0,1888 s

Савватьев монастырь в XVIII веке

Белое духовенство

Белое духовенство в Савватьевом монастыре, за неимением другого, завёл строитель Трефиллий ещё в конце XVII века. Местное духовенство в основном избежало церковных расколов и смут XVII-XVIII вв. Это объяснялось просто - в приписанном к одному из оплотов никоновской церкви Новому Иерусалиму монастыре других священников, кроме принимавших реформы, и быть не могло. Говоря об их образовании, можно сказать, что это были далеко не худшие представители иереев и причетников. Правда первый белый поп в Савватьево, Никита Сухарев, как мы знаем, писать не умел - сказалось крестьянское происхождение, - но детей своих он выучил хорошо. Потомки его не были пьяницами, развратниками и стяжателями. Само место, где они служили, обязывало ко многому. Была еще, кроме прочего, какая-то почти мистическая связь между родом Сухаревых и почитанием преп. Савватия Тверского. До тех пор, пока Сухаревы жили в Савватьеве, службы ему не прекращались, даже несмотря на временные запреты. Но сразу после смерти последнего Сухарева в 1846 году в консистории началось дело о “неправильном” почитании преп. Савватия Тверского, когда власти объявили его Савватием Соловецким, и под таким видом нашего святого почитали до 1870-х гг.

Никита Сергеев сын Сухарев происходил из крестьян села Семеновского на Волге. Появился он в Савватьево на рубеже XVII-XVIII вв. и был священником до 1724 года. На его священство выпали очень тяжелые времена, когда монастырь легко мог просто исчезнуть, а храмы разрушиться. Однако этого не произошло. Более того, именно тогда сложилось народное почитание преп. Савватия Тверского в том виде, в каком оно просуществовало до начала XX в. Видимо именно к этому времени относится установление празднования Сборного Воскресенья (праздник совершался во вторую Неделю по Пятидесятнице). Наиболее вероятное время совершения крестных ходов в Пустыньку на Сборное Воскресенье - 1710-е гг., а причина их - годовщина приписки к Новому Иерусалиму. А.А. Митропольский полагал, что причина была - избавление от скотского падежа после молебна преп. Савватию в 1770-х годах. Но похоже, местные крестьяне здесь ни при чем: Савватьево в тот период, как мы видим из документов, было поселением с двумя-тремя дворами. Да и почитатели Преподобного приезжали, большей частью, из Твери и других мест (уже в 40-х гг. XVIII в.).

Итак, с 1700-х гг. на полтораста лет в Савватьеве утвердилась священническая династия потомков Никиты Сухарева. Уровень образования их постепенно падал, в семинарии ни один Сухарев не смог выйти в первые ученики. Но они упорно сидели в своем приходе до самой середины XIX в.

В 1710 году Никита Сухарев сообщил о Савватьеве следующее: “Воскресенского приписного Савватьева монастыря священник Никито Сергеев сказал по священству, вышеописанной Савватьев монастырь, а в нем две церкви каменные Стретения Господня, да в приделе Николая Чудотворца, а другая церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, а окромя того монастыря ограда деревянная, а в том монастыре монахов нет. Савватьева монастыря двор, а в нем он, священник Никита Сергеев 60 лет, у него жена Фекла Яковлева дочь 60 лет, у него детей два сына, Василий у того ж монастыря дьячком 30 лет вдов бездетен, Прокопий 12 лет холост, две дочери девки Ульяния 17 лет, Евдокия 14 лет, а сверх тех вышеописанных людей у того монастыря у него священника причетников и родственников, также пришлых и монастырских и вотчинниковых людей и крестьян утаенных от переписи нет...1

В описании Савватьева монастыря 1717 года читаем: “Приписной Воскресенского Савватьев монастырь, в нем две церкви каменные Стретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да Никольская Чудотворца, а при том монастыре поп Никита Сергеев 65 лет, у него жена Фекла 60 лет, у него сын Прокофий диакон 30 лет, у него жена Ирина 30 лет, у него сын Осип 1 году; во дворе дьячек, Василий Никитин 40 лет, у него жена Авдотья 30 лет. При том монастыре в подмонастырской слободке двор приказчиков, в нем приказчик Герасим Паляков 67 лет, у него жена Мария Ларионова, две дочери Ирина 21 года и Евдокия 15 лет, живут приказчики переменяючись из Воскресенского монастыря погодно, да в том же дворе дворник Федор Иванов 60 лет, у него жена Лукерья Алексеева 45 лет, а он, Федор, перевезен того ж монастыря деревни Хорошева из крестьянства2.

Теперь посмотрим, каково было положение в селах савватьевской вотчины. “В селе Клабукове церковь Божия во имя Успения Пресвятыя Богородицы деревянная, при той церкви поп Парфений Иванов 35 лет, у него жена Аксинья Андреянова 33 года, у него дочь Матрена 1 году, у него мать вдова Анна Семенова 65 лет; во дворе дьячек Тимофей Иванов 25 лет, у него жена Настасья Михайлова 20 лет, у него дочь Аграфена году”. У попа Парфения позже будет сын Иуда, который и станет священником в середине века.

В том же 1717 году “в селе Рожествине церковь Божия Рождества Христова, да в приделе князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора деревянная при той церкви поп Ларион Иванов 45 лет, него жена Ирина Федорова 40 лет, у него дети Андрей 8 лет, Григорий 15 лет, дочери Федосья 10 лет, Анна 7 лет; другой поп Алексей Михайлов 36 лет, у него жена Прасковья Иванова 35 лет, у них сын Михайла 7 лет, дочь Акулина 10 лет; во дворе диакон Федор Михайлов 40 лет, у него жена Устинья Дмитриева 30 лет, у него сын Федор 2 лет, дочь Авдотья 5 лет; во дворе дьячек Алексей Иванов 40 лет, у него жена Елена Тимофеева 36 лет, у него сын Федор 2 лет, дочь Устинья 7 лет”.

Погост Никицкое, в нем церковь Божия во имя великомученика Микиты деревянная, при той церкви во дворе поп Михайла Иванов 30 лет, жена его Дарья Никонова 25 лет, у него две дочери Наталья 1 года, Пелагея 3 года, у него тесть поп Никон Федоров 62 лет; во дворе дьячек, Павел Федоров 80 лет, у него жена Евдокия Данилова 40 лет, у него два сына Андрей 8 лет, Осип 1 года, дочь Дарья 3 лет”.

Большое число священников в Рождествене объясняется тем, что в этом селе проживала едва ли не половина всех крестьян, населявших савватьевскую вотчину. Там находились после пожара все склады и фактический центр всего монастырского хозяйства. Но контора вотчины была перенесена в Савватьево. В слободке у монастыря жили приказчики и работники. Всего их было даже в лучшие времена 1 половины XVIII в. 3-4 двора.

Ближайшие богослужения