0,3611 s

Недели

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Антипасха)

Тропaрь недели Антипaсхи, глaсъ з7:

Запеча́тану гро́бу,/ живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех воскресе́ние;/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.

Кондaкъ недели Антипaсхи, глaсъ }:

Любопы́тною десни́цею/ жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же;/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.

Перевод: Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты – Господь и Бог мой!»

Икона

Икона "Испытание Фомино ребр Господних"

Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо, напротив Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в 8‑й день. Этот день имеет три названия: Антипасха, Неделя о Фоме, Неделя Новая. Каждое из этих названий имеет определенный смысл и отражает этап в истории данного праздника.

Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин, называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника). В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны».

Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами (Ин.20:19-31).

Наконец, наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в Типиконе, см. «Неделя Антипасхи», 5‑е «зри»), объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Кроме того, тема новизны или обновления отражена в «Слове на неделю новую» святителя Григория Богослова и имеет идейный смысл: люди, пройдя Страстную седмицу и отпраздновав седмицу Светлую, должны начать новую жизнь, пользуясь плодами искупительного подвига Иисуса Христа, Который совершил обновление мира и человека в Своем воскресении. Святитель Григорий говорит: «Вот вам слово о дне Обновления! Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, в обновленной жизни (Рим.6:4) жительствуйте. <…> Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности. <…> А теперь явись новым, с иными нравами, всецело измененным. Древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17). Этим плодоноси празднику, изменись добрым изменением».

Современное богослужение этого дня посвящено в основном 2‑й теме — воспоминанию уверения апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника (Ин.20:19-31).

В этот день мы совершаем как бы альтернативное празднование Воскресения Христова. Действительно, анализ идейного содержания песнопений показывает, что тема воскресения Христа и в этой службе является доминирующей, но рассматривается немного в другом ракурсе. Мы празднуем то же событие Воскресения, но акцентируем внимание на других связанных с ним деталях: явлении апостолу Фоме и обновлении мира. Святитель Григорий вот как говорит о различии Пасхи и Антипасхи: «То был день спасения, а это — день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть только день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем, потому что он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему».

Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. Можно назвать Антипасху «тринадцатым двунадесятым праздником» (осознавая всю условность такой терминологии).

Расписание богослужений

21 марта, четверг

Прп. Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского (845)

  • 8.00 - Великопостная служба
  • 18.00 - Канон Андрея Критского

22 марта, пятница

Мч. Урпасиана (ок.295)

  • 8.00 - Великопостная служба
  • 17.00 - Утреня. 1-й час

23 марта, суббота

40 мучеников Севастийских. Вмч. Феодора Тирона

  • 8.00 - Часы. Литургия
  • 16.00 - Всенощное бдение

24 марта, воскресенье

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1-й

  • 8.00 - Молебен. Исповедь
  • 9.00 - Литургия