0,1354 s

Первая за 100 лет Литургия на фундаменте Сретенского собора Савватьевой пустыни

Первая за 100 лет Литургия на фундаменте Сретенского собора Савватьевой пустыни

3 июля на фундаменте разрушенного Сретенского соборного храма Савватьевой пустыни митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию. Эта Литургия стала первой после почти 100-летнего перерыва. Собор был взорван в 1936 году, а последняя служба состоялась около 20-го года прошлого столетия. Нынешняя Литургия стала началом непростого и долгого процесса возрождения собора. 

Первая за последние 100 лет Литургия на фундаменте Сретенского собора

Первая за последние 100 лет Литургия на фундаменте Сретенского собора

Господь в прочитанном за Литургией Евангельском отрывке обещал, что просящим будет дано, ищущие найдут, стучащим отворят. Эти слова ярко проявляются в жизни тех, кто ищет помощи и заступничества у покровителя и основателя Савватьевой пустыни преподобного Савватия Тверского Оршинского чудотворца. Множество чудес совершается по молитвам к святому. Люди свидетельствуют, что преподобный ходит по земле и помогает нуждающимся, просящим. 

Молящиеся на Литургии просили помощи Божией и заступничества преподобного Савватия в деле восстановления храма. Нет сомнений, что, по прочитанным сегодня Евангельским словам верующие получат просимое.
За богослужением молились прихожане и гости храма, среди них были: глава Калининского района А.А.Зайцев, глава Каблуковского сельского поселения Г.К.Четвёркин, глава администрации Каблуковского сельского поселения Д.А.Керданов.

Прихожане и гости за  Литургией на фундаменте Сретенского собора

Прихожане и гости за Литургией на фундаменте Сретенского собора

После Евангелия митрополит Амвросий обратился с проповедью: «Чаще всего случается так, что чем более человек настроен осуждать других, любые дела и слова, как хорошие так и плохие, — тем лучше он относится к себе самому, прощая себе всё то, что он не может оставить незамеченным у других, и даже намного больше. Потому что желание осуждать всегда связано с гордостью: я хороший, а против меня другой недостаточно хорош, не дотягивает до моего уровня. Я могу сделать лучше, и сделал бы лучше. Я знаю, как правильно, а он не знает. В конце концов — я праведник, а тот, другой, нарушает закон. И, как правило, подобная гордость затмевает глаза человеку, и он уже не способен видеть, что он сам не настолько уж и хорош, и дела его не так уж и велики, и праведность его не совсем та, о которой учил Христос. Вспомним слова фарисея из известной притчи: “Господи, благодарю Тебя за то, что я не таков, как этот мытарь: я и молюсь, и жертвую, и соблюдаю законы, а он — нет”.
Второй урок Христов — о бисере, который не стоит метать перед свиньями, и о святыне, которую нельзя отдавать на попрание псам. Он о том, что никому нельзя навязать собственные ценности, собственное отношение к чему-либо, собственную святыню и любовь. Нельзя навязать и не нужно навязывать. Не стоит выставлять напоказ то, что нам дорого, особенно — вещи духовные. Нужно сеять слово Христово, но не требовать от семени роста. Нам не дано переделать человека, и мы не должны думать, что в наших силах распорядиться чужой свободой. Даже той свободой, которая противится Богу. Сам Господь этого не хочет и предостерегает нас от пути разочарования, который ожидает нас, если мы будем так поступать. Не нужно никому навязывать свою любовь.
И третий урок, наиболее обнадеживающий. Просите и дастся вам. Ищите и найдёте. Стучите и откроют вам. Господь говорит нам, что не нужно искать оправданий. Нет той стены, в которой не могло бы найти двери верующее сердце. Даже самое большое препятствие — смерть — было попрано Христом. Если мы хотим чего-то попросить у Бога — нужно просить. И раз, и другой, и третий. Он сам заповедал нам стучать, покуда не отворят. Просить до тех пор, пока Он не откликнется на нашу просьбу. И Он откликнется, потому что обещал. И эта заповедь дарует нам великое дерзновение».

На сугубой ектении были произнесены прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, митрополит Амвросий прочитал молитву об ограждении от смертоносного поветрия. 

Настоятель протоиерей Андрей Егоров рассказал об истории собора

Настоятель протоиерей Андрей Егоров рассказал об истории собора

По окончании Литургии настоятель храма протоиерей Андрей Егоров поблагодарил правящего архиерея за служение: «100 лет на этом месте не служилась Божественная литургия. Храм был разрушен в 1936 году, но здесь не служили уже с 20-х годов прошлого века. Мы нашли в архивах, что последний священник, который здесь служил, прятался в колокольне от гонений и все-таки пытался как-то служить. Это было примерно 100 лет назад. И вот на этом месте в советский период было запустение, здесь была просто лужайка. И местные, к сожалению, на святом месте сделали свалку. Я помню, как многие люди, здесь предстоящие, участвовали в вывозе мусора. Потом поставили крест, который 16 лет простоял здесь, на этом месте. Затем, владыка, Вы в прошлом году освятили этот, новый крест, который, дай Бог, простоит ещё 100 лет. И это место возрождается. Но самое главное даже не строительство церкви, зданий — это всё внешнее. Это внешняя вещь, но она свидетельствует о внутреннем желании людей молиться, собираться на молитву и участвовать в Таинстве Евхаристии».

Митрополит Амвросий  поздравил всех с праздником

Митрополит Амвросий поздравил всех с праздником

Глава Тверской митрополии в ответном слове поздравил всех с праздником и поблагодарил настоятеля и прихожан за молитвенное участие в богослужении: «Мне, в силу своего служения, приходится действительно соприкасаться со счастьем особенных событий в жизни Церкви, которые происходят впервые, и участвовать в событиях, которые являются символическими, знаковыми, таинственными одновременно, но дающими глубину и радость. Там, где впервые за какое-то долгое время вновь оживает молитва, чувствуется знак милости Божией к нам. Конечно, это происходит не по нашим заслугам, а по заслугам тех людей, которые в течение этих 100 лет переживали гонения и скорби, достойно их перенесли, вымолили для нас нынешнее время свободы и нам передали в качестве наследия, которое мы получили практически ни за что. Понимая это, мы должны хранить память об этих людях и благодарить Бога за то, что именно мы стали наследниками тех даров, которые они выстрадали. Это, конечно, наши новомученики, исповедники. Нам надо просить Бога о том, чтобы мы, хотя бы в какой-то степени уподобились им в вере, терпении, смирении, твёрдости, которыми они обладали. Потому что плод не вырастает мгновенно, для этого нужно время и для этого нужны труды. Нужно найти плодородную землю, нужно обработать, нужно вспахать её. Если она неплодородна, нужно её удобрить. Необходимо позаботиться о том, чтобы посеять правильно и взращивать потом, ухаживая за первыми ростками, лелеять в терпении всё то, что мы надеемся увидеть. Затем сохранять цветы, которые должны превратиться в плоды — для всего этого нужно время. И вот, мы сегодня являемся в какой-то степени собирателями плодов от тех древ добродетелей и молитв, которые были посеяны нашими предшественниками. Но жизнь продолжается, а плоды можно использовать, и потом остаться ни с чем. Расслабляться нам нельзя, несмотря на тяжёлые обстоятельства сегодняшнего времени. Нам, безусловно, необходимо заботиться о здоровье и жизни своих и других людей — этих священные дарах Бога человеку, которые сегодня находятся под огромной угрозой. Нам нужно беречься и беречь ближних своих, но не впадать в какие-то крайности, которые нам не позволят продолжать полноценную церковную жизнь. Потому что если эта жизнь умалится, если молитва умалится, если люди не будут бояться ходить в торговые центры или на развлекательные мероприятия, но будут бояться ходить в храмы — тогда ничего доброго и радостного не ожидает впереди ни нас с вами, ни наших потомков. Потому что именно молитвой созидается жизнь. Как говорил святитель Афанасий, епископ Ковровский, в свои непростые годы своим чадам, “молитва всех нас спасёт”. Поэтому нужно собираться на молитву и домашнюю молитву усиливать. И, конечно, не умалять церковную жизнь, потому что там, где двое, и трое собираются во имя Христово, — там и Христос посреди них. Я сегодня с большим воодушевлением совершил это богослужение под открытым небом, которое стало сегодня для всех нас бесконечным куполом. Летом, особенно в этот период эпидемии, опять усиливающейся, к сожалению, я благословил всех наших настоятелей и игумений монастырей, а также настоятелей храмов там, где есть такая возможность, максимально её использовать — в тёплое время служить под открытом небом, дабы люди могли молиться на свежем воздухе, меньше боялись приходить на богослужение, чтобы меньше было опасений заразиться. И надеюсь, что не только в сегодняшний день, но, возможно, и в какие-то большие праздники вы будете собираться здесь и совершать богослужение. Ведь храм у вас очень красивый, но маленький, а народ уже не вмещается. А впереди ещё большие праздники. Благодарю за организацию этого богослужения, хор благодарю сердечно за пение. Вас всех, дорогие братья и сёстры, — за молитвы. А причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. Всех вас да хранит Господь. Дай Бог нам доверия Богу и усердия!»

Знаменская церковь Савватьевой пустыни

Знаменская церковь Савватьевой пустыни

Смотреть больше фото