0,3058 s

Савватьев монастырь в XVIII веке

Монастырь без монахов

История Савватьева монастыря в XVIII веке с самого начала – это история белого духовенства, причта и прихожан. В продолжение последних десятилетий существования Савватьева монастыря в его истории фигурирует только один монах - иеродиакон Никон, да и тот появляется в последние пять лет. Получилось так не только из-за приписки Савватьевой пустыни к Новому Иерусалиму, куда, вероятно, перешла часть братии, но и вследствие церковных реформ начала XVIII в., начатых Петром I и Феофаном Прокоповичем, которых объединяла в том числе и нелюбовь к монахам. Постричься в монахи в первой половине XVIII в. было большой проблемой, с 1700 года - только по царскому указу. Поэтому запустели сотни даже крупных и знаменитых обителей, и Савватьев монастырь не стал исключением.

Источники для описания поздней истории Савватьева монастыря делятся на три группы:

  1. писцовые, ландратские и “офицерские” книги и ревизские сказки,
  2. документы вотчинной канцелярии,
  3.  документы консистории.

Первая группа источников немногочисленна, зато особенно интересна. Писцовые книги - полные описания земель и земельных владений Тверского уезда XVIII в., к сожалению, не сохранились (есть только по Твери). Но переписные книги 1710 и 1717 гг. сохранились до нашего времени. Последняя из них составлялась офицерами - “ландратами”, поэтому называется офицерской или ландратской переписью. По форме они похожи на писцовые книги, но без указания земельных владений. Кроме того, сохранились и данные более поздних переписей населения, “ревизий” - 1720, 1747 и 1763 гг. О строениях монастыря в последних, к сожалению, ничего не говориться. В том же 1763 году прошло полное описание монастырских вотчин, перед отнятием их у монастырей в государственную казну. Это описание, так называемая “офицерская опись” также дает дополнительный исторический материал.

Практически никаких документов из Савватьева в период с 1697 по 1713 год не сохранилось, само их отсутствие наводит на вполне определенные выводы. Из порядочного уже к 1693 г. архива монастыря не сохранилось до наших дней почти ничего. Уцелели только выпись из Писцовой книги, данная в 1671 г., послушная грамота 1689 г. и дело об отдаче крестьян Сумарокову 1697 г. – наиболее важные документы, попавшие уже в конце XVII в. в Новый Иерусалим. Многочисленные расписки, отпускные, указы приказчику - вообще, вся бухгалтерия, от которой в Савватьеве до 1764 г. хранился порядочный архив, датируется временем с 1713 г. Ничего из более раннего архива не осталось. Это означает одну причину - пожар около 1712 г.

Если взглянуть, что оказалось уничтожено огнем, выясниться, что храмы, за исключением Знаменского, уцелели. Но все хозяйственные постройки монастыря, все с любовью созданное игуменом Тихоном и старцем Ионой хозяйство погибло. После этого, план 1775 года рисует на монастыре только амбары (конечно же, не столетней давности). Пожар 1712 года был очень значителен. Все дворы, кельи, постройки (не проданные к этому времени) пропали, уцелел лишь скотный двор на другом берегу Орши.

Ближайшие богослужения