ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ
г. Тверь
В Твери разработка данной темы началась в 2002 году. Первоначально это была инициатива двух старых знакомых – Даниила Григорьева и Андрея Егорова, еще в начале 1990-х гг. занимавшихся рок-музыкой в различных неформальных молодежных объединениях. Философский поиск, бывший в тот период основным организующим началом движения «неформалов», привели обоих ко Христу, но пути их разошлись. Первый, увлекшись древним церковным пением, принял крещение у старообрядцев, второй – в Русской Православной Церкви; первый досконально изучил древнерусскую изустную певческую традицию у лучших учителей «поморцев», второй в 1997 году стал священником. 10 лет они ничего не знали друг о друге.
Встреча произошла в 2002 году. Даниил к тому времени уже перешел в лоно РПЦ. Он хорошо знал и умел исполнять древнерусский знаменный распев, имел опыт преподавания пения по «крюкам» в Санкт-Петербурге, а также и многолетний опыт головщика знаменного хора. Традиция, которую он впитал за многие годы увлечения древнерусской певческой культурой, была непосредственно воспринята им из среды «поморцев». Старообрядческие общины «поморцев», по мнению большинства современных ученых-медиевистов, наиболее аутентично сохранили древнейшие образцы напевов, способы пропевания и произношения церковных текстов. Они не только не приняли реформы патриарха Никона, но и нововведения кружка «боголюбцев», которые собственно и начали перекраивать древнюю традицию церковного чтения и пения. Под предлогом «непонятности» произношения еров, т.е. Ъ и Ь, они их просто упразднили.
Тут необходимо пояснение. Дело в том, что в древности еры произносились как «о» и «е». Тяготение исконного славянского языка к открытому слогу приводило к тому, что количество еров было большим, чем теперь. Если сталкивались в слове две согласных – между ними часто ставился «Ъ» или «Ь». В древнерусской книжной традиции вообще Ъ=О и Ь=Е. В чтении произношение со временем сглаживалось, так что еры постепенно приобрели нынешнее их значение твердого и мягкого знаков. В пении же их произношение, точнее пропевание, как полных гласных «о» и «е» осталось. Связано это было в первую очередь с тем, что над ерами часто стояли певческие знаки и их пели. Это пропевание могло быть довольно продолжительным, составляя целую музыкальную фразу. Получалось, что пели несколько иначе, чем читали. Это явление называется «раздельноречием».
Весь корпус певческих книг, наработанный на Руси почти за 700 лет бытия здесь христианской церкви, нес именно эту традицию, пришедшую к нам из Византии. Если учесть, что большинство песнописцев (и русских и греческих) были монахами, из которых многие прославлены церковью в лике преподобных, то такое дело как радикальная правка всех книг (!) не может не показаться, мягко говоря, абсурдной. Но в середине XVII века западный дух «просвещения» делал свое дело. Началась ломка традиции, приведшая к потере того огромного духовного богатства, которое нес в себе исконный знаменный распев. Менее радикальные реформаторы перевели певческие книги «на речь», т.е. вырезали еры и стали петь так же, как и читать. Результатом стал «обрезанный» распев, которого сейчас придерживаются старообрядцы-поповцы. Называется такое пение «наречным», в отличии от «раздельноречного» древнего. Более радикальные реформаторы, во главе с Никоном, и вовсе отказались от унисонного певческого канона, и перешли на западное латинское многоголосие, т.н. «партесное» пение, которое вообще не является церковным. Но именно это пение, имеющее в своей основе западноевропейскую светскую музыку, в конечном итоге и возобладало в практике официальной церкви. Именно такое пение люди и слышат теперь в храме, порой искренне веря, что это и есть православная церковная традиция, уходящая корнями в глубину веков.
Однако стереть генетическую память никакими реформами невозможно. Русский человек интуитивно тянется к своим корням и легко узнает «свое», исконное, русское и истинно православное среди множества подделок. Так и со знаменным распевом. Он соединяет нас с духовным наследием наших предков, которые были русскими и православными. Выдающийся русский богослов XX века В.Н. Лосский писал, что
«сын Церкви узнает среди множества картин и голосов, символы и звуки подлинного Предания, потому что в его сердце живет и действует тот же Дух – Дух Божий, живущий в Церкви, жизнь Которого, воплощаясь в символах, обычаях, вещах и событиях, и есть Предание».
Услышав знаменный распев в аутентичном исполнении нельзя в нем не узнать истинно православное Предание и не быть потрясенным от услышанного.
Иерей Андрей Егоров в 2002 году занимался строительством Знаменской церкви древнего тверского монастыря Савватьева пустынь. Встреча с Даниилом и со знаменным распевом определяли очевидное решение – в Знаменской церкви древнего Савватьева монастыря должен возрождаться древний знаменный распев. Так и произошло. Сначала это были молебны на пещерке прп. Савватия Тверского и в строящемся храме. А после того, как в Знаменской церкви д. Савватьево начались регулярные службы с 10.12.2003 здесь звучит в основном только знаменное пение.
О школах. Первая Школа Знаменного пения открылась в Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери уже в начале 2003 года. Преподавал Даниил Григорьев. Учащихся было в начале много – более 20 человек. Интерес огромный. Эта школа дала плоды. Двое из того первого набора, Андрей и Алексей, смогли освоить столповой распев и продолжают обучение уже самостоятельно, по книгам. Они поют в Знаменской церкви Саватьевой пустыни. Даниил, в связи с подготовкой научного труда по знаменному распеву, в течение последних двух лет работает в архивах Москвы и Санкт Петербурга. Параллельно он продолжает преподавать, не теряя связь со своими учениками и в столицах, и в Твери.
Однако интерес к знаменному пению в Твери не угасал. Поэтому в декабре 2004 года в той же Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери открылась вторая школа. Преподаватель нашелся в Москве. Им стал Василий Сорокин, воспитанник московской школы знаменного пения Г.Б. Печенкина. Тогда практиковались регулярные службы со знаменным пением и в церкви Трех Исповедников. Это только подхлестнуло интерес к знаменному распеву в Твери. Количество учащихся – около 30 человек. Заинтересовались и другие храмы города. Знаменное пение всем очень понравилось. Настоятели нескольких храмов выразили желание иметь у себя знаменные хоры. Но в связи с семейными обстоятельствами и плохим финансированием Василий был вынужден временно (на полгода) перебраться на Украину в Ахтырский монастырь, где учил знаменному распеву братию монастыря. Однако учебный процесс на это время не прервался. Один из наиболее продвинутых учеников Василия временно занял его место, подтягивая основную массу до своего уровня.
О съездах. Движение по возрождению знаменного распева в РПЦ довольно широко. В Москве существует Общество любителей древнерусского певческого искусства им. свт. Иова, первого Патриарха Российского. Обществом, которое возглавляет Глеб Борисович Печенкин, ведется разносторонняя работа по возрождению знаменного распева в РПЦ. В частности, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II организованы уже три всероссийских съезда в Москве. Тверские знаменщики принимали участие во всех трех. На последнем съезде тверичи вступили в Общество свт. Иова, к слову сказать, уроженца тверской земли, бывшего до избрания на патриаршество игуменом Старицкого Успенского монастыря. На съездах тверская делегация всегда отстаивает позицию возвращения к исконной «раздельноречной» традиции, как единственно правильного пути возрождения канонического церковного пения в РПЦ.
Архивная работа проведена очень большая, в т.ч. и в Твери (ГАТО). В электронном виде имеется практически весь круг дореформенных певческих книг, включающий в себя уникальные рукописи XVI-XVII вв. Хотя эта работа еще далека от своего завершения. Книги распечатаны на компьютере и реально используются в богослужебной практике.
Работа над аудио записями также велась. К счастью, 22 и 23 ноября 2005 г. удалось осуществить хорошую запись в Знаменской церкви. Участвовали оба головщика, Даниил и Василий, и их лучшие ученики. Эти записи представлены на нашем сайте. Выпущен CD диск, который продается в церковной лавке Савватьевой пустыни.