0,1872 s

С Вербным воскресеньем!

С Вербным воскресеньем!

В шестую субботу Великого поста, накануне Входа Господня в Иерусалим, Православная Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Это последнее великое чудо, сотворенное Господом Иисусом Христом перед началом Страстей. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием.

Лазарева суббота неразрывно связана с Неделей Ваий (Входом Господним в Иерусалим), является своеобразным его предпразднством. О входе Господа в Иерусалим в Евангелии сказано: «Народ, бывший с Ним [Иисусом] прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин12.17-18). Т.е. воскрешение Господом Лазаря пробудило в народе веру в Него. Служба Лазаревой субботы как бы дышит ощущением вот-вот грядущего Входа Господня в Иерусалим.

В Лазареву субботу и в Вербное воскресенье поется один и тот же тропарь, что еще больше подчеркивает неразрывную связь этих двух праздников и их единство.

Тропaрь, глaсъ №:

Џбщее воскrніе прeжде твоеS стrти ўвэрsz, / и3з8 мeртвыхъ воздви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. / Тёмже и3 мы2 ћкw џтроцы побёды знaмєніz носsще, / тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ: / њсaнна въ вhшнихъ, // бlгословeнъ грzдhй во и4мz гDне.

ПереводВ общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» 

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9).

Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом:

«Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества».

Поскольку в символике Входа Господня в Иерусалим важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

Накануне Вербного воскресения служили всенощное бдение, состоящее из великой вечерни с литией, утрени и 1-го часа. На утрене освящали вербы. После службы о. Андрей раздал освященные вербы прихожанам.

В сам праздник Входа Господня в Иерусалим служили Литургию свт. Иоанна Златоуста. Хор под руководством Иоанна Карпова пел знаменным распевом. Людей в этот день было очень много, некоторые молились на улице возле храма, куда служба также транслируется. Причастников только было 61!

Праздничная икона Вход Господень в Иерусалим

Праздничная икона

Праздничная Литургия на Вход Господень в Иерусалим

Праздничная Литургия

Традиционно праздник Входа Господня в Иерусалим считается детским, поскольку в самом его событии большое участие принимали дети: они восклицали Господу: «Осанна!» — и постилали под ноги ослика, на котором Он въезжал в город, ветви пальм и одежды. Это было исполнением пророческих слов псалмопевца Давида, который написал о Мессии: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс 8:3). В этот день в некоторых православных храмах поют детские хоры. Мальчики читают за богослужением, помогают в качестве иподиаконов и пономарей, девочки присматривают за подсвечниками. Все приходят с букетами вербы или пальм в руках. В нашем храме после Литургии было катание детей на пони вокруг Знаменской церкви.

Праздничное катание на Вход Господень в Иерусалим

Катание на пони вокруг Знаменской церкви

Праздничное катание на Вход Господень в Иерусалим

Видео. Катание детей на пони вокруг Знаменской церкви

А вечером было таинство соборования, прихожан собралось также довольно много, поскольку елеосвящение проходит в нашем храме как привило один раз в конце Великого поста. Все вместе пели, о. Андрей помазал всех семикратно освященным маслом. В конце все дружно пропели "Многая лета!"

Соборование

Видео. Помазание святым маслом на соборовании
Видео. Многая лета!

Пост перед Пасхой состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. У этих двух периодов разное смысловое содержание. Четыредесятница — это аскетический труд и подготовка ко второму периоду — Страстной седмице, смысл которой в том, чтобы прожить со Христом последнюю неделю Его земной жизни «в режиме реального времени», а затем — встретить Его Воскресение. Вербное воскресение вместе с предшествующей ему Лазаревой субботой является своеобразным прологом к Страстной седмице.

Видео. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Протоиерей Олег Стеняев. Библия и толкования - Экзегет.ру
Видео. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Священник Валерий Духанин. Библия и толкования - Экзегет.ру

Кондaкъ, глaсъ ѕ7:

На пrт0лэ на нб7си2, / на жребsти на земли2 носи1мый хrтE б9е, / ѓгGлwвъ хвалeніе, и3 дэтeй воспэвaніе / пріsлъ є3си2 зовyщихъ ти2: / бlгословeнъ є3си2 грzдhй // ґдaма воззвaти.

Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»