С престольным праздником в часовне Неопалимой купины!
17 сентября 2024
Комментарии(0)О иконе Неопалимой Купины читаем в Строгановском иконописном подлиннике XVI века: «Явися Пресвятая Богородица Моисею в Купине, не сгараше огнем, на мелких древах, сиречь в кустех, а не на великом древе, понеже бо не обоготворят древо то Иудеи, и не творят идолы в едином древе. А по-русски древа те, сиречь, кусты, и родится на тех кустах ягоды, зовома ежовика. Есть образ Пресвятыя Богородицы Неопалимой Купины, на самом том камени написанный, идеже виде Моисей Пророк Купину огнем горящу и не сгораему; и повелено ему изутися и отрешите ремень сапогу его, место бо то свято есть, на нем же ты стоиши. Той же чудотворный образ Пречистыя Богородицы стоит в Благовещенском соборе над северными дверьми, в киоте, с дверцами написанными, а плита та врезна, аки в складне, осьми вершков и доднесь видима нами, а принесен из Синайской горы Палестинскими старцами в дарех Великим Князьям Московским в лето 6898 (1390г.)».
Интересно, что около 1390 года под Тверью начинает свой молитвенный подвиг пришедший из Святого Града Иерусалима отшельник, преподобный Савватий Тверской (†1434). Он поселяется в уединенной лесной пещере в 12 верстах к востоку от города на берегу небольшой реки Вороша (ныне р. Орша). Савватий живет и молится в уединении, но уже скоро основывает здесь скит, а потом и монастырь, впоследствии принявший его имя – Савватьева пустынь.
Первый храм обители преп. Савватий посвящает «Неопалимой Купине» Богородицы.
Фрагмент иконы "Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития"
То, что это был первый на Руси храм с посвящением данной иконе, сомнений не вызывает. В течение следующих двух с половиной веков это был единственный престол Неопалимой Купины у нас. Лишь в середине XVII века по просьбе Иерусалимского патриарха Паисия русский царь Алексей Михайлович посвящает ей одну из московских церквей. В 1649 году патриарх Паисий писал царю Алекею Михайловичу: «А мне, богомольцу твоему о том ведомо учинилось, что, Государь, той церкви святыя Неопалимыя Купины в Руси нет, а вельми по достоянию быть достоит». Государь велел выдать денег на строительство церкви с приделом Неопалимой Купины, - первым в Москве. Освятили его в 1652 году. Савватьевская церковь не пережила «литовское разорение» в смуту начала XVII века, и патриарх Паисий не ошибся, храма с таким посвящением действительно в России тогда не было, но московский престол не был первым.
То, что почитание иконы Неопалимой Купины у нас складывалось не сразу, вполне понятно. Наша русская икона Неопалимой Купины, привычный нам иконографический тип, возникает лишь в XVI веке. А «защитницей от пожаров, грома и молнии» она стала лишь в XVII столетии. Святые палестинские отцы, а с ними и русские исихасты видели в этом образе, прежде всего, символ обожения, соединения с Богом, Который, по свидетельству Священного Писания, «есть огнь поядаяй» (Евр. 12,29). С конца XIV века в русской монашеской среде распространяется «Канон Святыя Купины, иже во святей горе Синайстей поется во всякую субботу», что несомненно связано с влиянием ближневосточных монастырей, выходцы из которых появились на Руси. Среди них, очевидно, был и наш преп. Савватий Тверской.
Канон Святыя Купины
В память о том, первом на Руси, храме Неопалимой Купины в Савватьеве в лесу на муниципальном кладбище поставлена часовня. Каждое 17 сентября здесь отмечают престольный праздник бывшей древней и славной обители святого Савватия – Неопалимая Купина.
Часовня Неопалимой купины
В этом году накануне престольного праздника служили в храме Неопалимой купины на Савватьевском кладбище Всенощное бдение, в сам праздник - водосвятный молебен и Божественную Литургию.
Водосвятный молебен
Литургия
Настоятелю прот. Андрею Егорову сослужил прот. Владимир Копенкин из храма святого великомученика Димитрия Солунского Шатурского района Московской области.
Прот. Владимир Копенкин, прот. Андрей Егоров и дьякон Алексей Гаврилов
Пели древним Знаменным распевом. Служили при свечах, так как в лесу нет электричества. Вся обстановка настраивала на молитвенный лад и собравшиеся в какой то мере прикоснулись к тем временам, когда в этом лесу святые подвижники молились здесь Богу о России и о все мире.
По заамвонной молитве совершили по уставу крестный ход вокруг часовни.
Оставить комментарий
Комментарии ()