдают наши тела, о чём и предупреждает ап. Павел. Тело в понимании языческой философии – это зло, темница души. Мы видим, что с точки зрения христианства это не так. Не только наши души, но и тела становятся членами Церкви. Как Христос отдал Себя за нас, так и нам следует всё свое существо отдать за Него и за своих ближних, т.е. за всех тех, кто встречается нам на жизненном пути.

Фрагмент росписи Знаменской церкви в Савватьево: сюжет по евангельской притче о блудном сыне над входом в исповедальню

Фрагмент росписи Знаменской церкви: сюжет по евангельской притче о блудном сыне над входом в исповедальню

Блудный сын из притчи не понял, что имение отца, который прообразует Самого Бога, не может быть разделено. Отдаляясь от Бога, мы лишаемся источника всего доброго. Это означает то, что всё востребованное нами рано или поздно иссякнет. У нас нет жизни в себе (см. Ин.6:53), поэтому для нас наивно строить вне Бога свои планы. Человечество сейчас занимается этим и закономерно приходит к отсутствию смысла. Вне смысла совершенно бесполезно говорить об истории, которая как раз и означает наличие цели. Человек согрешил, отпал о Бога, и теперь должен найти путь обратно. Этот путь показывает человечеству второй Адам, Иисус Христос. Для этого Он совершает подвиг на Кресте. Нам самим невозможно было бы вернуться. Так же и в притчи, без помощи отца (Бога), сына бы не приняли обратно в дом. Не зря отец выбегает ему навстречу. Откормленный телец прообразует Евхаристию, которая как раз даёт нам возможность вновь приобщиться к жизни, причём на новом уровне.

Можно сказать, что старший сын из притчи прообразует еврейский народ, который не получил откормленного тельца. Это так, поскольку милосердный Бог ждал Своего заблудшего сына (языческие народы), чтобы и его спасти. Старший сын не понимает этой совершенной любви Бога, и отказывается войти на пир. Всё это происходит промыслительно, но до конца нам откроется замысел Бога о мире только после Второго пришествия и установления Царства любви и добра. Сейчас же мы осуществляем путь своей личной истории. Как нам поступить: встать на центростремительный путь покаяния, выбрать дорогу любви, или пойти по центробежному пути отсутствия смысла? Тут у нас полная свобода, но надо крепко уразуметь последствия нашего выбора. Господь уже всё сделал для нас, и готов всё нам простить, кроме сознательного стремления к небытию.

Бог приготовил для нас бесконечный праздник жизни, которая построена по принципу вечного троического бытия. Уже здесь, на земле, мы можем сознательно приобщаться к этому празднику, или начать постепенно терять наше человеческое достоинство, превращаясь в животных. Не надо обманывать себя – любой человек, который делает вид, что Бога нет, не может не чувствовать Его вечное присутствие, хотя бы по тому духовному голоду, который ощутил блудный сын. Ведь речь в притче идёт не о материальных, а духовных вещах. Каждый знает, что материальное благополучие не спасает от бессмысленности и тоски, не даёт элементарного человеческого счастья, оставляет жить в царстве смерти. Неужели это кого-нибудь устроит?

Давайте придём в себя и вспомним, что в далёкой стране нас ждёт любящий Отец. Смирившись перед Ним, мы можем попросить прощения, и Он простит нас. Он не только вернёт нам прежние белые ризы, но и перстень нового человеческого достоинства, который означает дар Святого Духа, возводящего нас на небо в достоинстве богов по благодати единого Бога. Ведь Сын усыновляет нас Отцу, потому что это свойство совершенной любви – отдавать любящим не часть, а всё. Давайте прочтём ещё раз Писание и поразмыслим над тем, как мы хотим распорядиться тем сокровищем, которое нам задаром даётся. Неужели отвергнем его навсегда, или поймём, что другой возможности сделать правильный выбор уже не будет?

Книга, глаголемая "Златоуст". Слово 2. Поуче́ние в неде́лю, в ню́же чте́тся при́тча ева́нгельская о блу́дном сы́не.

Се́ приспева́ют, возлю́бленнии, дни́ честна́го, свята́го и вели́каго поста́, и того́ ра́ди о покая́нии ева́нгельское сло́во бесе́дует. Слы́шите при́тчу сию́. Рече́ Госпо́дь: челове́к не́кто име́ два́ сы́на (Лук. зач. 79). Кто́ е́сть челове́к? – Человеколю́бец Бо́г. Кто́ ли два́ сы́на? Два́ сы́на су́ть – пра́ведницы, и гре́шницы. И рече́ ю́ный сы́н ко отцу́: о́тче, да́ждь ми́ досто́йную ча́сть име́ния. Юный сы́н е́сть гре́шник, я́коже последи́ гре́х вни́де в мíр. Име́ние же се́ е́сть – не́бо и зе́млю, мо́ре и ре́ки, и всю́ тва́рь поручи́ на́м Бо́г; зако́н и проро́ки на́с ра́ди посла́. Изво́лиша бо гре́шницы самовла́стием поги́бнути, непра́вды и безу́мия ра́ди, самовла́стни бо есмы́ добру́ и злу́, а́ще восхо́щем твори́ти благо́е и зло́е. А е́же раздели́ и́ма оте́ц име́ние, ре́кше, за́поведи и́ма преда́. И взе́м ме́нший сы́н, оты́де на страну́ дале́че. Иностра́ние, сказу́ет, о телеси́ попече́ние и по́хоти грехо́вныя. Старе́йший сы́н за́поведи прии́м, оправда́ся, а мнíй сы́н грехи́ творя́, удали́ся от Бо́га и изгуби́ доброде́тели, живы́й блу́дно. И бы́сть гла́д кре́пок на стране́ то́й – не гла́д хле́ба, но е́же не слы́шати словесе́ Бо́жия. И нача́ лиша́тися, е́же неприя́ти ча́сти святы́х честны́х Та́ин, и́же не боя́шеся Бо́га; а боя́щимся Бо́га, никогда́ же не́сть лише́ния. И ше́д, прилепи́ся ко еди́ному граждани́ну страны́ тоя́, – се́ же су́ть бе́си. И то́й посла́ его́ на село́ свое́ пасти́ сви́нии, ре́кше ины́х поуча́ти на зло́: разбо́ю, блуду́, клевете́, резоима́нию, пия́нству, братоненавиде́нию, злосе́рдию, и про́чим злы́м. Не и́мать же сы́тости грехолю́бец: в ма́ле наслади́вся, а во́ веки му́чен бу́дет. Та́ко бе́си чту́т чту́щия и́х. И в себе́ бы́в, рече́: коли́ко нае́мником у отца́ моего́ избыва́ют хле́бы, а́з же гла́дом ги́бну; но воста́в, иду́ ко отцу́ моему́ и реку́ ему́: о́тче, согреши́х на не́бо и пред тобо́ю, и не́смь уже́ досто́ин нарещи́ся сы́н тво́й, но сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник твои́х. И не то́кмо рече́, но и де́лом сотвори́. Сло́вом испове́дания невозмо́жно спасти́ся, де́лы не возсле́дующи. Пои́стинне рече́ евангели́ст, я́ко в себе́ прише́д. Егда́ у́бо согреша́ше, вне́ себе́ бя́ше. Аще бо кто́ ожесте́ет грехо́вными зло́бами, не бои́тся Бо́жия суда́, ни уче́ния внима́ет. Нае́мницы же су́ть оглаше́ннии. Егда́ бо в чи́н сыно́вень кто́ пости́гнет, пото́м же согреши́т, и ви́дя ху́ждьшия себе́ святы́х Та́ин наслажда́ющася, а себе́ вне́ це́ркве стоя́ща, тогда́ умили́вся, на покая́ние мы́слит. И еще́ ему́ дале́че су́щу, сре́те его́ оте́ц, и облобыза́ его́, и повеле́ рабо́м облещи́ его́ в пе́рвую оде́жду, и да́ти пе́рстень на́ руку его́, и сапози́ на́ ногу, и повеле́ закла́ти теле́ц упи́танный. Таково́ е́сть милосе́рдие Бо́жие: не судо́м бо жде́т гре́шники, но прие́млет ка́ющихся. А раби́ – иере́и су́ть. Пе́рвая оде́жда – очище́ние грехо́в. Пе́рстень – благода́ть Свята́го Ду́ха. А сапози́ – за́поведи ева́нгельския и уче́ния. Теле́ц упи́танный – причаще́ние, его́же ве́рнии прие́мше, со а́нгелы лику́ют. Бе́ же тогда́ старе́й сы́н на селе́Толков. Село́ – зако́н имену́ется, его́же не отступа́ют пра́веднии, терпя́ще. Оба́че же се́ ди́вно, а́ще и пра́веден бе́ сы́н, но ропта́ше на отца́. Толи́ка е́сть Бо́жия благода́ть, я́ко же и пра́ведницы соблажня́ются о долготерпе́нии Бо́жии: не зави́дят бо гре́шных спасе́нию, но дивя́тся человеколю́бию Бо́жию. Дави́д бо глаго́лет: доко́ле гре́шницы восхва́лятся? И Иеремíя рече́: почто́ пу́ть гре́шных спе́ется? Насади́л я́ еси́ и укорени́шася. Что́ же рече́? Мне́ же еси́ ни козля́ти да́л, да со́ други бы свои́ми возвесели́лсяТолков. То́ глаго́ля пра́ведный сы́н, я́ко озлобля́емь е́смь, рече́, и не оста́вил еси́ поги́бнути, да бы́х прия́л осла́бу, но ве́сь живо́т озлобля́емь е́смь от гре́шник. Се́ святíи от туги́ се́рдца глаго́лаху. И рече́ оте́ц: ча́до, вся́ моя́, твоя́ су́ть, а твоя́ моя́. Се́й же бра́т тво́й ме́ртв бе́, и оживе́, изги́бл бе́, и обре́тесяМе́ртва же, рече́, – рабо́тающа диа́волу язы́ки пога́ныя, неве́дущия Бо́га. А поги́бшими ве́рныя мни́т, и́же по креще́нии грехи́ мно́ги и непра́вды творя́т. А и́же обре́теся, ре́кше, пока́яся. И мы́ у́бо пока́емся, да спасе́мся, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем.

Видео. Притча о блудном сыне. Игумен Лука (Степанов). Библия и толкования - Экзегет.ру

Воскресную Литургию служили настоятель Знаменской церкви прот. Андрей (Егоров) и наш гость из Канской епархии Красноярского края иеромонах Савватий, принявший мантийный постриг с именем Савватий в честь нашего преподобного Савватия Оршинского.

Литургия в Неделю о блудном сыне

Литургия в Неделю о блудном сыне

Литургия в Неделю о блудном сыне

Литургия в Неделю о блудном сыне

Проповедь о. Андрея в Неделю о блудном сыне

А после Литургии дети пошли кататься на свежеслепленной лошадке, а взрослые радовались вместе с ними)).

Свежеслепленная лошадка

Дети нашего головщика Иоанна Карпова вылепили вчера чудесного коня!

Свежеслепленная лошадка