Рождество Христово
07 января 2025
Комментарии(0)Ржcтво2 гDа бGа и3 сп7са нaшегw ї}са хrтA: мёсzца декeмвріа въ к7є дeнь (7 января)
Тропaрь, глaсъ д7:
Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, / возсіS мjрови свётъ рaзума: / въ нeмъ бо ѕвэздaмъ служaщіи, / ѕвэзд0ю ўчaхусz, / тебЁ клaнzтисz сlнцу прaвды, / и3 тебE вёдэти съ высоты2 вост0ка: // гDи, слaва тебЁ.
Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научены Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондaкъ, глaсъ G:
Дв7а днeсь пресyщественнаго раждaетъ, / и3 землS вертeпъ непристyпному прин0ситъ: / ѓгGли съ пaстырьми славосл0вzтъ, / волсви1 же со ѕвэзд0ю путешeствуютъ: // нaсъ бо рaди роди1сz nтрочA млaдо, превёчный бGъ.
Перевод: Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, предвечный Бог!
Величaніе:
Величaемъ тS, / живодaвче хrтE, / нaсъ рaди нhнэ пл0тію р0ждшагосz / t безневёстныz // и3 пречcтыz дв7ы мRjи.
На протяжении всего рождественского поста велась подготовка к празднику Рождества Христова. Начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во время чтения канонов в качестве катавасии пелся ирмос рождественского канона: "Христо́с ражда́ется – сла́вите! Христо́с с Небе́с – сря́щите! Христо́с на земли́ – возноси́теся! По́йте Го́сподеви, вся́ земля́, и весе́лием воспо́йте, лю́дие, я́ко просла́вися".
2 января /20 декабря - это уже Предпразднство Рождества Христова, в богослужение добавились седальны, стихиры, каноны, тропари и кондаки предпразднства. Во время малого повечерия вместо рядового канона Богородицы Октоиха, который в этот период кроме воскресных дней не используется, читались особые каноны, составленные по подобию канонов Страстной седмицы.
6 января /24 декабря - Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Утром служили Царские часы - 1-й, 3-й, 6-й и 9-й час, которые совершаются при открытых царских вратах, с чтением паремий, Апостола и Евангелия и изобразительны. Общепринятое название «Царские часы» объясняется тем, что посвящены они высокоторжественной встрече Царя Славы, Царя Небесного - Господа Иисуса Христа.
Царские часы
Праздничная икона
Сразу после отпуста изобразительных служили Великую вечерню с чтением 8 паремий праздника, Апостола и Евангелия. Восемь особых рождественских паремий - чтения из Ветхого Завета, содержащих пророчества о рождении Спасителя.
Сначала читается самое начало книги Бытия — вплоть до третьего дня творения (Быт.1,1–13) — о том, что было «в начале». Евангелие Пасхальной ночи, с которого начинается весь круг евангельских чтений, начинается с тех же слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть» (Ин.1:1,3). Так соединяются Ветхий и Новый Заветы, указывается на осуществление Предвечного замысла Святой Троицы в Рождении Спасителя.
Следующий отрывок — из книги Чисел (глава 24), где повествуется о том, как некий пророк Валаам, нанятый языческим царем, чтобы проклясть народ Израиля, против своей воли вместо проклятий воспел хвалу Израилю. В том гимне, что вырывался из груди Валаама, есть слова о грядущем Мессии — Спасителе мира: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля».
Третья паремия воспроизводит именно то пророчество, которым ответили Ироду его советники — из книги пророка Михея. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).
Четвертая, из пророка Исаии (Ис.11:1–10), сразу напоминает нам дорогой сердцу напев ирмосов Рождества Христова, которые поются на протяжении этого поста на утренях праздников и воскресных дней: «Тако глаголет Господь: изыдет жезл от корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет. И почиет на нем Дух Божий: дух мудрости и разума: дух совета и крепости: дух ведения и благочестия: дух страха Божия исполнит его…» (Ис.11:1–2) — «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…». Напомним: Иессей — это отец царя Давида, и речь соответственно о его потомке. Вспомним, как нередко в Евангелии взывали к Иисусу: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» А далее пророк Исаия живописует тот подлинный, глубочайший мир, который принесет на землю Спаситель, восстановив райскую гармонию: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком…. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи… ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6,8,9).
Пятая паремия — пророчество из книги Варуха, читаемое от лица пророка Иеремии «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним (слав.: не приложится ин к Нему). Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми (слав.: и с человеки поживе)» (Вар.3:36–38).
Шестая паремия — эпизод из книги пророка Даниила, когда тот раскрывает царю Навуходоносору значение сна о «колоссе на глиняных ногах» (Дан.2:31–36, 44–45). «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан.2: 34–35). Образ Камня, который оторвется от горы без содействия рук («Камня нерукосечного») — указание на сверхъестественное рождение Спасителя от Девы Марии. «Камень же есть Христос», и этот Камень крушит все идольские царства и образует «великую гору» — распространившуюся на весь мир Церковь.
Седьмая паремия — это текст книги пророка Исаии, который не однажды звучит в предрождественских службах. Точно так же в виде паремии она прозвучал на Царских часах, на 9-м часе. А стихи из нее мы услышим почти в начале ночной службы самого праздника — на Великом повечерии, когда поётся «С нами Бог!» (и повторяется в завершении каждого стиха). «Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела…» (Ис 9:6–7) «Отроча родися нам… Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века»… Родившееся «Отроча», которое в то же время «Отец будущаго века» — это то самое «Отроча Младо — Превечный Бог!», о котором пел кондак предпразднства, а вскоре воспоет кондак самого праздника.
Последняя, восьмая паремия в навечерие Рождества Христова — тоже из пророка Исаии (Ис 7:10–16; 8:1–4, 8–1). Она содержит самое знаменитое пророчество о Рождении Христа: се, «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» — то самое пророчество, которое приводит евангелист Матфей в подтверждение рассказа о Рождестве Христовом: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 22–23).
В конце вечерни пропели тропарь и кондак Рождества Христова.
Тропарь и кондак Рождества Христова
Перед началом службы было еще темно, можно было полюбоваться Рождественским вертепом, а во время чтения изобразительных алтарь по-праздничному ярко осветился солнцем!
Алтарь во время чтения изобразительных
В сам праздник Рождества Христова, как и в прошлые годы, была ночная служба, очень радостная и благостная! Спасибо о. Андрею и клиру! Замечательно пели знаменным распевом Иоанн Карпов и Дионисий Москвичев. В 21.00 начали великое повечерие, затем утреню. После чтения часов уже после полуночи служили праздничную Литургию. Людей было много, 53 человека причастились, в том числе наши дети, которые этой ночью бодрствовали на лестнице на крылос.
Лития
о. Андрей читает молитву на освящение хлеба, вина и елея
Величание
Полиелей
Елеопомазание
Праздничная Литургия. Андрей читает Апостол
Херувимская
Великий вход
Причастие
В конце службы о. Андрей зачитал Рождественское послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия и подарил нам всем по фотографии рождественского вертепа, сделанной нашими художниками ночью, и рождественскому прянику, испеченному и празднично расписанному нашей прихожанкой Дарьей с детьми.
о. Андрей раздает прихожанам просфоры после Литургии
Батюшка раздает открытки вертепа и рождественские пряники
о. Андрей читает Рождественское послание митрополита Амвросия
Праздничный колокольный звон после ночной службы
Рождественским утром у нас был праздничный молебен и детский праздник. Необычайно много было в этом году в храме родителей с детьми. Во время краткого молебна мы все вместе пропели тропарь и величание Рождества Христова, о. Андрей прочитал благодарственную молитву. Затем дети по очереди читали праздничные стишки и получали от батюшки подарки. На праздник пришли также ученики савватьевской школы со своим преподавателем, они прочитали длинное праздничное стихотворение. Наши юные прихожанки спели нам рождественские колядки.
Молебен утром в Рождество Христово
Детский утренник
Детский утренник в Знаменской церкви в Рождество Христово
Юные прихожанки поют рождественские колядки
Детский праздник продолжился на улице возле Знаменской церкви, где Дед Мороз со Снегурочкой (наш алтарник Дионисий Москвичев с супругой Дарьей) играли с детьми в очень веселые подвижные игры, колядовали, водили хороводы вокруг елочки, а напоследок Дед Мороз пожелал детям исполнения их желаний и намеченных планов и попросил обязательно слушаться родителей, которые всегда им желают только добра!
Детский праздник возле Знаменской церкви
Детский утренник у Знаменской церкви в Рождество Христово
Играли с Дедом Морозом в разные игры
Видео. Водили с Дедом Морозом хороводы вокруг елочки
Колядовали
Напутствие детям от Деда Мороза
С Рождеством Христовым, братья и сестры!!!
Оставить комментарий
Комментарии ()