0,3044 s

Преподобный Савватий Тверской

Святый старец босой

Последние сомнения по поводу происхождения Савватия Тверского уходят, если внимательно рассмотреть две сохранившиеся иконы святого.

Во-первых, необычно одеяние Савватия на малой иконе, где он изображен молящимся на коленях перед Крестом рядом со своей пещерой на берегу р. Орши, – схима на святом красного цвета, что не характерно для русской иконописи.

Во-вторых, прп. Савватий почти на всех сценах житийной иконы изображен босым, даже в сцене «Исход души». На иконе эта деталь явно подчеркнута. Но это также противоречит иконописному канону, согласно которому босыми изображаются юродивые, но не преподобные.

К тому же, в центре иконы находится сцена явления Неопалимой Купины пророку Моисею на Синае, где Моисей изображен дважды, внизу горы снимающим обувь, и на горе, слушающим голос из Купины. В этой сцене пророк прикладывает руку к уху, что соответствует т.н. «синайскому» иконографическому типу27. Традиция служения босиком до сих пор сохраняется в некоторых ближневосточных церквях, например у сирийцев. Причем она основана у них на библейском тексте, где говорится о явлении Моисею Бога в несгорающем кусте на Синае (Исх.3,1-6), т.е. это – та самая библейская сцена с житийной иконы прп. Савватия Тверского.

В-третьих, на сохранившихся иконах прп. Савватия как-то особо подчеркнуто почитание им св. Креста Господня. На иконе «Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития» сцена моления святого перед Крестом повторена трижды(!).

Та же сцена на иконе «Савватий Тверской в молении Кресту». Из писаний прп. Исаака Сирина мы знаем, что молитва перед Крестом была особой формой молитвы в практике древне-сирийского монашества, заимствованной сирийской церковью из колыбели монашества – Египта. Например, Исаак описывает человека, который “преклонил колена в молитве и руки его воздеты к небесам, лицо устремлено на Крест Христов, и все помышления свои собирает он воедино в молитве к Богу”28. В другом месте он говорит о непрестанном “воззрении на Распятого”29.

Автор исследования жизни св. Исаака, митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Мы видим, что в сирийской традиции вообще и у св. Исаака в частности Крест является главным фокусом молитвенного внимания христианина: молитва как бы устремлена в одну точку, и эта точка – Крест. О том, что Крест был неотъемлемым элементом молитвенной практики, свидетельствует заглавие Беседы 5 из II-го тома, где говорится о том, что молиться можно «не обязательно даже перед Крестом». Иначе говоря, молиться перед Крестом было настолько общепринятым, что молитва не перед Крестом требовала специальной апологии»30.

Итак, столь подчеркнутое почитание Креста Христова прп. Савватием Тверским, совершенно согласно с древней практикой ближневосточного монашества.

Наконец, икона «Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития» имеет еще ряд особенностей. Сцены жития прп. Савватия находятся здесь не в клеймах, а расположены по всему полю иконы, на которой изображен в плане Савватьев монастырь с окружающей местностью.

Эта икона уникальна для Руси в полном смысле этого слова. Русские житийные иконы - всегда в клеймах по полям основного центрального изображения святого. Зато в балканских странах, где в XIV веке основывал свои знаменитые монастыри-лавры прп. Григорий Синаит, такие иконы как раз обычны для середины XVI века.

Если иконописец был не русским, не значит ли это, что Савватьев монастырь сохранял связь с балканскими духовными центрами более чем 100 лет спустя после смерти прп. Савватия?

В сцене «Исход души» Ангел Господень принимает в руки душу умирающего Савватия, а в головах его сидит св. царь и пророк Давид. Согласно русской иконописной традиции, подобные сцены никогда не включают ни Ангелов, ни каких-либо святых. Подобный иконографический тип был найден нами только в одном месте – на Афоне. Можно объяснить это и реальным событием – явлением Ангела – имевшим место в момент смерти прп. Савватия, как иллюстрацией одной из ярких страниц его Жития. Свидетелями ангельского явления были братия, которые изображены входящими в келию к лежащему на смертном одре старцу Савватию. Надо отметить, что подобные явления Бесплотных Сил в момент смерти святого встречаются в древнейших Патериках. Это касается прежде всего произведений IV века, описывающих жизнь египетских, синайских и палестинских подвижников.

Сложнее обстоит дело с пророком Давидом. Можно только гадать почему этот ветхозаветный святой изображен на иконе сидящим в головах умирающего Савватия. Осторожно можно предположить здесь намек на происхождение самого Савватия «от корене Давидова», согласно библейскому «и приложился к народу своему»31 или «почил с отцами своими»32. Однако настаивать на данной версии было бы опрометчиво.

В сцене «Отпевания» изображена пальма – символ победы в ближневосточной традиции. Необычными являются и библейские сцены, соседствующие со сценами жития Преподобного33, и библейские герои – Моисей и Давид. Искусствоведы относят данный памятник к редкому типу «икон основания»34.

Ближайшие богослужения