0,1539 s

Торжество Православия

Торжество Православия

Неделя 1-я Великого поста называется Торжеством Православия. Торжество Православия - праздник, установленный в честь победы над иконоборцами в IX веке, но в более широком смысле это торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

Это праздник был учрежден в 843 году по итогам Собора, состоявшегося в Константинополе. Он был посвящен восстановлению почитания икон после долгого периода иконоборчества и победе Церкви над ересями. В VIII–IX вв. Церковь пережила две волны иконоборчества — тогда неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира» привела к признанию святых образов идолами. Иконы и фрески уничтожались, за их почитание грозило изгнание, тюрьма, а иногда пытки и смерть. В 787 году в Никее состоялся VII Вселенский Собор, который осудил иконоборчество как ересь. Однако в последующий период противники иконопочитания не раз пытались взять реванш. Так было и в правление византийского императора Феофила. Однако после его смерти государством стала управлять его супруга Феодора, которая восстановила иконопочитание. Она созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы анафеме. Участники Собора в Константинополе подтвердили православное учение об иконе, ранее провозглашенное VII Вселенским Собором.

В Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста, поскольку в 843 году праздник пришелся на первое великопостное воскресенье. В тексте службы Торжества Православия провозглашается победа Церкви над ересями, и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов.

В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи. После Литургии служится специальный чин Торжества Православия, которым утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В Неделю Торжества Православия после молебна и исповеди служили Литургию Василия Великого.

Служба первой седмицы Великого поста

Литургия Василия Великого в Неделю Торжества Православия
Видео. Кондак храма
Видео. Великий вход

В этот воскресный день причащалось много детей, так как в будние дни на первой седмице служилась только Литургия Преждеосвященных Даров, во время которой младенцев не принято причащать.

Служба первой седмицы Великого поста

Служба первой седмицы Великого поста

Причастие

По окончании Литургии о. Андрей раздал прихожанам просфоры, окропил всех святой водой и сказал проповедь в Неделю Торжества Православия об утверждении семью Вселенскими Соборами четких границ между истиной и ложью, истинной верой и лжеверием, закреплении Символа вера с запретом любых добавлений в него, так как это неизбежно приведет к ереси, как, например, произошло с католиками, которые добавили в него всего одно слово - филиокве (лат. filioque – «и от Сына»). Батюшка напомнил прихожанам слова святого Афанасия Великого о том, что кто не содержит свою православную веру целой и непорочной - без сомнения, во веки погибнет. Поэтому каждый христианин обязан поучаться в истинах веры. о. Андрей порекомендовал всем еще раз прочитать "Закон Божий" протоиерей Серафима Слободского, особенно главу о назначении человека, где он пишет, что "Бог сотворил нас людей по образу и по подобию Своему, дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу для того, чтобы, познавая Бога и уподобляясь Ему, мы бы становились все лучше, добрее, совершенствовались и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом". В Российской империи изучение "Закона Божьего" в школе было на первом месте, потому что Сам Господь сказал: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все приложится вам" (Мф. 6:33).

Видео. Окропление святой водой
Видео. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия