0,1746 s

С престольным праздником в часовне Неопалимой купины!

С престольным праздником в часовне Неопалимой купины!

О иконе Неопалимой Купины читаем в Строгановском иконописном подлиннике XVI века: «Явися Пресвятая Богородица Моисею в Купине, не сгараше огнем, на мелких древах, сиречь в кустех, а не на великом древе, понеже бо не обоготворят древо то Иудеи, и не творят идолы в едином древе. А по-русски древа те, сиречь, кусты, и родится на тех кустах ягоды, зовома ежовика. Есть образ Пресвятыя Богородицы Неопалимой Купины, на самом том камени написанный, идеже виде Моисей Пророк Купину огнем горящу и не сгораему; и повелено ему изутися и отрешите ремень сапогу его, место бо то свято есть, на нем же ты стоиши. Той же чудотворный образ Пречистыя Богородицы стоит в Благовещенском соборе над северными дверьми, в киоте, с дверцами написанными, а плита та врезна, аки в складне, осьми вершков и доднесь видима нами, а принесен из Синайской горы Палестинскими старцами в дарех Великим Князьям Московским в лето 6898 (1390г.)».

Интересно, что около 1390 года под Тверью начинает свой молитвенный подвиг пришедший из Святого Града Иерусалима отшельник, преподобный Савватий Тверской (†1434). Он поселяется в уединенной лесной пещере в 12 верстах к востоку от города на берегу небольшой реки Вороша (ныне р. Орша). Савватий живет и молится в уединении, но уже скоро основывает здесь скит, а потом и монастырь, впоследствии принявший его имя – Савватьева пустынь.

Первый храм обители преп. Савватий посвящает «Неопалимой Купине» Богородицы.

Фрагмент иконы Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития

Фрагмент иконы "Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития"

То, что это был первый на Руси храм с посвящением данной иконе, сомнений не вызывает. В течение следующих двух с половиной веков это был единственный престол Неопалимой Купины у нас. Лишь в середине XVII века по просьбе Иерусалимского патриарха Паисия русский царь Алексей Михайлович посвящает ей одну из московских церквей. В 1649 году патриарх Паисий писал царю Алекею Михайловичу: «А мне, богомольцу твоему о том ведомо учинилось, что, Государь, той церкви святыя Неопалимыя Купины в Руси нет, а вельми по достоянию быть достоит». Государь велел выдать денег на строительство церкви с приделом Неопалимой Купины, - первым в Москве. Освятили его в 1652 году. Савватьевская церковь не пережила «литовское разорение» в смуту начала XVII века, и патриарх Паисий не ошибся, храма с таким посвящением действительно в России тогда не было, но московский престол не был первым.

То, что почитание иконы Неопалимой Купины у нас складывалось не сразу, вполне понятно. Наша русская икона Неопалимой Купины, привычный нам иконографический тип, возникает лишь в XVI веке. А «защитницей от пожаров, грома и молнии» она стала лишь в XVII столетии. Святые палестинские отцы, а с ними и русские исихасты видели в этом образе, прежде всего, символ обожения, соединения с Богом, Который, по свидетельству Священного Писания, «есть огнь поядаяй» (Евр. 12,29). С конца XIV века в русской монашеской среде распространяется «Канон Святыя Купины, иже во святей горе Синайстей поется во всякую субботу», что несомненно связано с влиянием ближневосточных монастырей, выходцы из которых появились на Руси. Среди них, очевидно, был и наш преп. Савватий Тверской.

Канон Святыя Купины

Канон Святыя Купины

В память о том, первом на Руси, храме Неопалимой Купины в Савватьеве в лесу на муниципальном кладбище поставлена часовня. Каждое 17 сентября здесь отмечают престольный праздник бывшей древней и славной обители святого Савватия – Неопалимая Купина.

Часовня Неопалимой Купины в Савватьево

Часовня Неопалимой купины

В этом году накануне престольного праздника служили в храме Неопалимой купины на Савватьевском кладбище Всенощное бдение, в сам праздник - водосвятный молебен и Божественную Литургию.

Водосвятный молебен

Водосвятный молебен

Водосвятный молебен

Литургия

Литургия

Настоятелю прот. Андрею Егорову сослужил прот. Владимир Копенкин из храма святого великомученика Димитрия Солунского Шатурского района Московской области.

Литургия

Прот. Владимир Копенкин, прот. Андрей Егоров и дьякон Алексей Гаврилов

Пели древним Знаменным распевом. Служили при свечах, так как в лесу нет электричества. Вся обстановка настраивала на молитвенный лад и собравшиеся в какой то мере прикоснулись к тем временам, когда в этом лесу святые подвижники молились здесь Богу о России и о все мире.

По заамвонной молитве совершили по уставу крестный ход вокруг часовни.

Крестный ход

Крестный ход вокруг часовни

Крестный ход

Крестный ход

Крестный ход