0,1593 s

Живой храм в Савватьево

Живой храм в Савватьево

С 23 марта 2021 года в церкви Знамения Богородицы деревни Савватьево начались работы по возведению новой каменной алтарной преграды (иконостаса) взамен старого деревянного иконостаса. Работы планируется закончить через месяц.

Замечено, что Знаменская церковь в Савватьево обладает каким-то удивительным свойством. Она, как будто «живая», постоянно меняется. Построенная в конце XVII века, в следующем XVIII столетии она была перестроена до неузнаваемости, в XX веке вообще полностью разрушена. Затем восстановлена уже в новом виде в начале XXI века, и вскоре опять перестроена. Внутри здания церкви в её интерьере и внутреннем убранстве тоже нет постоянства, всё время что-то меняется, старое уходит, уступая место чему-то новому. Теперь настала очередь такого важного элемента как иконостас. Может быть объяснение этой динамики кроется в той величайшей святыне, которая вот уже шесть веков пребывает здесь? Под спудом в подземной крипте храма под алтарём почивают мощи великого угодника Божия, преподобного Савватия Тверского чудотворца (+1434 г.).

Напомним нашим читателям, что первоначально Знаменская церковь в деревне Савватьево была построена в 1680-х годах и представляла из себя теперь уже неведомое нам столпообразное сооружение, о внешних формах которого можно только догадываться. В 1742 году церковь претерпела радикальную перестройку и стала представлять собой то неказистое сооружение, которое мы теперь можем видеть на старинных фото и чертежах научной экспедиции 1933-1934 гг. В 1936 году церковь была разрушена советской властью. До уничтожения церковь являлась частью каменного архитектурного ансамбля Савватьева монастыря состоявшего из соборного храма Сретения Господня с приделом свт. Николая Чудотворца и малой церкви Знамения Богородицы.

Основные постройкибывшего Савватьева монастыря на рубеже XIX~XX веков. Рисунок А.А. Черкасова

Основные постройки бывшего Савватьева монастыря на рубеже XIX~XX веков. Рисунок А.А. Черкасова

Все каменные постройки Савватьева монастыря были осуществлены при участии и попечении монастырского соборного старца схимника инока Ионы Грязнова. В миру - Иван Федорович Грязнов. Он был соседний помещик. Приняв монашество и пожертвовав на обитель большую часть своего имения, старец Иона в конце XVII века смог выстроить небольшой, но изысканный архитектурный ансамбль каменных монастырских храмов. В 1772 году купцы и мещане города Твери писали в Консисторию прошение о сохранении в Савватьеве независимого прихода. В нем говорилось: “Самые церкви построены тверским помещиком Иваном Федоровичем Грязновым, в монашестве Ионою, который здесь и погребен, не оставлены же и наследниками его”. То есть, спустя столетие внуки и правнуки Ионы Грязнова жертвовали в уже упраздненный монастырь деньги на ремонт храмов, построенных их предком. По-видимому, именно от них исходит дата “1679” – единственная известная, но не вызывающая сомнений дата постройки Сретенского собора. Умер старец Иона в 1685 году и был похоронен с правой стороны от входа в Знаменскую церковь (теперь это место находится в правом углу западного притвора современного храма). До разрушения савватьевских храмов белокаменное надгробие старца схимника Ионы было вмонтировано в стену церкви рядом с входом. В 1933-1934 гг. экспедиция Академии наук СССР под руководством С.Чижова зафиксировала это (см. фото обмерных чертежей Знаменской церкви ниже). В своей книге о Савватьеве 1899 г. тверской краевед А. А. Митропольский писал: «… на южной стороне той же пристройки (сделанного в XIX в. с западной стороны церкви небольшого притвора) и также снаружи в квадратной выемке… надпись читается так: Лета 7108, т.е. 1600 г., апреля 11 дня память священномученика Антипы епископа преставися раб Божий Иоанн Феодоров Грязнов в иночиском чине Иона и положен в сей обители». Трудно не заметить грубую ошибку Митропольского в дате. Ведь старец Иона жил в конце XVII в. (!) Тем более, что первоисследователь истории Савватьева монастыря, краевед Василий Преображенский в сер. XIX в. давал точную датировку надгробной плиты старца Ионы – 7193 год (т.е. 1685 год). Но не будем строго судить Андрея Афанасьевича, ошибка не его. Ошибку эту запустил в научный оборот его предшественник протоиерей В.Ф. Владиславлев, издавший в 1882-1883 гг. в «Тверских епархиальных ведомостях» с дополнениями и в своей редакции рукопись Преображенского. А ошибся он от того, что у Преображенского был неаккуратный и неразборчивый почерк, особенно когда он поспешно делал свои записи, сохранившиеся в Государственном архиве Тверской области (см. ГАТО Ф. 103 Оп. 1 Д. 829).

Знаменская церковь и Сретенский собор в Савватьево. Вид с северо-западного угла ограды. Фото начала XX в.

Знаменская церковь и Сретенский собор в Савватьево. Вид с северо-западного угла ограды. Фото начала XX в.

В своем первоначальном виде здание Знаменской церкви представляло из себя, по-видимому, весьма необычное столпообразное сооружение. Это вытекает из факта наличия в храме высокого пятиярусного иконостаса, упомянутого в «Переписной книге Савватьева монастыря» 1693 года (РГАДА ф.1209, оп.4, №5090). Дело в том, что Савватьев монастырь в 1693 году был приписан к Воскресенскому на Истре монастырю «Новый Иерусалим». Оттуда присланы были в Савватьево переписчики – дьяк Андреян Ратманов и подьячий Никифор Румянцев, в обязанности которых входило принять на баланс нового собственника – монастыря Новый Иерусалим - савватьевское монастырское хозяйство. Этот «акт приёма-передачи» сохранился и представляет собой подробную опись всего, что что находилось в Савватьево и в монастырских вотчинах - в сёлах Каблуково, Рождествено и Никитское с многочисленными деревнями, починками и пустошами. Вот как описана Знаменская церковь в этом документе: «Церковь каменная во имя Пресвятыя Богородицы Знамения с папертью, покрыта тесом, глава обита чешуею деревянною, крест опаян белым железом. А в той церкви Божие милосердие местных образов: Образ Пресвятыя Богородицы Знамения писан на красках. Образ Пресвятыя Богородицы Одегитрия писан на красках. Царские двери и сень писаны на красках. Деисусы и праздники, и праотцы, и пророки - все писаны на празелени. В алтаре на престоле и на жертвеннике одежды крашенинные, на престоле покров с крестом полотняной». Вот эти «праотцы» и есть указание на то, что иконостас в храме был 5-ярусный, т.к. в высоком русском иконостасе ряд праотцов – это последний верхний пятый ряд. Соответственно вместить такой иконостас смог бы только относительно высокий основной объём храма. Но в том низеньком сооружении (чуть больше 3,5 метров в замке свода), которое представляла из себя Знаменская церковь после перестройки 1742 года, вместиться высокий иконостас конечно не мог (см. обмерный чертёж 1933 г.)

Обмерный чертёж научной экспедиции Чижова 1933-1934 г.

Обмерный чертёж научной экспедиции Чижова 1933-1934 г.

Каким точно было здание церкви первоначально теперь можно только догадываться. От него остался только бутовый фундамент, обнаруженный при восстановлении храма в 2001 году. Его размеры более чем скромны (см. чертёж).

Чертёж бутового фундамента Знаменской церкви XVII в.

Чертёж бутового фундамента Знаменской церкви XVII в.

Найденные при проведении строительных работ фундаменты Знаменской церкви в Савватьево. Апрель 2001 года.

Найденные при проведении строительных работ фундаменты Знаменской церкви в Савватьево. Апрель 2001 года.

Конструкция здания была безстолпная, т.е. крыша с главой церкви держались на сводах, которые опирались не на столпы внутри основного объёма, а на его стены. Поэтому стены были весьма толстыми, чтобы держать такую нагрузку. И тем ни менее, к середине XVIII столетия своды храма стали обрушаться. Возникла необходимость перестройки церкви. Вот как описывает это в своем опусе о Савватьеве тверской краевед протоиерей В.Ф. Владиславлев в Тверских Епархиальных Ведомостях за 1882 г.(№23, стр. 623): « В первой половине XVIII столетия, именно в 1740-х годах, в Знаменской церкви каменные своды были весьма ветхи и грозили падением, так что служба Божия в ней более двух лет не могла совершаться. Церковных средств к исправлению их не было; но вот нашелся добрый человек, - доброхотный жертвователь подмонастырской Савватьевой слободки служитель, мельник Яков Афанасьев, который желал на свой собственный кошт исправить своды и самую церковь надложить; для чего у него приготовлены были уже материалы, и наняты каменщики. Но так как Савватьева пустынь была приписана к Воскресенскому (Новому Иерусалиму) монастырю, которым управлял тогда архиепископ Петр, то Афанасьев, испросив разрешение только у Воскресенских властей, приступил к работе, не спрашивая разрешения от архиепископа тверского Митрофана». Архиепископ Митрофан (Слотвинский) спускать без последствий такие дела не любил. Поэтому в Консистории образовалось дело об освящении Знаменской церкви, которое не дошло до наших дней, но известно по многочисленным выпискам у дореволюционных авторов.

В 1742 г. Консистория затребовала из Савватьева всех ответственных лиц для дачи показаний. Яков Афанасьев при этом показал следующее: “В помянутом Савватьеве монастыре имеются две церкви каменные, первая - во имя Сретения Господня с приделом Николая Чудотворца, вторая обветшалая, во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, в ко-торой своды весьма обветшали и валятся; и за тем с 1740 года службы в ней не исполняется. Да во оной же церкви имеются мощи Преподобного Отца Савватия под спудом, над которым поставлена деревянная гробница с написанием на верхней доске оного Преподобного образа; и те мощи в прошлых годах Преосвященным Тверским Архиепископом, токмо которым именно и в каком году, точно он, Яков, не упомнит, свидетельствованы и реченная гробница запечатана, за которою печатью и ныне находится”. Отметил он также, что желает своды и часть ветхих стен разобрать и сложить вновь.

Покров 1794 года с гробницы преп. Савватия тверского в Знаменской церкви. Фото конца XIX века.

Покров 1794 года с гробницы преп. Савватия тверского в Знаменской церкви. Фото конца XIX века.

Далее, судя по всему, Яков Афанасьев действовал очень быстро. Подав формальное прошение уже в разгар работ, он в основном и закончил их за один сезон 1742 года. Так что, когда в Консисторию прибыл новый савватьевский священник Прокопий Никитин, все уже было кончено. Священник показал: “В вышеупомянутой церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы своды были весьма ветхи и валились, и за тем службы исправлялись с немалою нуждой; да во оной же церкви издавна имеется древянная гробница над гробом Преподобного Отца Савватия, на которой гробнице на верхней дске оного Преподобного образ с надписью оного Преподобного имени; да во оной же церкви имеется оного Преподобного образ месной в житии, да образ штилистовой окладной - старинные - да напрестольный деревянный резной крест с надписью на нем, что оный крест принесен тем Преподобным Савватием из Иерусалима”. Относительно строительства Прокопий Никитин показал, что каменщики Якова Афанасьева разобрали свод и ветхие стены до окон(!), собрали вновь, мало прибавив в высоту, свод покрыли и главу сделали, и крест поставили по-прежнему, “а более ничего не меняли и алтарь остался неповрежден”. Трудно сказать, как получилось прибавить свод в том очень низком сооружении, которым являлась Знаменская церковь после перестройки 1742 года. Высота свода составила и в новом храме ок. 3,5 м в замке. Сколько же было до этого на самом деле? Наверняка имеет место ошибка, вызванная желанием хоть как-то оправдать строительство. Именно эта спешка из-за несогласования строительства с местным правящим архиереем и привела к тому, что Знаменская церковь осталась, вплоть до разрушения её в 1936 г., в том неказистом виде, который мы видим на старых фотографиях и чертежах. Но ценность её для верующих никак не умалилась, ведь в ней хранились под спудом святые мощи преп. Савватия Тверского, его вериги, иконы и крест принесенный им из Иерусалима.

О трагических событиях 1930-х годов сохранились воспоминания старожила деревни Савватьево Марии Ивановны Голяткиной: «Церковь долго служила. Я замуж выходила, она еще служила. Но редко когда. И вот окошко у церкви к этой стороне (к селу), рос цвяток зима и лето, и цвел он желтеньки. Ходили смотреть: Батюшки! Цвятет! Мы ходили, вся деревня ходила, кто приежжяли, все ходили смотреть. Долго он цвел, лет пять. И потом этот цветок так и погиб. Мы говорили, что-нибудь будет, загубят нашу церьковь. И потом быстро все взорвали. Когда взорвали, ничего нету на этом месте, не осталось, груда кирпича, кирпич красный был. Когда взрывали, диамит этот ставили, вся деревня тут стаяли плакали, зачем церьковь разрушаете. А потом она не падала, она так, пашаталась-пашаталась, а не упала. А потом еще подложили, больше, и она и упала. А мы все стояли, выгнали нас. Окошки велели газетами залепить, чтобы, это, не розбить, вот». Мария Ивановна (баба Маня) не единственный старожил, который рассказывал нам в 2000-х гг. о чудесном «желтеньком цветке», который цвёл в опустевшем уже и заброшенном соборе в Савватьево в 1930-х годах. Это необычное явление – постоянное (зимой и летом) цветение живого растения в оконном проёме (меду рамами северо-восточного окна алтарной апсиды не отапливаемого Сретенского собора) – с одной стороны привлекло внимание верующих из Твери (на «чудо в Савватьево» приезжали посмотреть многие люди), а с другой стороны спровоцировало уничтожение всех савватьевских храмов советскими гос. органами в 1936 году (антирелигиозная кампания в СССР была в разгаре). Храмы были сломаны очень спешно безо всякой на то необходимости. О назначении кирпичей можно гадать – пошли ли они на строительство домов в Твери или, скорее, как бут на строительство плотины на Волге. В любом случае разрушение храмов не было вызвано производственной надобностью. Надо учесть и публичность, и необычную театральность всего произошедшего (заклейка окон, взрывы, масса зрителей). Кроме того, это было сделано не местными властями, а сотрудниками НКВД, в чьем ведении находился Волгострой. Словом, была проведена акция устрашения. На месте бывших монастырских храмов образовался поросший травой пустырь. В 1970-х гг. здесь поставили памятник павшим в ВОВ воинам, останки которых были собраны и захоронены тут в братской могиле.

Возрождение Савватьевой пустыни началось в самом конце XX века. В 1994 г. на пещеру преп. Савватия стали приезжать паломнические группы от Вознесенского собора г. Твери во главе с игуменом Юстинианом Овчинниковым (ныне - архиепископ Элистинский и Калмыцкий). Он установил на пещере святого Савватия деревянный поклонный крест, а кованый крест с разрушенного храма, который стоял на пещере весь советский период, он перенёс на место бывшей церкви и установил рядом с братской могилой, слева от неё.

С 1998 года эстафету возрождения святыни подхватили прихожане Воскресенской (Трёх Исповедников) церкви г. Твери. С 15 марта 1998 года от этой тверской церкви в Савватьево стали регулярно выезжать автобусы с паломниками.

Первый молебен на Пустыньке. 15 марта 1998 г.

Первый молебен на Пустыньке. 15 марта 1998 г.

На пещере преп. Савватия служили молебны с водоосвящением. Стали поступать свидетельства о чудесных исцелениях по молитвам к Савватию на его Пустыньке. В 2000 г. восстановили колодец святого, вода из которого оказалась целебной.

Освящение воссозданного колодца преп. Савватия 3 сентября 2000 г.

Освящение воссозданного колодца преп. Савватия 3 сентября 2000 г.

То обстоятельство, что на месте бывшей Знаменской церкви под спудом находятся мощи преп. Савватия Тверского вдохновило верующих на восстановление храма.

4 апреля 2001 года был отслужен молебен на начало строительства. Всё что осталось от храма – бутовый фундамент – находилось в земле под слоем дёрна. Этот фундамент был найден после молитвы к святому Савватию.

Молебен на начало строительства Знаменской церкви в Савватьево. 4 апреля 2001 г.

Молебен на начало строительства Знаменской церкви в Савватьево. 4 апреля 2001 г.

Строительство храма осуществлялось при непосредственном участии и попечении тверского предпринимателя Сергея Козырева и его семьи. Проект храма разработал, ныне уже ушедший из этого мира, тверской архитектор Александр Соколов. Отправной точкой проектирования был найденный древний фундамент. За основу была взята средневековая архитектура Вел. Новгорода, т.к. «Знамение» — это новгородская икона. Многие люди безвозмездно принимали участие в возрождении храма Знамения, т.к. денег на строительство тогда не было.

С.В. Козырев на месте строительства. Лето 2001 г.

Тверичи и местные жители приезжали на место строительства, приносили цветы, ставили свечи, молились здесь преп. Савватию о благополучном завершении начатого. Многие получали исцеления во время молебнов.

Молебен на месте Знаменской церкви в Савватьево. Лето 2001 г.

Молебен на месте Знаменской церкви в Савватьево. Лето 2001 г.

За алтарём бывшей церкви была установлена божница с иконой Знамения Богородицы и полочкой для иконы преп. Савватия Тверского, которую привозили из Воскресенской (Трёх Исповедников) церкви г. Твери. Многие свидетельствовали о благодатной помощи от святого Савватия после молитвы ему на месте строительства. Здесь служили молебны с водоосвящением.

Водосвятный молебен на месте Знаменской церкви. Май 2001 г.

Водосвятный молебен на месте Знаменской церкви. Май 2001 г.

Паломники из Твери приехали к преп. Савватию. Лето 2001 г

Паломники из Твери приехали к преп. Савватию. Лето 2001 г.

Место, где располагалась гробница преп. Савватия была обозначена (выложена) камнями. Верующие покланялись мощам преп. Савватия, которые находились здесь под спудом с древних времён.

Место, где располагалась гробница преп. Савватия Тверского. Зима 2001-2002 гг

Место, где располагалась гробница преп. Савватия Тверского. Зима 2001-2002 гг

Однажды, после очередного молебна на мощах преп. Савватия, было это летом 2001 года, одна из приехавших на молебен женщин в момент поклонения к земле, где находятся мощи, ощутила сильное благоухание, исходящее из земли. Я (прот. А. Егоров) очень скептически отнёсся к её словам о «запахе», исходящим из земли. Но когда я наклонился к земле в обозначенном месте расположения мощей Савватия, я ощутил очень сильное благоухание. Это была сильная, насыщенная приятным запахом, как бы «струя» исходящая из земли. Ничего подобного я никогда не ощущал ранее, хотя бывал уже и прикладывался ко многим мощам святых. В этот момент, когда я наклонился к земле, все стоящие на молебне паломники тоже ощутили этот запах, который разливался по всей территории строительной площадки церкви. Все люди пребывали в необыкновенном, радостном и мирном внутреннем состоянии. Время и пространство куда-то исчезли, точнее все забыли о нём и пребывали в этом благодатном состоянии некоторое время (трудно вспомнить сколько, 10-15 минут, или больше?). Первым «очнулся» от этого состояния Игорь Зимарёв (ныне - диакон церкви в честь Лазаря четверодневного г. Твери на кладбище Дм.Черкассы), и говорит мне: «Хорошо нам здесь быти, сотворим три кущи, одну Савватию, одну Евфросину и одну отцу Андрею». Это он так пошутил тогда, но фактически напророчил, т.к. мощи святых в нашем храме мы обрели именно на праздник Преображения Господня 8 лет спустя, в 2009-м году.

Весной 2002 года началось возведение стен храма.

Восстановление храма Знамения Богородицы в Савватьево. То 2002 г.

Восстановление храма Знамения Богородицы в Савватьево. То 2002 г.

Всё время строительства в храме совершались молебны, приезжали паломники из Твери.

Всё время строительства в храме совершались молебны, приезжали паломники из Твери.

7 мая 2002 года на праздник памяти преп. Савватия Тверского (568-я годовщина со дня преставления) по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в Савватьево была отслужена первая поле разорения святой обители Литургия. Но так как в храме это было сделать невозможно. Литургию служили на пещере преп. Савватия в лесу на Пустыньке (см. фото ниже). Это был вторник пасхальной недели. На Литургию собралось ок. 120 человек. Все причащались. С этого момента на пещеру преп. Савватия люди стали приносить и оставлять там у Креста иконки.

Литургия на Пустыньке преп. Савватия Тверского. 7 мая 2002 г.

Литургия на Пустыньке преп. Савватия Тверского. 7 мая 2002 г.

К началу 2003 года здание храма было подведено под купола.

Завершение строительства храма. Зима 2003 г.

Завершение строительства храма. Зима 2003 г.

Летом 2003 года внутри строящегося ещё здания Знаменской церкви была отслужена первая после 70-летнего перерыва Божественная Литургия. Отслужить её решили на праздник «Сборное воскресенье». Это – местный праздник посвященный памяти преп. Савватия, считавшийся во времена Царской России главным праздником села Савватьево и отмечавшийся всегда во второю Неделю (т.е. воскресный день) по пятидесятнице (первая Неделя петрова поста). В 2003 году этот день выпадал на 29 июня.

Первая Литургия в восстанавливаемом храме в Савватьево. 29 июня 2003 г. Сборное Воскресенье.

Первая Литургия в восстанавливаемом храме в Савватьево. 29 июня 2003 г. Сборное Воскресенье.

Накануне же в субботу 28 июня решено было поставить поклонный Крест на месте разрушенного Сретенского собора Савватьева монастыря, напротив от Знаменской церкви. В советский период на этом месте была устроена свалка бытовых отходов и добровольцы из Твери вначале расчистили это место от мусора, который вывезли отсюда на телегах, выделенным Зверозаводом «Савватьевский».

Во время установки этого креста произошло чудесное событие, о котором стоит рассказать отдельно. Крест был изготовлен заранее и находился в здании строящейся Знаменской церкви. Вынесли его на улицу у больших ворот к ограде стройплощадки. В этот момент приезжают к нам гости: матушка игуменья Иулиания настоятельница Свято-Екатерининского монастыря в Твери и с нею какой-то батюшка, монах. Матушка и говорит нам, что батюшку зовут Иоанн и что он архимандрит с Синая. Вот хорошо, отвечаю, у нас Савватий тоже из тех краев к нам пришел, какое совпадение! И рассказал я о. Иоанну о том, что преп. Савватий пришел к нам из Иерусалима, поставил здесь первый на Руси храм в честь Неопалимой Купины Богородицы (это синайская икона); что преп. Савватий принес с собой из Святой Земли крест с частицей Животворящего Креста Господня; что преп. Савватий может быть и сам монашествовал на Синайской горе; и показал я батюшке архимандриту Иоанну икону «Жития» преп. Савватия, которая только тогда была списана нашими тверскими иконописцами Валерием и Натальей Колтовыми с оригинальной иконы XVI века. Батюшке икона очень понравилась, можно сказать поразила. После этого, о. Иоанн уехал с матушкой Иулианией в Оршин монастырь, а мы принялись за дело, стали устанавливать поклонный крест. Прошло часа два, крест мы установили, вот хотели уже и помолиться. Как вдруг, из Орши возвращается о. Иоанн, выходит их машины и бежит к нам радостный, что-то у него в правой руке. Оказывается, у него с собой был энколпион с частицей Древа Креста Господня! Такого мы себе и представить не могли, чтобы на установку креста к нам в Савватьево приехал монах с Синая, т.е. откуда и преп. Савватий, и с такой же святыней, как у преп. Савватия! Это было настоящее чудо. Преп. Савватий таким образом благословил наши труды по возрождению его обители. Отец Иоанн освятил поклонный крест на месте разрушенного Сретенского собора, прикладывая к нему Древо Креста Господня. Мы были переполнены радостью и благодарностью Господу за чудные Его дела.

Участники установки поклонного креста. 28 июня 2003 г.

В 2003 году строительство Знаменской церкви было завершено. В конце 2003 года образован православный приход Знаменской церкви деревни Савватьево, и с 10 декабря того же года в храме начались регулярные богослужения по воскресным и праздничным дням.

4 апреля 2004 года, ровно через три года после первого молебна на этом месте, на купол Знаменской церкви был установлен крест, тот самый, который стоял рядом с братской могилой с 1994 года и который был на пещере Савватия в Пустыньке на протяжении всего советского периода, это кованый старинный крест с разрушенного Знаменского храма. Таким образом усилиями верующих было восстановлено пространство от фундамента до креста. Крест это был отреставрирован и позолочен.

Сопровождалась установка креста чудесным явлением на небе. Чин освящения креста совершал архиепископ Виктор. Когда началась установка креста на купол, небо вдруг преобразилось. Легкие перистые облака выстроились в ровные тонкие и совершенно прямые линии над храмом. Это были тысячи тончайших параллельных линий. С юга и с севера от храма эти линии сходились в одну точку, а над самим храмом и над собравшимися людьми раскрывался небесным омофором. Это явление потрясло многих. Об этом потом писалось в местной прессе (см. например: Тверское Время №13(100) за 2004 г. «Венец над куполом Савватьевского храма»).

Начало установки креста на купол восстановленного Знаменского храма в савватьево. 4.04.2004г.

Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) на установке креста на купол в Савватьево.ю 4.04.2004 г.

Первоначальный вид возрождённой Знаменской церкви в Савватьево. 2004 г.

Первоначальный вид возрождённой Знаменской церкви в Савватьево. 2004 г.

Приход Знаменской церкви быстро рос. В основном люди приезжали из Твери, но и местные жители активно включались в работу по возрождению святыни. К 2007 году стало ясно, что храм не может вместить всех прихожан. По великим праздникам на Литургию собиралось до 100 человек. Тогда было принято решение о реконструкции здания Знаменской церкви с целью улучшения и расширения полезной площади. Новый проект был выполнен ООО «Союзстройпроект» в 2007 году. По новому проекту храм должен был стать выше и приобрести два новых притвора (северный и южный), западный притвор значительно увеличен, крыша и барабан с куполом спроектированы каменными (вместо бывшей лёгкой конструкции) с опорой на четыре внутренних столпа, внутри храма предусмотрено устройство «хоров» для певчих, значительно увеличена площадь алтаря.
23 июля 2007 года начались работы по реконструкции здания. Летом 2009 г. богослужебная жизнь Православного прихода Знаменской церкви переместилась в здание бывшей приходской библиотеки. Вначале предполагалось завершить все работы за два года, но из-за непредвиденных обстоятельств, возникших в ходе строительных работ, дело затянулось более чем на пять лет.

Кладка стен западного притвора. Август 2007 г.

Кладка стен западного притвора. Август 2007 г.

Август 2007 строительство западного и южного притворов.

Август 2007 строительство западного и южного притворов.

Ноябрь 2007 г. Заливка ж/б сводов западного притвора храма.

Ноябрь 2007 г. Заливка ж/б сводов западного притвора храма.

Пасха 2008 г.

Пасха 2008 г.

Кладка стен основного объёма храма. Фото 2009 г.

Кладка стен основного объёма храма. Фото 2009 г.

В 19 августа 2009 года копавший котлован для фундамента северной колонны храма строитель Леонид Лукьянов наткнулся на уникальный артефакт. Это был белокаменный саркофаг XV века.

Строитель храма Леонид Лукьянов, нашедший саркофаг 19 августа 2009 г.

Строитель храма Леонид Лукьянов, нашедший саркофаг 19 августа 2009 г.

В сентябре-декабре 2009 г. в Знаменской церкви производились археологические раскопки. Работы проводили специалисты Тверского научно-исследовательского историко-археологического реставрационного центра (ТНИИР) под руководством А.Н. Хохлова. Ученые выяснили, что Знаменская церковь XVII века была поставлена на месте древнего монастырского некрополя. Всего в результате раскопок были подняты останки 20-ти человек. Это - монашеские захоронения периода XV-XVI вв. Вероятность того, что среди этих останков находятся, в том числе и мощи преп. Савватия Тверского, учитывая бывшую именно в этом месте гробницу святого, была очень велика.

Археолог Александр Хохлов с сотрудниками открывают крышку саркофага.

Археолог Александр Хохлов с сотрудниками открывают крышку саркофага.

22 сентября 2009 года по распоряжению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора была образована комиссия по проведению археологических исследований гробницы предположительно преподобного Савватия Тверского. 5 октября 2009 года члены Комиссии во главе с председателем Климченко В.А. (председатель Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области) отправились на место раскопок. В Комиссию входили ведущие российские специалисты в области археологии, искусствоведения и антропологии: Баталов А.Л. (доктор искусствоведения, профессор, зам.ген.директора Государственного Историко-культурного музея заповедника "Московский Кремль"), Беляев Л.А. (д.и.н., Зав.сектором археологии Москвы, ИА РАН), Добровольская М.В. (д.и.н., ведущий специалист отдела антропологии ИА РАН), Меднкова М.Б. (д.и.н., ведущий специалист отдела антропологии ИА РАН); представители Тверской и Кашинской епархии РПЦ МП, представители Администрации Тверской области.

Члены комисси исследуют саркофаг в Знаменской церкви. 5.10.2009 г.

Члены комисси исследуют саркофаг в Знаменской церкви. 5.10.2009 г.

В ходе обследования саркофага из него были извлечены мощи. Согласно предварительному заключению – в саркофаге находились хорошо сохранившиеся костные останки в полном составе in citu, принадлежат очень пожилому мужчине (старцу), сохранились остатки волосяного покрова на черепе. Мощи были обернуты в почти полностью истлевшую ткань. На ногах были остатки кожаной обуви. В результате дальнейших исследований тлен, бывший на теле старца был определён как велико-схимническое облачение.

Казалось всё ясно – вот они, мощи святого Савватия Тверского. Но дальнейшие находки археологов показали, что это не так. Есть основания полагать, что в саркофаге был захоронен не преп. Савватий, а его ученик преп. Евфросин. Известен он, прежде всего тем, что около 1452 года исцелил своей молитвой умирающую дочь великого князя тверского Бориса Александровича (1425-1461) Марию Борисовну, обрученную уже тогда сыну великого князя московского Василия Васильевича (Темного) (1415-1462) Ивану III Васильевичу. Как раз накануне свадьбы в 1452 г. с тверской княжной и случилась тяжкая болезнь. За исцелением своей дочери князь Борис послал многочисленную делегацию в Савватьеву пустынь к старцу Евфросину. После молитвы святого княжна выздоровела, и тверской князь заключил с Москвой очень важный в политическом смысле династический брак. Только участие великих князей и то обстоятельство, что Евфросин был и сам княжеского рода (по свидетельству преп. Иосифа Волоцкого - «из князей тепринских») и может объяснить столь богатое захоронение в небольшой отшельнической лавре под Тверью в XV веке. Антропологические исследования останков выявили богатырское телосложение этого человека и следы боевых ранений. Выяснилось и то, что саркофаг нарушил более ранние захоронения и лежал прямо на двух других более ранних погребениях. Одно из них и принадлежит, по всей видимости, пришельцу из святого града Иерусалима преп. Савватию Тверскому. Погребения не обычные для Руси, прежде всего потому, что тела просто были завернуты в саван – таким образом хоронили на православном Востоке, в Греции и на Афоне.

Мощи второго святого, лежавшего под саркофагом (в саване).

Мощи второго святого, лежавшего под саркофагом (в саване).

Однако идентифицировать мощи Савватия данными антропологической экспертизы на 100% на сегодняшний день не представляется возможным. Документов не осталось. Осталось только церковное предание XVIII-XIX вв. и косвенные исторические данные. Поэтому владыка Виктор благословил устройство подземной усыпальницы (крипты) под алтарём Знаменской церкви (собственно, в объёме бывшего раскопа) и хранение здесь мощей святых подвижников Савватьевой пустыни (предположительно препп. Савватия, Евфросина и Нектария) под спудом. Остальные останки, изъятые отсюда, хранятся здесь же в костнице.

Святые Савватий, Евфросин и Нектарий Тверские. Горельеф

Святые Савватий, Евфросин и Нектарий Тверские. Горельеф

Итак, в ходе археологических раскопок 2009 г. выяснилось, что Знаменская церковь была поставлен старцем Ионой на месте древнего монастырского некрополя XV-XVI вв. Плотность захоронений и их датировка учёными свидетельствуют об этом. Можно предположить, что и знаменитая гробница преп. Савватия Тверского, бывшая в Знаменской церкви до её разрушения у северной стены основного объёма - «за левым клиросом», возникла не случайно. Видимо в конце XVII в. на закате исторической бытности монастыря, проницательный и дальновидный старец решил защитить могилу отца основателя обители, преп. Савватия Тверского поставив на неё здание церкви. И действительно, захоронения местных жителей вокруг савватьевских храмов продолжалось вплоть до 1938 года, т.е. даже после разрушения храмов властями. Но внутри храма остались только древнейшие монастырские погребения. Это – иноки святой обители XV-XVI вв., которые теперь почивают в подземной крипте Знаменской церкви вместе с нашим преп. Савватием Тверским и Оршинским чудотворцем (+1434).

Во все время проведения строительных работ в центральной и алтарной частях Знаменской церкви с 23 июля 2009 г. по 15 марта 2013 г. служба временно совершалась в здании библиотеки, теперь это – церковная лавка. Там находились и мощи святых в специальной раке.

15 марта 2012 г. Начало крестного хода в Пустыньку в день памяти препп. Савватия и Евфросина Тверских.

15 марта 2012 г. Начало крестного хода в Пустыньку в день памяти препп. Савватия и Евфросина Тверских.

Здесь невозможно не упомянуть о чудесных обстоятельствах принесения во временный храм святых мощей савватьевских подвижников. Дело в том, что все останки, извлечённые из раскопа в Знаменской церкви в сентябре 2009 г., были увезены на экспертизу в Москву в Институт археологии РАН. Но ни в октябре (как планировалось изначально), ни в ноябре 2009 г. их не вернули в Савватьево. Причиной было то, что дело это – обретение мощей святого Савватия – заинтересовало тогдашнего губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Вроде бы московским учёным было обещано финансирование работ. Но, так как точной идентификации никто не обещал, деньги так и не выделили. Москвичи ждали-ждали, да так и не дождались ничего. Поняв наконец это, они и вернули мощи в Савватьево. Но когда? 10 декабря 2009 года на престольный праздник Знаменской церкви! Так святые устроили савватьевскому приходу сугубый праздник, чего никто не ожидал, конечно. Сообщение от москвичей о том, что мощи возвращают пришло утором перед Литургией. Прихожанам я (прот. А.Егоров) сообщил, конечно, эту радостную весть. Поэтому практически все бывшие на службе люди остались в храме. Примерно около 15.00 мощи привезли. У нас уже была заготовлена специальная рака для расположения там мощей. И тут же нашелся человек, который знал, как правильно мыть мощи святых. Это был, позже (26 февраля 2019 года) трагически погибший в автокатастрофе батюшка иерей Владимир Жуков. В 1996 году о. Владимир участвовал в обретении мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Крыму и знал, как и что делать. В купели для крещения был приготовлен специальный раствор со святой водой, добавлено туда красного вина и благовоний. В этой купели мы и мыли кости наших савватьевских подвижников. Продолжалось это очень долго, но время, тогда как будто исчезло. Необыкновенное воодушевление исполнило всех собравшихся. Все пребывали в спокойном и одновременно радостном приподнятом состоянии духа. Усталости не было. Никто не ушёл (включая стариков и детей) до тех пор, пока мы не завершили омовение мощей. А закончилось это за полночь. Такой удивительный духовный подарок на престольный праздник нашей церкви преподнесли нам святые угодники савватьевские. Помню, когда стали вносить во временнный храм коробки с мощами у меня было ощущение, как буд то хочется их обнять, как близких родных людей. Я поделился этим с кем-то из прихожан, на что получил ответ: «И я чувствую тоже самое».

Омовение мощей. Иерей Владимир Жуков. 10 декабря 2009 г.

Омовение мощей. Иерей Владимир Жуков. 10 декабря 2009 г.

10 марта 2013 года мощи святых были торжественно перенесены в обновлённый Знаменский храм.

10 марта 2013 года мощи святых были торжественно перенесены в обновлённый Знаменский храм.

10 марта 2013 года мощи святых были торжественно перенесены в обновлённый Знаменский храм.

15 марта 2013 года в реконструкция здания Знаменской церкви была завершена и внутри храма снова начали совершаться богослужения.

15 марта 2013 года в реконструкция здания Знаменской церкви была завершена и внутри храма снова начали совершаться богослужения.

Обновленная Знаменская церковь. Март 2014 года.

Обновленная Знаменская церковь. Март 2014 года.

Летом того же года началась роспись храма снаружи, а в 2015 году начата роспись внутреннего объёма храма, продолжающаяся до сих пор. На данный момент расписан алтарь, столпы и основной объём храма. Расписывают храм тверские иконописцы Сергей и Наталья Олейники.

Иконописцы  расписывают храм

Иконописцы  расписывают храм

Иконописцы  расписывают храм

Иконописцы расписывают храм

На протяжении последних лет идёт благоустройство и благоукрашение храмового пространства. Устроены новые хоры (специальный балкон) для певчих с ведущей на них кованой лестницей. И вот настал черёд возведения нового иконостаса взамен временного, простоявшего здесь более семи лет.

Знаменская церковь в Савватьево. Вид с северо-востока. Лето 2020 г.

Знаменская церковь в Савватьево. Вид с северо-востока. Лето 2020 г.

В 2016 году при храме была построена небольшая часовенка по подобию тех, что ставят в балканских странах при церквях. В этой часовне посвященной нашим святым Савватию, евфросину и Нектарию Тверским люди могут поставить свечи и помолиться им, в случае если храм переполнен или закрыт. Хотя храм закрывается только на ночное время, а днем всегда открыт.

Вид Знаменской церкви в савватьево с часовней прпп. Савватия Евфросина и Нектария Тверских чудотворцев (+XV в.)

Вид Знаменской церкви в савватьево с часовней прпп. Савватия Евфросина и Нектария Тверских чудотворцев (+XV в.)

23 марта 2021 года начались работы по сооружению нового иконостаса в Знаменской церкви в Савватьево. Работу осуществляют братья Лукьяновы Николай, Леонид и Сергий Лукьянов, сын Николая. Работу планируем закончить в течении месяца, к Вербному воскресенью. На время проведения работ службы будут проходить в часовне Неопалимой Купины в лесу на муниципальном Савватьевском кладбище.
Помогай Господь. Просим Ваших святых молитв за успешное завершение начатого дела.
Во славу Божию!

Настоятель Знаменской церкви дер. Савватьево, протоиерей Андрей Егоров.
31 марта 2021 г.

P.S.

"Чтобы попасть в Часовню "Неопалимой Купины" нужно свернуть с Савватьевского шоссе напрво в лес - предпоследний поворот перед мостом через реку ОРША . Там установлены указатели (см. фото)
Справа от вас будет Савватьевское муниципальное кладбище. Проезжаем первый поворот (указатель 2) и поворачиваем во второй ( указатель 3).
Через 100 м - часовня.