0,1757 s

Преподобный Савватий Тверской

Сноски

  1. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. – Москва : Унив. Тип. Катков и К. 1874. – 435 с.
  2. Описание икон см.: Попов Г. В. Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI века. Наука. М., 1979. С.85; Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв.: каталог /ред. сост. Л.М. Евсеева и В.М. Сорокатый. М.; «Индрик», 2000. С.128.
  3. МиАР, КП 2684. XVI в. 128 х102.
  4. МиАР, КП 1535. XVI в. 25,5 x 21.2.
  5. «Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете». Заседание 28 II 1847 г. Москва. В университетской типографии 1847 г.
  6. А. А. Митропольский. Историческое сказание о подвижнической жизни Преподобного Савватия Тверского и Оршинского и об основанном им монастыре, называвшимся его именем, где ныне село Савватьево, Тверского уезда. Тверь, 1899. С. 68.
  7. В.А. Преображенский (рукопись-черновик); Прот. В.Ф. Владиславлев. Село Савватьево (брошюра). Тверь, 1883. А.А. Митропольский. Очерк истории Савватьевского монастыря. Тверь, 1897. и его же: Историческое сказание... Тверь, 1899.
  8. А.А. Митропольский. Историческое сказание … С. 2 –10.
  9. Издано Императорским Обществом Любителей Древней Письменности в С.-Петербурге в 1908 году.
  10. Рубцов М.В. О вновь открытом памятнике Тверской письменности XV века. Изд. Тверской Ученой Архивной Комиссии. Тверь, 1911.; Виноградов И.А. Новые данные по истории Тверского Княжества. Княжение Бориса Александровича (1425-1461 гг.). Изд. Тверской Ученой Архивной Комиссии. Тверь, 1909.
  11. Веригин Е.А. Оршин Вознесенский монастырь. Историческое описание. Изд. Тверской Ученой Архивной Комиссии. Тверь, 1913. С. 5-6.
  12. И. А. Виноградов. Указ. Соч. С. 12-13.
  13. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 3.
  14. ГАТО ф.160, оп.1, №1776, л.145.
  15. А. Митропольский. Указ. Соч. С. 5.
  16. Д.И.Карманов. Собрание сочинений относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893.
  17. Князь А. М. Курбский приписывал «чародейце греческой» отраву пасынка, Иоанна Молодого, заключение в темницу его сына Дмитрия, опалу, постигшую братьев Ивана III.
  18. Тверские Летописи. Древнерусские тексты и переводы. Тверское Областное книжно-журнальное издательство. Тверь,1999. стр.102-103.
  19. Матфей Адрианопольский, византийский митрополит из г. Адрианополя (ныне г. Эдирне в Турции).
  20. Никандр Ганский, византийский митрополит.
  21. св. Стефан Пермский (1345-1396), русский миссионер в землях Коми, первый епископ Пермской епархии. Составил азбуку языка коми и перевел на этот язык церковные книги.
  22. Тверские Летописи… С. 103.
  23. Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии. Т. I, вып. I, С. 162 - 163.
  24. 4 ср. «Митр. Киприан оставил большой след в русской культуре. Книжник и книголюб, он занимался переводами на сербский язык. На Руси он стремился провести литургическую реформу Константинопольского Патриарха Филофея, известного
    паламиста. Вероятно, ко времени митр. Киприана относится принятие празднования Григорию Паламе, т. е. вскоре после смерти последнего и, следовательно, почти одновременно с Греческой Церковью» // Концевич И.М. Указ. Соч. С. 89-90.; Флоренский Г. прот. Пути руссского богословия. Париж,1937, С. 9.; см. также: Й. Иванов. Българското книжовно влияние в Русия при митрополит Киприан (1375-1406).– «Известия на Института за българска литература», кн. VI. София, 1958. С. 26, 68-69.
  25. Прот. В.Ф. Владиславлев. Село Савватьево (брошюра). Тверь, 1883. С. 39.
  26. В 1649 году патриарх иерусалимский Паисий писал царю Алекею Михайловичу:”А мне, богомольцу твоему о том ведомо учинилось, что, Государь, той церкви святыя Неопалимыя Купины в Руси нет, а вельми по достоянию быть достоит “ // Забелин И. Построение первой на Руси церкви в честь Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины. М., 1893. С.6.
  27. обычно рисуют Моисея у горящего куста с воздетыми руками.
  28. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Правило веры. М.,1993. С. 289.
  29. Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни: новооткрытые тексты. Изд. Зачатьевский монастырь. М., 1998. С. 57.
  30. Иеромонах Иларион (Алфеев). Мир Исаака Сирина. Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории. М., 1998. С. 177-178.
  31. Быт. 25, 8; 35,29; 49,33 и др.
  32. 3 Цар. 2,10; 11,43 и др.
  33. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв.: каталог /ред. сост. Л.М. Евсеева и В.М. Сорокатый. М.; «Индрик», 2000. С.128.
  34. Там же, стр.129 сн.10.
  35. Амфилохиjе (Радовиħ). jеромонах. Синаити и њихов значај у животу Сербије XIV и XV века / / Монастир Раваница споменица о шестој стогодишњици (1381-1981). Београд, 1981. С. 107.
  36. Радосальевиħ Јован. протосинђел. Исихазм. Београд, 1985. С. 35.
  37. Амфилохиjе (Радовиħ). Указ. Соч. С.107.
  38. Вздронов Г.И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.// ТОДРЛИ, т.23, Л.1968. С. 171-198.
  39. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 16.
  40. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С.17.
  41. Подлинник иконописный: издание Т.С. Большакова, п/ред. А.И. Успенского. «Паломник», М.,1998.
  42. А. Митропольский. Указ. Соч. С.17.
  43. «Здесь разумелся суд апелляционный, который митрополиты производили в Новгороде или сами лично, или через своих-уполномоченных каждые три года на четвертый в течение од¬ного месяца. В то время иметь право на суд значило иметь право на получение судебных пошлин. Суд апелляционный оп¬лачивался двойными пошлинами и потому был вдвойне дорог для митрополитов, тем более, что с ним связывались и другие солидные доходные статьи» // А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. «ТЕРРА». М., 1997. С. 334.
  44. Эккехард Клюг. Княжество Тверское (1247-1485). Тверь, 1994. С.290.
  45. Там же, С. 288.
  46. Старинная выписка из рукописного подлинника «Града Тфери Святыя» при Деле Тверской духовной консистории за 1750 год.
  47. Филимонов. Сводный иконописный подлинник XVIII века. 24 апреля.
  48. Архим. Сергий. Полный месяцеслов Востока. Т.II. СПб.,1876. С. 55,107.
  49. Булашев. Месяцеслов святых при рукописных богослужебных книгах церковно-архиологического музея. 1882. С.55-59.
  50. Косолапов. Месяцеслов православной Кафолической церкви. 2 марта. СПб.,1880. С. 114.
  51. Мит.Макарий(Булгаков). История Русской Церкви. Кн.3 и 4, ч.1. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1995. стр. 142.
  52. Архиеп. Филарет Чениговский. Жития святых. Месяц Март 2-е число. Стр.33-35.
  53. Архиеп. Филарет Чениговский. Русские святые. 1862. С.28.
  54. Барсуков. Источники русской агиографии. СПб., 1882. С.492.
  55. Граф М. Толстой. Описание о русских святых. №358. 1888.
  56. Архим. Леонид (Кавелин). Святая Русь. СПб.,1891. №475.
  57. Там же, С.19.
  58. Тверской Патерик. Тверь, 1991. С.2.
  59. Э. Клюг. Указ. Соч. С.362-363.
  60. Митр.Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 4. 4.1. Отд.2. Т.6. С. 123-125.
  61. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв…С.125-129.
  62. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 64-65.
  63. Там же, С. 57.
  64. РГАДА Ф.1209 оп.4 №5047. л. 507-508.
  65. ГАТО Ф.103 оп.1 №292. л.4 об.
  66. РГАДА Ф.1209 оп.4 №5047. л. 507.
  67. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 56-57. и Т.Е.В. за 1 мая 1886 года. № 9.
  68. А.А. Митропольский. Указ. Соч. С. 20.
  69. Там же, С. 20-21.

Ближайшие богослужения