0,3446 s

Преподобный Савватий Тверской

Духовная грамота преп. Иосифа волоцкого

Тверское происхождение прп. Савватия вообще сомнительно. Как далее будет показано, некоторыми своими чертами Савватьева пустынь выделяется на фоне не только тверских, но и вообще русских монастырей начала XV века.

Время основания Савватьева монастыря – конец XIV века. Дореволюционные исследователи указывают дату: «после 1380 года»15, и связывают основание с именем свт. Арсения Тверского (1390-1409). Это совершенно справедливо, т.к. монастыри-пустыни начинают возникать вокруг Твери именно в его правление. К тому же имеется достоверный письменный источник, дающий нам некоторый временной ориентир.

Это – «Духовная грамота» прп. Иосифа Волоколамского. Он был в Савватьвой пустыни, как минимум, дважды. В первый раз – до 1460 года, т.е. еще до своего пострижения в монахи. Тогда он приходил в тверские пустыни в поисках опытного старца, под руководством которого можно было бы подвизаться в иночестве. Старец-отшельник преп. Варсонофий Неумой из Саввина монастыря благословил юношу идти в Боровск к прп. Пафнутию, что Иван Санин (мирское имя прп. Иосифа) и исполнил. Во второй раз прп. Иосиф побывал в Твери в 1478-79 гг. когда он обходил многие русские обители с целью посмотреть, как они организованы, чтобы использовать их опыт при устроении своего Иосифо-Волоколамского монастыря.

Ф.113 №529. Сборник. Иосифо-Волоколамский монастырь. 2-я пол. XVI в.

Ф.113 №529. Сборник. Иосифо-Волоколамский монастырь. 2-я пол. XVI в.

Вот интересующий нас отрывок из «Духовной грамоты» прп. Иосифа Волоцкого в переводе на русский язык: «Видел я тогда и другого святого старца живущего в Саватьевой пустыни в отшельничестве, по имени Евфросин, этот был родом из князей Тепринских. Прожил сей блаженный 60 лет в пустыни, никуда не выходя. И к нему многие иноки же и мирские люди, и князья, и бояре приходили, прерывая его безмолвие. Он же опечаленный этим бежал в Великий Новгород и нашел остров на великом озере Нево (Ладожское) и там поселился и многие годы прожил. Но, услышав о нем, тамошние христиане, живущие в селах, стали приходить к нему с женами и детьми. Он же опять убежал от них в Саватьеву пустынь. После его прихода сюда, прислал к нему Самодержец той земли Князь Великий Борис Александрович юную дочь свою, которая была уже тогда обручена Великому Князю Ивану Васильевичу. И пришли с ней многие архимандриты и игумены и бояре и начали молить блаженного Евфросина, чтобы он помолился об отроковице, потому что она была одержима сильной болезнью и принесли ее на руках в пустынь к блаженному Евфросину. Он же отговаривался и не хотел этого сделать, называя себя недостойным и грешным. Они же все, упав на землю, со слезами молили его, чтобы помолился о ней, и говорили, что если она жива будет ради твоих святых молитв, отче, то два царства умиротворятся. И еще им это говорящим, отроковица впала в такую болезнь, что все подумали, что она умерла. Увидев же это, начали все плакать. Повелел же блаженный Евфросин ее отнести и положить в церкви, которая была в Саватьевой пустыни, сам же вскоре пришел в монастырь и вошел в церковь и увидел отроковицу лежащей и едва могущей дышать. Тогда блаженный Евфросин, став пред иконой Пречистой Богородицы, носящей на руках Предвечного Младенца, начал молиться с многими слезами и рыданиями. Затем повелел им петь молебен Пречистой Богородице и великому чудотворцу Николаю. Когда же отпели молебен, отроковица открыла глаза и села. Они же подняли ее, и сразу же стала здоровой, и в тот же день отвезли ее к отцу. Видевшие это прославили Бога, прославляющего Своих угодников».

Из текста не ясно, в какое свое посещение Савватьевой пустыни, первое или второе, видел прп. Иосиф ученика прп. Савватия старца Евфросина. Это не так важно. Даже поверхностный анализ отрывка позволяет сделать вывод о том, что Иосиф не был очевидцем описываемого чудесного исцеления дочери Бориса Александровича, а пересказывает его с чьих-то слов. Поэтому срок, 60 лет, которые якобы прожил прп. Евфросин в пустыни Савватьевой «не исходя ни камо же», весьма условный. Правильно было бы считать – где-то около 60 лет. Тверская княжна Мария Борисовна была обручена сыну московского великого князя Василия II Темного, малолетнему еще тогда князю Ивану III Васильевичу в 1447 году. Брак состоялся лишь 5 лет спустя в 1452 году16. Заболела княжна видимо перед самой свадьбой, т.е. около 1452 года. Об этом свидетельствуют слова пришедших в пустынную келью прп. Евфросина об «усмирении двух царств» и столь представительное посольство от князя Бориса в Савватьеву пустынь. Политический подтекст просьбы об исцелении княжны очевиден. Срывалось важное мероприятие – династический брак, который должен был стать гарантом политической стабильности в отношениях двух княжеств. Видимо поэтому прп. Евфросин и отказывается от участия в этом деле, как мирском и суетном. А может быть, святой старец предвидел тяжкую участь первой жены Ивана III и потомков от этого брака? Мария Борисовна умерла 22 апреля 1467 года, причем ходили слухи об отравлении княгини по политическим мотивам. Ее сын князь Иван Иванович (Иван Молодой) умер при неясных обстоятельствах в 1492 году, а невестка – княгиня Елена и внук Димитрий кончили жизнь в темнице по проискам второй жены Ивана III – Софьи Палеолог17.

Ближайшие богослужения

5 сентября, Суббота

  • 16:00 - Всенощное бдение

6 сентября, Воскресенье

Петровской иконы Б.М.

  • 8:00 - Молебен. Исповедь
  • 9:00 - Литургия

10 сентября, Четверг

  • 17:00 - Вечерня. Утреня. 1час

11 сентября, Пятница

Усекновение главы Иоанна Предтечи

  • 8:30 - Исповедь
  • 9:00 - Литургия

13 сентября, Воскресенье

Петровской иконы Б.М.

  • 8:00 - Молебен. Исповедь
  • 9:00 - Литургия