Дата преставления прп. Савватия – 24 апреля 1434 года40. В «Сводном иконописном подлиннике» Филимонова память преподобнаго отца нашего Савватия, пустынника Тверскаго, новаго чудотворца стоит под 24 апреля41. Год кончины прп. Савватия – 1434, по мнению А.А. Митропольского, только вероятная дата, такого мнения придерживались в XIX веке «большинство историков, занимающихся этим вопросом»42. Кто эти историки – неизвестно, но, похоже, они не ошиблись – дата эта точная.
Сцена отпевания и погребения находятся на иконе рядом со Знаменской церковью. В погребении участвует какой-то епископ. Этот фрагмент, к сожалению, не сохранился. Но В.Ф. Владиславлев подробно его описывает: святитель был изображен в «крещатых ризах, держащий в руках разрешительную грамоту; вокруг головы святителя золотом изображен ореол святости; имя святителя не обозначено».
Кто же этот святой епископ? Известно, что т.н. «крещатые ризы» были привилегией московских митрополитов, еще их носили только ростовские и новгородские владыки. В Москве, после смерти свт. Фотия в 1431 году, митрополита не было до 1436 года. С 1433 по 1435 год Русскую митрополию возглавлял Герасим, поставленный по представлению литовского князя Свидригайло, и находился он в Смоленске, а не в Москве. Ростовский владыка Ефрем (1427-1454) в лике святых не прославлен. Остается новгородский владыка свт. Евфимий II Вяжищский (1429-1458), канонизированный в Новгороде уже в 1474 году.
Но каким образом мог попасть на погребение прп. Савватия Тверского новгородский архиепископ? Оказывается, вполне мог, более того, почти нет сомнений, что это был именно он. Дело в том, что между московскими митрополитами и Новгородом, еще со времен свт. Киприана (+1406), были очень напряженные отношения по поводу т.н. «месячного суда»43. Новгородцы отчаянно отстаивали свою независимость от Москвы, в том числе и в лице Митрополита. Сломить их сопротивление в отношении «месячного суда» не удалось ни свт. Киприану, ни его приемнику свт. Фотию. Именно из-за этого Фотий отказывался рукоположить в архиепископы Новгорода избранного на кафедру еще в 1429 году, Евфимия, которому приходилось около 5 лет управлять Новгородской епархией в сане архимандрита. Митрополит Фотий умер в 1431 году в самом начале московской династической междоусобицы, которая продолжалась с перерывами около 20 лет. Этим обстоятельством воспользовался литовский князь Свидригайло, по представлению которого в 1433 году в Константинополе на Русскую митрополию был поставлен смоленский епископ Герасим. К нему-то в Смоленск на посвящение и поспешил свт. Евфимий Новгородский. Его путешествие продолжалось 46 дней. Посвящение состоялось 26 мая 1434 года в Смоленске. Погребение прп. Савватия должно было состояться 26 апреля 1434 года, на третий день после его кончины. Таким образом точно подтверждается дата преставления прп. Савватия Тверского (24 апреля 1434 г.) и факт его отпевания свт. Евфимием Вяжищским, который как раз в это время ехал в Смоленск из Новгорода через Тверь.
То, что свт. Евфимий ехал не через Москву вполне понятно. В Москве в самом разгаре была династическая война. В это время победу одерживал противник Василия II Темного, его родной дядя Юрий Дмитриевич Галицкий. С конца марта по 5 июня 1434 года он занимал московский престол44. Ехать свт. Евфимию через Москву было вообще не желательно, а в данной ситуации просто опасно. В Твери в данный момент, наоборот, все было спокойно. При великом князе тверском Борисе Александровиче тверская земля наслаждалась миром. К тому же тверской князь Борис и литовский великий князь Свидригайло были союзниками. Более того, Свидригайло был женат на тверской княжне Анне, дочери дяди Бориса Ивана Ивановича45.
Интересно, что епископская кафедра в Твери в это время тоже была вакантной. А занял ее Илия, рукоположенный в епископы тверские около 1435 года. Точная дата рукоположения неизвестна. Но понятно, что он также, как и Евфимий, должен был поехать на посвящение в Смоленск. Поэтому не исключено, что нареченные владыки тверской и новгородский могли отправиться в Смоленск к митрополиту Герасиму вместе. В таком случае произошло это в конце апреля – начале мая 1434 года.
Итак, свт. Евфимий Новгородский в конце апреля 1434 года отправляется из Новгорода в Смоленск к митрополиту Герасиму на посвящение. Едет он через Тверь. Здесь он узнает о преставлении старца Савватия Тверского, спешит в его пустынь на погребение, которое и возглавляет. Интересно, что монастырь на Лисичьей горе под Новгородом, в котором перед своим избранием в епископы настоятельствовал Евфимий, и Вяжищский монастырь, где он принимал монашеский постриг, были основаны в 1390-х годах, т.е. в одно время с Савватьевским.
На месте погребения прп. Савватия Тверского более двух с половиной веков спустя в конце XVII в. старцем схимонахом Ионой Грязновым была построена Знаменская церковь. Рядом с церковью в 1685 г. упокоился и сам ее строитель Иона. Белокаменная надгробная плита с соответствующей надписью была вмонтирована в стену Знаменской церкви. Археологические раскопки 2009 года, проходивший в алтарной части храма показали, что храм стоит на древнем монастырском некрополе. Этим обстоятельством и объясняется существование у левого клироса Знаменской церкви до её разрушения в 1936 г. гробницы прп. Савватия Тверского.